Программа творческого объединения "Клуб авторской песни"

Разделы: Музыка


Цели:

  • Обучающие:
    • Популяризация авторской песни, знакомство с историей становления нового жанра, творчеством авторов-исполнителей.
    • Формирование знаний об общечеловеческой культуре.
  • Воспитывающие:
    • Воспитание личностных качеств: коммуникабельности, культуры общения, толерантности, целеустремлённости.
    • Воспитание умения работать в разновозрастной группе, сотрудничать друг с другом.
    • Воспитание творческой активности.
  • Развивающие:
    • Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка
    • Духовное развитие личности ребёнка посредством авторской песни
    • Развитие
      • познавательных способностей,
      • ценностных ориентаций,
      • системы личностных отношений,
      • способностей к самонаблюдению и самооценке,
      • эмоционального, чувственного отношения к миру.

Задачи:

  • Дать начальное представление о музыкальной грамоте.
  • Научить основам техники игры на шестиструнной гитаре.
  • Познакомить с представителями нового музыкально-поэтического направления – авторской песней.
  • Стимулировать учащихся к созданию собственных песен.

Пояснительная записка

Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 1950-х годов, к времени, которое сегодня принято называть "хрущевской оттепелью". Тогда центром авторской или, как называли ее сами создатели, самодеятельной песни стал Московский государственный педагогический институт, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни. Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя их произведений: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Oн презирает мещанский уют, как и положено героям романтической поэзии.
Авторская песня получила на современном этапе новое звучание, выделилась в отдельный музыкальный жанр. Гитара стала одним из самых популярных музыкальных инструментов студенческой и рабочей молодёжи. Учащиеся с удовольствием овладевают начальными навыками игры на гитаре, пробуют свои силы в сочинительстве, знакомятся с самодеятельной авторской песней.
При составлении программы не использовались типовые образцы, это примерная программа, которая состоит из нескольких тематических разделов.

Название раздела Основное содержание
1 «Музыкальные азы» Начальное представление о нотной грамоте
2 Гитара как музыкальный инструмент Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре
3 Самодеятельная авторская песня как вид музыкального искусства Знакомство с феноменом авторской песни, которую строго ни к чему не отнесёшь: ни к чистой поэзии, ни к песне, ни к театру. Фестивали авторской песни.
4 «Романтики 50-60х годов» История становления и развития жанра
5 Авторская песня 70х – 80х годов.
«Две профессии – два призвания»
Знакомство с творчеством бардов, для которых авторская песня стала второй профессией
6 «Рождённая в огне и крови» Знакомство с авторскими песнями о военных действиях в Афганистане и Чечне.
7 «Для тех, кто дружен с рюкзаком» Авторская песня в туристических походах. Копилка песен для участия в туристических слётах
8 «Плечом к плечу в кругу орлятском» Знакомство с песнями всесоюзного лагеря «Орлёнок» и дальневосточного лагеря «Океан»
9 Современная авторская песня. Рассказ о творчестве современных авторов-исполнителей.

Первый раздел опирается на музыкальный курс сольфеджио, что позволяет учащимся овладеть необходимыми терминами, позволяющими в дальнейшем свободно ориентироваться в нотной грамоте и продолжать самосовершенствование в игре на гитаре.
Программа знакомит учащихся с яркими представителями авторской песни, начиная с 50х годов 20 века и до сегодняшних дней; с авторской песней, рождённой в период боевых действий, в орлятском кругу.

Программа рассчитана на учащихся 13-16 лет, срок реализации – 3 года
Программа предусматривает групповые и индивидуальные формы работы в режиме 1,2 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

1. Наличие интереса к авторской песне
2. Овладение некоторыми основами нотной грамоты
3. Стремление передавать характер песни при исполнении.

2 год обучения:

1. Наличие повышенного интереса к авторской песне
2. Вокально-творческое самовыражение при исполнении.
3. Умение исполнять двухголосные песни различной сложности.

3 год обучения:

1. Умение чувствовать исполняемые песни
2. Участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах, фестивалях; выезд по приглашению для участия в концертах.
Создание тетради-копилки с авторскими песнями.
Переложение понравившихся эстрадных песен для гитары.
Самостоятельный подбор аккордов
Сочинение собственных песен.
Отбор песен осуществляется с учётом необходимости, доступности, художественной выразительности.

Содержание курса

(Количество часов зависит от возраста и степени подготовленности учащихся)

1 раздел «Музыкальные азы»

Тема 1. Нотный стан. Гамма. Тональность.
Тема 2. Нотное обозначение звуков. Знаки аллитерации. Нотная длительность, музыкальные паузы.
Тема 3. Музыкальный интервал. Аккорд.
Тема 4. Музыкальный размер. Построение аккордов, аппликатура.

2 раздел «Гитара как музыкальный инструмент»

Тема 1. Строение гитары. История создания гитары как музыкального инструмента и его основное назначение.
Тема 2. Расположение нот на гитаре. Лад. Настройка инструмента. Правильное
положение рук.
Тема 3. Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды.
Тема 4. Тренировочные упражнения для игры на гитаре.
Тема 5. Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)
Тема 6. Тренировочные упражнения для игры на гитаре. Начальное исполнение баре.

3 раздел «Самодеятельная авторская песня как вид музыкального искусства»

Тема 1. Феномен авторской песни и выделение её в отдельный музыкальный жанр.
Тема 2. История фестивалей авторской песни. Грушинский фестиваль.
Тема 3. Дальневосточные фестивали авторской песни (г. Владивосток г. Хабаровск, г. Петропавловск-Камчатский)

4 раздел «Романтики 50-60х годов»

Тема 1. «Гениальный предтеча жанра». Александр Вертинский как один из родоначальников авторской песни.
Тема 2. «Солдат красоты», первый бард СССР Михаил Анчаров. Песни: «Тихо капает вода: кап, кап», «Баллада об относительности возраста» ( Слушание)
Тема 3. Поэт, геолог, доктор наук, путешественник Александр Городницкий. Истоки песенного творчества. «Снег» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 4. Сочетание фольклорно-игровой стилистики с историко-литературной традицией. «Атланты» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 5. Планета Юрия Визбора. Журналист, киноактёр, сценарист.
Песни: «Милая моя» и «Серёга Санин» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 6. «Наполним музыкой сердца…» Сущность поэтического мировоззрения автора-исполнителя. Песни: «Ты у меня одна», «Наполним музыкой сердца» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 7. «Да обойдут тебя лавины». Юрий Визбор – альпинист, горнолыжник. Песня «Домбайский вальс» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 8. «На любовь своё сердце настрою…» Булат Шалвович Окуджава. Арбатская лирика. Песни и стихи: «Арбатский романс», «Песенка об Арбате», «Арбатский дворик» (Слушание)
Тема 9. Исполнительская индивидуальность Булата Окуджавы. Песни «Давайте восклицать», «Ваше благородие», «Виноградную косточку в тёплую землю зарою» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 10. «С войною стали вдруг мы взрослыми…» Из фронтового дневника Булата Окуджавы. Песни «До свидания, мальчики», «В этом поле осколки, как розги»
(Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 11. Ариадна Якушева. Женственно-лирическая интонация песен Якушевой «Ты моё дыхание», «Вечер бродит» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение).
Тема 12. Работа Якушевой на радиостанции «Юность». Песни: «Собрался товарищ в дорогу», «Мой друг рисует горы». (Слушание)
Тема 13. «Поэт, актёр, лирик и сатирик в одном лице» Юлий Ким (Ю. Михайлов) Страницы камчатской жизни. Песни: «Губы окаянные», «Гимн лентяев»
Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 14. Запрет на творчество Юлия Кима. «Запоздалый комплимент» – второе рождение поэта. Злободневность лирики. Песни: «Фантастика – романтика», «Туристы-гитаристы» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение).
Тема 15. Новелла Матвеева. Мощь и живость воображения в песнях Новеллы Матвеевой. Песни: «Кораблик», «Страна Дельфиния» (Слушание)
Тема 16. Психологизм творчества Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни» («Любви моей ты боялся зря…»), «Развесёлые цыгане» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 17. Юрий Кукин. Поэтизация обыденности в творчестве Юрия Кукина.
Песни: «Город», «А над Петропавловском снова облака» (Слушание)
Тема 18. Романтика странствий в творчестве Юрия Кукина. Песни: «Дорожная» «Темиртау», «За туманом» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 19. Евгений Клячкин. Этапы творческой судьбы. Лиричность творческого исполнения. Песни: «Осенний романс», «Мокрая песня». (Слушание)
Тема 20. Александр Галич. Нелёгкая судьба поэта Александра Гинзбурга.
Слияние сентиментальных мотивов тюремного фольклора, печального комизма городского романса и сопротивления в песнях Александра Галича. Песни: «Я выбираю свободу», «Ошибка» (Слушание)
Тема 21. Неудовлетворённые романтические искания и вынужденная эмиграция Александра Галича. Песни: «Когда я вернусь», «Острова»
(Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 22. «Памяти Александра Галича посвящается…» Песни: Андрей Макаревич «Памяти Галича» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение), Владимир Высоцкий «Посмертная благодарность Галичу» (Слушание)
Тема 23. «Истинно народный певец» Владимир Высоцкий. Человеческое обаяние и масштабность личности. Песни: «Мне судьба до последней черты», «Я не люблю фатального исхода» (Слушание)
Тема 24. Тема подвига в творчестве Владимира Высоцкого. Песни: «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «SOS», «Песня о друге» (Слушание)
Тема 25. Озорные мотивы в творчестве Владимира Высоцкого. Песни: «Лукоморья больше нет», «Диалог у телевизора» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)

5 раздел: «Авторская песня 70-80х годов. Две профессии – два призвания»

Тема 1. «Путь от биофизики до песни…» Сергей и Татьяна Никитины. Композиторская деятельность Сергея Никитина. Песни: «Когда мы были молодыми», «Переведи меня через Майдан», «Александра» (Слушание и исполнение)
Тема 2. «Никитинские встречи». Песни в исполнении Никитиных для детей: « Про мышонка», «На далёкой Амазонке», «Собака бывает кусачей».
(Слова, мелодия, аккорды, исполнение).
Тема 3 «Тропинка к славе». Вадим Егоров – дефектолог и автор-исполнитель. Песни: «Друзья уходят», «Монолог сына или воздухоплавательная», «Песня о прадедах» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 4. Радио-журналист и «самарский бард» Леонид Сергеев. Участие в конкурсе «Весёлые ребята». Песни: «Колоколенка», «Зелёное небо» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение).
Тема 5. Кандидат физико-математических наук и автор-исполнитель собственных песен Александр Суханов. Страницы творческой судьбы. Песни «Колокольчик», «Зелёная карета» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 6. «Превращение человеческого быта в сказку», проникновенность и глубина лирики Вероники Долиной. Песни «Посвящение Александру Суханову», «Формула» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 7. Размышление о «вселенной женской души» в песнях Вероники Долиной. Песни: «Мой дом летает», «Была я баба нежная…», «Не альбомное» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 8. Разноплановость и собственная философия песен Александра Дольского, научного сотрудника, исследователя в области экономики и поэта-исполнителя. Песни: «Мир сверху», «Две женщины» (Слушание)
Тема 9. Виктор Берковский. Совмещение напряжённой научной работы с композиторством авторской песни. Тонкое прочтение поэзии и сочинение музыки, с глубоким пониманием смысловых и звуковых нюансов. Соавторство с Сергеем Никитиным. Песни: «Альма-матер», «Гренада». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 10. «Романтик морских дорог» Георгий Аделунг. Песни: «Робинзон Крузо», «Мы с тобой давно уже не те». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 11. Андрей Макаревич. «На пике популярности» – творчество в группе «Машина времени». Песни: «Поворот», «Свеча», «Я хотел бы пройти 100 дорог», «Музыкант» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 12. Авторский дуэт «Иваси» – Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Философско-юмористическое начало песен творческого дуэта. Песни: «Глафира», «В аэропорту Минводы», «Лесник» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 13. Александр Розенбаум – «от скорой помощи до сцены». Лирическое начало ранних произведений Александра Розенбаума. Песни: «Шилохвость», «Серый в яблоках конь», «Ах, не вините меня в том» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 14. Казачьи песни Александра Розенбаума: «На Дону, на Доне», «Казачья песня», «Разгульная», «Заболело сердце у меня» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 15. Патриотическая тема в творчестве Александра Розенбаума. Песни: «На войне, как на войне», «Послевоенный вальс», «Красная стена» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)

6 раздел: «Рождённая в огне и крови»

Тема 1. Авторская песня об Афганистане и Чечне. В. Иванов «Память», С. Земцов «Над Афганистаном», И. Грязнов, Р. Мусин «Кукушка» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение), С. Яровой «Мы стоим у опасной черты», А. Розенбаум «Черный тюльпан», С. Крылов «Подорожники» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение), В. Белов, Т. Полянина «Моздокская берёзка». (Слушание)
Тема 2. Тема Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Песни «До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и др. (Слушание)

7 раздел: «Для тех, кто дружен с рюкзаком»

Тема 1. Александр Круп «Сто дорог» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение); Наум Лисица «Вальс в ритме дождя» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 2. Р. Ченборисова, И. Сидоров «Люди идут по свету»; Юрий Визбор «Перевал» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 3. Владимир Канер « А всё кончается…», Георгий Аделунг «Пять ребят». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 4. Борис Бурда «Расстояния»; Владимир Ланцберг «Старина». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)

8 раздел: «Плечом к плечу в кругу орлятском»

Тема 1. В. Ланцберг «Алые паруса», С. Иванов–Гончарук «Разговоры еле слышны». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 2. А. Генц, С. Данилов «Далёкий порт», А. Лемыш «Так вот бывает». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 3. Д. Воронков, Я. Ваксман «Птенцы», А. Городницкий «Паруса Крузенштерна». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)

9 раздел: «Современная авторская песня»

Тема 1. Основные тенденции развития современной авторской песни.
Тема 2. «Песня – моё призвание». Олег Митяев и его творчество. Песня «Изгиб гитары жёлтой». (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 3. Тема города в творчестве Олега Митяева. Песни: «С добрым утром, любимая», «Посмотри, в каком красивом доме ты живёшь», «Лето – это маленькая жизнь» (Слова, мелодия, аккорды, исполнение)
Тема 4. Камчатский бард Алексей Бельдюгин. Песни «Листопад», «На сопке любви» (Слушание)

Методическое обеспечение

  1. Форма проведения занятий – рассказ учителя, беседа, практическое занятие, чаепитие при свечах, репетиция, выступление.
  2. Дидактический материал: фотографии авторов-исполнителей, презентации, подборка дисков, сборники с текстами авторских песен.
  3. Технические средства оснащения: магнитофон, компьютер, музыкальный инструмент (гитара)

Список литературы, которую можно использовать при подготовке к занятиям:

  1. «Самые знаменитые барды России» С. Истомин, Д. Денисенко, Москва,«Вече», 2002 год.
  2. «Нет хода нам назад» (33 московских барда) Р.А. Шипов, Москва, «Прейскурант-издат». 1991 год
  3. «Юрий Визбор. «Когда все были вместе» Д. Сухарев, Л. Аннинский, В. Ревич и др. «Киноцентр» 1989 год.
  4. «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза» А. Крылов, В. Новиков, Москва, «Книжная палата», 1989 год.
  5. «Юрий Визбор. Я сердце оставил в синих горах» А.Азаров, Москва, «Физкультура и спорт», 1989 год.
  6. «Булат Окуджава. Феникс» Е.Баранчикова, «Феникс», 2000 год.
  7. «Александр Галич. Возвращение» Г.Соловьёва, «Музыка», 1990 год.
  8. «Александр Розенбаум» Н.Белова, Москва, «Триэн», 2001 год.