Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали,  что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Учитывая значимость данного вида работы, организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

  • Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные  по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
  • В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.
  • Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
  • На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме. Предлагаю несколько конспектов занятий, с использованием нетрадиционных техник рисования.

Конспект занятия по рисованию  и аппликации в подготовительной группе

Тема: «Звездный коллаж»

Программное содержание:

  • Обучить детей новому способу рисования с помощью мыльных пузырей.
  • Обучить детей методам нетрадиционного рисования (отпечатыванию).
  • Развить навык симметричного вырезывания (сложенного пополам).
  • Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.

Материал: Листы темной бумаги, пластиковые стаканчики. Жидкое средство для мытья посуды, соломинки. Цветная бумага, ножницы, клей, кисти.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю, и сегодня мне хочется отправиться в космическое путешествие,  к неизведанным планетам. Как вы думаете, что находится там, далеко над нами, в голубой долине небосвода? (Звезды). А что такое звезды? Какие они? Они разные по размеру, по температуре. Это – огненные шары. Одни более горячие, другие менее, поэтому и цвета разные. Самые горячие – белые, менее горячие голубые, потом желтые, красные. Назвать планеты. (Меркурий, Венера, Сатурн…)

– Сегодня мы будем рисовать их необычным способом – мыльными пузырями. Хотите?

В стаканчик с водой добавляем гуашь и немного моющего средства, размешиваем палочкой для коктейля, а затем начинаем дуть, так чтобы пена поднялась. Берем лист и накрываем стаканчик, затем аккуратно поднимаем. Остался отпечаток? Вот и первая планета. Как назовем? На листе дети печатают 2-4 планеты. Затем, когда отпечаток подсохнет, дети вырезают путешественников, из бумаги, сложенной вдвое и приклеивают, можно вырезать астероиды разной формы и тоже наклеить.

Итог

– Как здорово, мы сегодня побывали в  необыкновенном космическом пространстве и узнали много нового о звездах. Может быть, когда-нибудь можно будет отправиться на экскурсию на звездолете и на самом деле побродить, посмотреть, привести сувениры. А пока, у нас есть возможность нарисовать и помечтать об этом.  

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Тема: «День Победы» (техника «граттаж»)

Цели:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны.
  • Познакомить с новой техникой рисования «граттаж».
  • Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов.

Зрительный ряд: фотографии памятников героям Великой Отечественной войны.

Литературный ряд: стихи Р. Рождественского «Помните».

Музыкальный ряд: фонограмма песни «день Победы» (ел. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Материалы: картон, зубочистки готовый фон.

ХОД ЗАНЯИМЯ

– Ребята, послушайте, пожалуйста, фонограмму песни и скажите о чем в ней говориться? (Ответы детей.)

– Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но в нашей памяти снова и снова воскрешаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нам с вами тепло и уютно. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто воевал и погиб, а кто вернулся, восстанавливал нашу израненную  и разрушенную страну. Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы, но и в наших сердцах. (На стенде иллюстрации памятников)

– Поэт Р. Рождественский писал:

Люди, покуда сердца стучатся
Помните, какою ценою,
Завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!

– В честь памяти героев сочиняют стихи, пишут песни и даже называют улицы. Их не мало и в нашем городе:

  • улица имени Веры Соломиной
  • улица имени А. Матросова
  • улица имени Л. Черемнова
  • улица имени А. Красилова
  • улица имени И. Герасименко

– В память о павших земляках, горит Вечный огонь на Бульваре героев. Но, сегодня мы не будем грустить.

Фонограмма.

Физкультминутка: «Солнечный круг, небо вокруг»…

– Праздник – это радость, улыбки и, обязательно, салют.
– Рисовать мы будем необычным способом – называется он – «граттаж».
– Вспомним, как мы готовили фон. (Натирали цветной картон воском и покрывали тушью с мылом)
– На что похож салют? (Звездочки и блики от них).

Рисование

Итог

Пусть всегда будет мир на земле!

Выставка детских работ

Занятие по изобразительной деятельности

Тема: «День Победы» («ниткография»)

Цели:

  • Познакомить с новой техникой рисования «ниткография».
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие при рассматривании  картин и прослушивании песен о Великой Отечественной войне.  
  • Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны.

Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «день Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Материалы: гуашь, нитки, кисти.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«День победы»

Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Этот день ждали все люди нашей страны. Много было сделано для того, чтобы он  настал как можно скорее. Давайте вспомним, как приближали этот день те, кто воевал на фронте и работал в тылу.

(Рассказы детей)

– Прошло много лет, но в наших сердцах жива память о тех, кто сохранил мир для нас. Мы вспоминаем о них, гуляя по Бульвару Героев, стоя у Вечного огня, встречая ветеранов, слушая рассказы и воспоминания наших дедушек и бабушек. И каждый год – 9 мая в честь победы над фашистскими войсками и восстановления мира на земле, в небо взлетает салют. Ребята, кто из вас видел салют? Какой он? На что похож? (Ответы детей)

И в небо звёздочки взлетают
Напоминая нам о тех,
Кто свои жизни отдавал
За то, чтоб мир был на земле.

– Сегодня мы будем рисовать «Салют» необычным способом. А помогут нам нитки/ (Объяснение)

Рисование (индивидуальная работа с детьми)

Рассматривание рисунков, отмечая яркость, непохожесть, праздничность каждой работы.

Выставка рисунков