Дидактическая цель: cоздать условия для раскрытия творческих способностей обучающихся посредством игры.
Образовательная цель: добиться закрепления знаний о материке Африка.
Воспитательная цель: способствовать формированию географической культуры личности.
Развивающая цель: создать условия для развития умения работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.
Тип урока: обобщение и повторение изученного материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Средства обучения: учебник географии 7 класса, атлас по географии 7 класса, физическая карта мира, физическая карта Африки, макет корабля, бумажные флажки, контурные карты.
Цели и задачи для учащихся:
- знать и объяснять особенности природы Африки;
- уметь работать с учебником, с настенными и контурными картами.
ХОД ИГРЫ
«Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с материком Африка, поэтому попробуем сейчас с вами совершить увлекательное путешествие по этому материку, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое. А я, кроме того, представлю вам ещё алмазные копи, отвалы горных пород от добычи самоцветов, где бы я с удовольствием поискала интересные минералы, чтобы пополнить свою коллекцию».
(Подхожу к столу, где лежат крупные образцы минералов и горных пород)
«Вот так штука! Случай небывалый;
Кажется, здесь шепчут минералы.
И о чём затеяли вы споры?
Может быть, о том, где лучше горы?
Ты хрусталь, мне помнится, с Урала?
Лазурит Сибирь нам откопала.
Гипс, агат с далёкого Приморья,
Магнетит с Хибинского нагорья,
Соль из Белорусского Полесья.
А теперь в коллекции вы вместе.
Вижу здесь песчаную я розу.
Вся дрожит, как будто от мороза.
Это ж из самой, друзья, Сахары.
Где пески и камни пышут жаром.
Хочет здесь о родине услышать
От детей: девчонок и мальчишек.
Надо уважать гостей желанье.
Уделим мы Африке вниманье.
Учащиеся соглашаются, учитель выставляет макет корабля.
В плаванье отправимся мы, дети,
Вот на этом маленьком корвете,
Есть у нас особенный билет,
Будет он, как пропуск, за ответ.
С помощью билетов в конце урока оценивается работа учащихся и выставляются оценки.
Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье.
На доске можно заранее нанести простым
карандашом большой контур Африки и острова
Мадагаскар, чтобы детям было незаметно, затем
обвести мелом.
Начинается работа с контуром на доске.
А теперь прошу в таком же плане
Нанести моря и океаны
Острова, заливы и проливы…
Ну, смелее! Кто здесь непугливый?
И ещё минуточку вниманья:
Это что за цифры – расстоянья?
- 14 км – Гибралтарский пролив
- 120-318 м – Суэцкий канал
- 2800 км – расстояние до Южной Америки
Нанесите реки и озёра
Кто сумеет это сделать скоро?
Когда учащиеся нанесут все объекты мелом на контуре, вывешивается физическая карта Африки.
Что ж! Сравним всё с картой настоящей,
Думаю, эскиз наш подходящий.
А теперь, используя всё это,
Дайте обстоятельней ответы
Доказать при этом вы попробуйте
Положенье Африки особое!
Даёт ответ о географическом положении Африки.
Что-то всё в коричневых тонах.
Неужели вся Африка в горах?
Каково её происхождение?
Может, кто-то помнит объясненье?
Учащиеся поясняют особенность рельефа Африки
На платформе вдруг вулканы, трещины…
Объясните, в чём противоречие?
Выберем места для остановок
И оценим сразу обстановку.
Не люблю я ливни и жару.
Но без дождика и мягких зим помру.
Будет ли комфортною погода?
Здесь всегда, в любое время года?
Учитель крепить на физическую карту Африки флажки с номерами:
1. Сахара
2. Бассейн р. Конго
3. Субтропики
Учащиеся дают характеристику климата в этих точках и делают прогнозы для данных остановок.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
мечта. Волны Тихого океана в последний раз
коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на
самом огромном материке земного шара! Стоял
сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои
снега ещё лежали под высокими эвкалиптами,
которые стояли зелёными, так как они никогда не
сбрасывают хвою.
Пингвины, которых выделяли на снегу их чёрные
фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру
огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван
верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и
попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в
зелёном убранстве, особенно красивы были молодые
листочки на берёзах. На берегу самого красивого и
глубокого в мире озера Танганьика сделали
привал, наловили тунцов и написали эти заметки».
Хоть заданье было и с подвохом.
Справились вы с ним совсем неплохо.
Учитель раздаёт карточки-задания с названиями народов Африки.
Африка – это смешение рас.
А потому постарайтесь сейчас
Народы разместить по местам проживания.
Старайтесь точнее исполнить задание.
Учащиеся заполняют карточки-задания.
Египет, Нигерия, ЮАР.
Посмотрим на эту книгу рекордов,
Которую Африка пишет гордо.
Может, найдутся у вас советы,
Чтобы дополнить страницы эти?
За 5 минут вы должны дать можно больше информации о предложенной стране.
В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.