ХОД ИГРЫ
1 этап
Заочно проводится конкурс рисунков на темы: «Моё счастливое детство», «Я имею право на…». Капитаны каждой команды в начале игры проводят «экскурсию» по рисункам.
2 этап
Учащиеся должны выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных и ответить на вопросы учителя. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
№ п\п |
Вариант ответа А |
Вариант ответа В |
|||
1 | Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации прав ребёнка независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических или иных убеждений | На всё, что изложено в Декларации
прав ребёнка могут рассчитывать только: – внуки и правнуки Царя Салтана, а также дети Соловья-разбойника; – дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного; – дети одного с Бабой Ягой цвета кожи, одной с ней национальности и разделяющие взгляды Кощея Бессмертного |
|||
Вопрос классу: Какой из вариантов ответа является более справедливым и почему? |
|||||
2 | В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически | У государства свои заботы, у детей – свои. Дети не занимаются вопросами воспитания и развития государства, а государство не занимается вопросами воспитания и развития детей | |||
Вопрос классу: Какой вариант правильный? Можно ли стать всесторонне развитым человеком, если всё своё время посвящать развлечениям, играм и забавам? |
|||||
3 | Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка | Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка. За исполнение этих законов отвечает Баба Яга. Контроль над их соблюдением возлагается на Спящую Царевну | |||
Вопрос классу: Нужны ли законы, защищающие детей? Кто должен следить за их соблюдением? |
|||||
4 | Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя | Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать имена им не надо. Дети должны обращаться друг к другу по кличкам или прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения, отменяется | |||
Вопрос классу: Дразнил ли кто-нибудь вас? Что вы при этом чувствовали? |
|||||
5 | Каждый ребёнок имеет право на достойные медицинское обслуживание, жилище, питание, развлечения | На достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей. На достойное жилище – дети строителей. На хорошее питание – дети поваров | |||
Вопрос классу: Какой из вариантов вы считаете более справедливым и почему? Даже самый красивый дом можно испортить, разукрасив стены и лифты глупыми надписями, разбив лампочки и стёкла в подъезде. Приятно ли и удобно жить в таком доме? |
|||||
6 | Каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их здоровья | Государство должно заботиться только о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами | |||
Вопрос классу: Почему государство должно особенно заботиться о матери и ребёнке? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? |
|||||
7 | Каждый ребёнок с физическими или психическими недостатками имеет право на заботу, а также на специальное образование и медицинский уход | Ребёнок с физическими или психическими недостатками должен заботиться о себе сам | |||
Вопрос классу: Ещё вчера ты был нормальным здоровым ребёнком, а сегодня, к сожалению, сломал руку, то есть приобрёл физический недостаток. На чью помощь ты можешь рассчитывать? Величайший поэт Древней Греции был слепым. Появились бы на свет его поэмы «Илиада» и «Одиссея», если бы рядом с ним не было заботливых людей? Как нужно относиться к людям с физическими или психическими недостатками? |
|||||
8 | Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании | Каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания. Дети, чьи права не соблюдаются, направляются в пансионат Змея Горыныча за тридевять земель, где им будут обеспечивать уход и заботу | |||
Вопрос классу: Почему детям нужны любовь и внимание? Можно ли выполнять все желания детей? К чему это может привести? Должны ли дети сами заботиться о ком –либо? |
|||||
9 | В тех случаях, когда ребёнок по каким-то причинам мешает семье, он имеет право на особую заботу государства | Дети, лишившиеся семьи, имеют право пойти за тридевять земель просить помощи у доброго царя | |||
Вопрос классу: Почему о детях, лишившихся семьи, должно заботиться государство? |
|||||
10 | Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей мамой, кроме исключительных случаев | Ни один малолетний ребёнок не может
быть разлучён со своей мамой, кроме тех случаев,
когда она: – круглосуточно запрещает смотреть телевизор; – регулярно проверяет дневник; – кормит ребёнка манной кашей; |
|||
Вопрос классу: Считаете ли вы запрещение круглосуточно смотреть телевизор достаточной причиной лишения мамы родительских прав? Когда вы станете взрослыми, как вы будете себя вести, чтобы ваши дети никогда не захотели разлучаться с вами? |
|||||
11 | Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь | Для оказания материальной помощи многодетным семьям государство обязано сообщать Бабе Яге, Гусям-Лебедям и Змею Горынычу адреса этих семей | |||
Вопрос классу: Почему государство заботится о многодетных семьях? |
|||||
12 | Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере на начальных стадиях | Каждый ребёнок имеет право на
обязательное образование по телевизору.
Обязательными учебными предметами являются: – родная речь (учитель Соловей-разбойник); – история и естествознание (учитель Кощей Бессмертный); Права ребёнка (преподаёт Баба Яга); Трудовое воспитание (учитель Емеля); |
|||
Вопрос классу: Почему каждому ребёнку необходимо учиться? |
|||||
13 | Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка. Об этом обязаны заботиться государство и , в первую очередь, родители ребёнка | Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка. Об этом обязаны заботиться Баба Яга, Емеля, Соловей-разбойник и Кощей Бессмертный | |||
Вопрос классу: Кого, по вашему мнению, будет считать «культурно развитым ребёнком» Василиса Премудрая, а кого Баба Яга? |
|||||
14 | Каждый ребёнок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь | Каждый ребёнок, первый прибежавший к
месту получения защиты и помощи, первым их
получит. Все остальные получат по подзатыльнику. |
|||
Вопрос классу: Какой из двух вариантов текста вы считаете справедливым и почему? |
|||||
15 | Каждый ребёнок должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме | Каждый ребёнок до десяти лет должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме | |||
Вопрос классу: Какой из двух вариантов текста вам понравился больше и почему? |
|||||
16 | Ни один ребёнок не может быть продан или куплен | Ни один ребёнок не может быть продан или куплен, но может быть заменён на более послушного и вежливого | |||
Вопрос классу: Делаете ли вы хоть что-нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желание обменять вас на ребёнка получше? |
|||||
17 | Ребёнок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для здоровья, умственного и физического развития | Ребёнок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом, если он состоит в родстве со Змеем Горынычем | |||
Вопрос классу: Какие занятия считаются вредными, а какие – полезными? |
|||||
18 | Каждый ребёнок должен быть защищён от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме | Каждый светловолосый ребёнок имеет право проживать в избушке на курьих ножках, где он будет надёжно защищён от всякой дискриминации | |||
Вопрос классу: Как может повести себя ребёнок, выйдя из избушки на курьих ножках и впервые увидев детей с иным цветом волос? |
|||||
19 | В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами | В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания в отношении приятных ему народов | |||
Вопрос классу: Как быть с неизвестными вам народами, о которых вы ничего не знаете: – давать их представителям обидные клички; – замазывать чернилами на карте те страны, где эти народы проживают; – познакомиться с их историей и культурой и понять, что эти народы ничуть не хуже других? |
|||||
20 | В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить людям | В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить только близким людям | |||
Вопрос классу: Возможна ли нормальная жизнь в государстве, если все живущие в нём столяры будут делать мебель, писатели писать стихи, а шахтёры добывать уголь только для себя и своих близких? Что вы, ребята, можете сделать хорошего и полезного людям? |
3 этап
Закончите утверждения, выбрав из предложенного списка подходящие пункты:
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
– Приказав Чернавке увести царевну и бросить
её связанную в лесу, царица посягнула на…(2)
– Брак королевича Елисея и царевны был
заключён при…жениха и невесты (3)
– Пёс Соколко не пускал старуху в дом, охраняя
право на…(1)
1) неприкосновенность жилища;
2) личная неприкосновенность, жизнь и свобода;
3) свободное и обоюдное согласие.
А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане»
– Князю Гвидону, превратившемуся в комара,
никто не мешал воспользоваться правом …(2)
– Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
виноваты в…царицы(3)
– Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил
отложить решение до своего возвращения, чтобы
установить виновность или невиновность царицы с
помощью…(1)
1) закон и справедливый суд;
2) уехать из своей страны и вернуться на родину;
3) посягательство на честь и репутацию.
4 этап
Учащиеся должны ответить на вопросы по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:
– Кто из персонажей сказки воспользовался
своим правом на труд? (Балда)
– За какое вознаграждение и на какой срок поп
нанял работника? (Поп нанял работника за три
щелчка себе по лбу и обязался кормить его
варёной полбой)
– Получал ли работник вознаграждение, которое
могло обеспечить ему и его семье достойное
существование? (Нет)
Побеждает та команда, которая правильно выполнит наибольшее число заданий, тем самым набрав наибольшее количество баллов.