Цели занятия:
- формирование глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам;
- развитие самосознания и саморефлексии участников, уточнение Я-образа, выработка позитивного самоотношения;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Задачи занятия:
- сформировать позитивный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
- расширить представления участников о счастье как о ценности;
- на основе формирования навыков саморефлексии и самопознания развивать умения ставить цели, принимать решения.
Методы, применяемые в ходе занятия:
- метод групповой рефлексии;
- метод концентрации присутствия;
- метод группового решения проблем;
- метод построения диспозиций;
- метод символического самовыражения.
Размер группы: 10-12 человек.
Время: 1,5 часа.
Оборудование:
- кабинет не менее 18 м2;
- стул для каждого участника;
- три стола для размещения реквизитов;
- бэйдж для каждого участника;
- магнитофон;
- костюмы сказочных героев и атрибуты сказочной жизни;
- маркеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть (8-10 минут)
1. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии, тема которого звучит так: «Сказочными тропами счастья» (имена участников пусть будут написаны заранее).
2. «Я надеюсь, что сегодняшняя сказочная атмосфера поможет нам творчески подойти к пониманию счастья как ценности, к осознанию, что же такое счастье для каждого из нас и какими путями мы готовы идти для его достижения. Сегодня у нас присутствует волшебная палочка, она поможет мне превратить вас в сказочных героев. Посмотрите, сколько сказочных предметов у нас есть. За нами наблюдают добрые волшебники».
3. Я прошу участников поделиться своими чувствами, мыслями по поводу предстоящей работы.
Цель: формулирование участниками своих
ожиданий, ценностей, мыслей.
Сейчас я взмахну «волшебной палочкой», и мы с
вами на время станем сказочными героями.
4. Прежде, чем отправиться в сказочное путешествие, давайте примем правила жизни в сказочной стране. Я предлагаю следующие правила:
- каждый сказочный герой говорит только от собственного имени;
- «тайна сказочной жизни»: все, что происходит с нами в сказочной стране – наша тайна;
- в нашей сказке каждый герой имеет право на собственное мнение;
- все герои вместе отправляются в сказочное путешествие и проходят свой путь;
- каждый сказочный герой говорит то чистого сердца, открыто выражая свои мысли;
- в нашей сказке все герои живут в настоящем времени.
Вы можете дополнить и предложить свои варианты правил сказочной жизни. Принимаем? Прекрасно! Итак, наше путешествие начинается!
5. А теперь пусть каждый сказочный герой по очереди выходит в центр круга, называет свое имя и делает жест, характерный для сказочного героя, с которым он себя отождествляет. Остальные участники также делают шаг в центр круга и повторяют имя и движение.
Цель: создать настрой на совместную работу, создание сказочного настроения.
II. Основная часть (занимает время без обсуждения 40 минут)
Отправляемся в путь дальше, идем по нашей тропе. Сейчас я приглашаю сказочных героев к размышлению над вопросом: Что же такое счастье? Поэт Э. Асадов в своем стихотворении пишет так:
Что же такое счастье?
Одни говорят: – Это страсти:
Карты, вино, увлеченья –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
…Что такое счастье? В богатстве ли оно? Или в
любви к свободе? Или, может быть, в доброте и
правоте? В жертвенной любви доброго сердца? А
может быть, счастье – это наше внутреннее
солнышко?
…Что такое судьба? Что это значит: умным горе, а
дуракам счастье? И какие же это такие – дураки?
Может, они вовсе не дураки?
Вот о чем спрашивает человек, и особенно русский
человек, свою сказку. И все эти вопросы: о счастье,
о судьбе, о правде и зле, о смысле и о путях жизни.
И сказка отвечает…
1. Упражнение «Волшебный мешок»
Цель: расширение представлений участников о
счастье.
А теперь, уважаемые сказочные герои, я предлагаю
вам заглянуть в наш «волшебный мешок», где
хранятся написанные на листочках бумаги
суждения и размышления великих о счастье. Я прошу
выборочно вытащить несколько высказываний.
Давайте зачитаем их. Подумайте, какое из них вам
ближе. Пусть буквально в двух словах скажет, что
значит счастье для него.
2. Сочинение и проигрывание сказок в подгруппах
Таким образом, мы видим, как много граней имеет счастье. Если счастье символически представить в виде магического кристалла, то в нем можно увидеть те грани, которые мы с вами уже назвали, и те, которые не названы. Я дописываю предложенные участниками грани кристалла «Счастье». Сказка быстро сказывается, поэтому мы не успеваем в течение одного занятия рассмотреть все грани нашего магического кристалла. Я предлагаю сказочным героям разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет разыгрывать свою сказку о счастье. Для этого каждой подгруппе нужно выбрать только одну грань.
Грани кристалла:
- цена счастья;
- желания и возможности;
- подарки судьбы;
- терпение;
- любовь;
- добродетель;
- трудолюбие;
- честность;
- чувство меры.
Выбрали? Молодцы. На столах лежат сказочные
атрибуты, которые помогут сказочным героям
перевоплотиться в соответствии с выбранной
ролью.
Я вручаю героям сказочные зачины.
Зачины сказок
- У Короля и Королевы не было детей, а им очень хотелось наследника. Куда только ни обращались они за помощью, но никто не мог им помочь. Однажды они решили последний раз попытать счастья и обратились к Злой Колдунье, славившейся своим колдовским мастерством. Выслушала их Злая Колдунья и сказала: «Скоро у вас родится прекрасный сын. Однако, когда ему исполнится 18 лет, он ослепнет»… Прошло 18 лет…
- или в старину в одной деревне три брата. Старший и средний – умные, а младший – дурачок. Его так и звали – Иванушка-дурачок. Пошли братья по свету искать свое счастье. Младший брат отстал от братьев, и пришлось ему заночевать прямо в лесу. На рассвете он проснулся и увидел…
- Некогда жил один человек. Своей земли у него не было, а на чужой сколько ни работал – богатства никакого не накопил. Бедно жил. Жениться хотел – да кто пойдет замуж за такого бедняка! Решил он сходить за советом к Мудрецу, как разбогатеть. А дорога далекая, трудная. Вот заметил бедняк в темноте…
- Двое сыновей со своими родителями жили в жуткой нищете, однако в доме царили радость и счастье, рожденные от чистой и светлой любви, которую невозможно оценить никакой монетой. Однажды в этот дом постучала удача, суля вечный праздник. И один из сыновей, забыв о бедных родителях, потянулся за лакомым легким куском…
- Каменотес много и тяжело работал. Он был несчастлив. И однажды он сказал: «Это не жизнь. Почему я не могу быть кем-нибудь более богатым? Тогда бы я был счастлив». Ему явился Ангел и сказал: «Ты богат». Он стал жить в большом великолепном доме. Однажды он услышал шум с улицы. Посмотрев в окно, он увидел шествие Короля. И богач внезапно понял, что несчастлив. И снова явился Ангел и сказал: «Ты – Король»…
- Жил в одной деревне честный старик. Однажды ночью он видит во сне, как с неба свалилось ему счастье. Старик обрадовался. На другой день, когда он работал в поле, что-то звякнуло у него под мотыгой. Старик разрыл землю и увидел старый сосуд, на дне которого лежала маленькая золотая монета. Старик очень удивился: «Если судить по вчерашнему сну, то я должен получить счастье с неба, однако я вырыл сосуд из земли. Значит, это не небесное счастье, а земное. Значит, этот клад не для меня». Он положил монету и ушел обратно домой…
Через 15 минут каждая подгруппа должна
проиграть продолжение сказки. Я буду находиться
рядом, и если вам понадобится моя помощь, можно
обращаться. Помните, что в каждой сказке должна
быть завязка, кульминация и счастливый конец
(желательно).
Представьте себе, что вам досталось некое
волшебное средство, с помощью которого может
быть разрешена проблема сказочного героя. Быть
может, это средство поможет герою решить
проблему с позиции силы, а может быть – с
позиции хитрости. Подумайте, что это за волшебное
средство, кто вам его дал, какую потребовал плату.
В чем заключается результат, который вы получите,
воспользовавшись этим средством? Сочиняйте
вместе!
Обсуждение (20 минут)
Цель: обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом и с реальной жизнью.
Сначала я задам вопросы героям 1-й подгруппы, затем – 2-й.
Вопросы для обсуждения:
1. Основная тема:
– О чем эта сказка?
2. Актуализированные чувства:
– Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие грустные, какие страх, раздражение и т.д. Почему герой реагирует именно так?
3. Линия героев сказки, способы преодоления трудностей:
– Как герой решает проблему? Какой способ выбирает: активный или пассивный? Все решает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
4. Линия героев сказки, мотивы поступков:
– Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
5. Линия героев сказки, отношение к окружающему миру и самому себе:
– Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как эти тенденции распределяются в жизни каждого из нас?
6. Образы и символы в сказке:
– Какие тенденции, уроки, способы поведения
несет в себе каждый герой сказки? Чему она нас
учит? В каких ситуациях нашей жизни нам
пригодится то, что мы узнали из сказки? Как
конкретно мы это знание будем использовать в
своей жизни?
Э. Асадов так заканчивает свое стихотворение,
которым я начала наше занятие:
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Притча.
Когда Бог создал человека из глины, у него остался неиспользованным маленький кусочек. И Бог спросил у человека: «Что тебе еще слепить?» «Слепи мне счастье», – ответил человек. Ничего не ответил Бог, только вложил ему в руки маленький кусочек глины…
III. Завершающий этап (подведение итогов занятия) – 10 минут
Игра «Клубочек»
А сейчас давайте все встанем в круг. Наше
путешествие подходит к концу. Пусть каждый
скажет несколько слов о нашей совместной работе
в ходе сказочного путешествия, поделится своими
мыслями, чувствами. Каждый герой бросает
другому волшебный клубочек и оставляет у себя
часть клубка, который разматывается по мере
движения от участника к участнику.
Посмотрите, какой красивый у нас получился узор.
Это как карта пройденных сказочных дорог. Он
символизирует связи в группе, возникшие за
время жизни в сказке. Давайте оставим как
групповую память о пройденном вместе пути.
Заметьте, что в конце нашей сказочной тропы
каждый пришел к своему счастью. Может быть, эта
дорога поможет кому-то найти свое счастье.
Деролинг: по взмаху волшебной палочки с вас снимается роль сказочных героев и каждый вновь становится самим собой.
Ритуал прощания
Ведущий: Итак, наше путешествие
окончено. Давайте попрощаемся со сказочной
страной. Я благодарю вас за совместно пройденный
путь. Все вы оставили свои следы в сказочной
стране, при этом вы сами несколько изменились,
потому что пребывание в сказке обязательно
меняет человека – иногда сразу, иногда
постепенно.
Я надеюсь, что новый опыт и знания обязательно
пригодятся вам в жизни. У нас 11 свечей – ровно
столько, сколько нас было на занятии. Передавая
свечи, пусть каждый из вас мысленно поделится
частичкой своего тепла и пожелает добра, радости
и счастья.
До свидания! Пусть сказочные дороги вашей жизни обязательно будут счастливыми!
Список литературы:
1. Библиотека Ошо: притчи путника. – СПб.: Вектор,
2006. – 158 с.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие
самосознания через психологическую сказку. –
М.: Ось-89,2001.
3. Джон Элдридж. Путь желания. – Изд-во
«Шандал», 2002. – 272 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т., Михайлова Е. Комплексная
сказкотерапия как новая
психолого-педагогическая технология// Журнал
практического психолога 1998, №5, стр.44.
5. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки.
Исторические корни «волшебной» сказки. – М.,
Лабиринт, 1998. – 512 с.
6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки
и игры. – СПб.: Речь, 2002. – 168 с.