Обобщающий урок-игра в 8-м классе "Звездный час" по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия


Цель: Развитие у учащихся активности, самостоятельности и интереса к предмету, а также логического мышления на основе создания проблемных ситуаций с помощью вопросов и заданий предусмотренных игрой.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, магнитная доска с магнитными знаками, карточки с заданиями, творческие работы учащихся, рефераты.

Этапы урока:

1. Предварительная подготовка Ответы на вопросы, темы рефератов.
2. I. Отборочный тур “Разминка” Вопросы: за полный ответ 3 балла, за дополнение 1 балл.
3. II. Маска я тебя знаю Загадки.
4. III. Придумай.
Игра с остальными учащимися “Разгадай ребус”
Самостоятельная работа по карточкам.
5. IV. “Расскажи обо мне” Задания по таблице Д.И. Менделеева.
6. V. “Ты мне, я тебе”  
7. Подведение итогов Выставление оценок.
8. Домашнее задание Подготовка к К/р.

Знания необходимые учащимся:

  1. Биография Д.И. Менделеева.
  2. Открытие периодического закона и периодической системы.
  3. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в периодической системе химических элементов.
  4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
  5. почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
  6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
  7. Значение периодического закона.
  8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность периодического закона.
  9. Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов.

Темы рефератов:

  1. Великий закон сегодня.
  2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
  3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники.
  4. Подтверждение основных законов философии на примере периодической системы химических элементов и строения атома.

Ход урока

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с разнообразием химических элементов, которые находятся в периодической таблице Д.И. Менделеева, а также вы сможете пронаблюдать, как вещества могут взаимодействовать друг с другом, образовывая новые соединения.

Я рада вас приветствовать на игре “Звездный час”! Но для того, чтобы участвовать в ней, необходимы знания и сообразительность. За каждый правильный ответ вы получаете звезду. Набравшему наибольшее количество звезд нужно будет пройти еще несколько туров, чтобы пополнить багаж своих знаний и определить в чем заключается его звездный час на этой игре.

Отборочный тур I. “Разминка”

Ответить на вопросы:

  1. Кем и когда был открыт периодический закон.
  2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
  3. Происхождение фамилии Менделеева.
  4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удавалось?
  5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?
  6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?
  7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?
  8. Как читается периодический закон по Менделееву?
  9. Современная формулировка периодического закона.
  10. Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
  11. В чем причина главного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах?
  12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?

Тур II. “Маска, я тебя знаю”

На доске расположены 8 химических элементов, учащиеся должны с помощью карточек определить о каком элементе идет речь.

Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всех мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель- Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей Кто я? (Золото.)

Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь.)

В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я? (Железо.)

Хотя я сильный черный маг,
Мне без помощников никак.
Их много рядом я терплю,
Но больше всех его люблю.
Обычно легок и летуч,
Он вдруг становиться могуч:
Его нагрев, неосторожно
Взорвать в округе все возможно,
А если с “О” соединить, –
То можно воду получить.
Я много вам о нем сказал,
Его подробно описал.
Итак, подумав пять минут,
Скажите как его зовут?

Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то задается следующий, ответ на который должен быть таким же.

Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет
И наступит здесь мрак навсегда. (Водород.)

Подведение итогов II тура, покидают 2 человека, кто меньше всех справился с заданием.
Учитель демонстрирует опыты: взаимодействие Ме со сложными веществами и образование из одного вещества нового соединения.

Тур III. “Придумай”

Учащимся раздают карточки с набором букв, с помощью этих букв нужно составить название одного химического элемента, как можно больше израсходовав их. На это дается 5 минут времени.

С остальными учащимися за это время учитель проводит игру “Разгадай ребус”.

В ребусе зашифрованы названия химических элементов, названия сложных веществ и даже явления природы. За каждый правильно угаданный ответ ученик получает звезду. В конце игры подводится итог и за максимально набранное количество звезд ученик получает оценку.

Подводится итог III тура, в игре остаются 3 человека.

Тур IV. “Расскажи обо мне”

Задания для каждого по таблице Д.И. Менделеева. Рассказать- дать характеристику элементу под № 15, № 13, № 17. В игре остаются те, кто даст наиболее полный и правильный ответ. Один человек покидает игру.

Заключительный тур V. “Ты мне, я тебе”

Дается одна карточка на двоих, в которой указано одно слово связанное с наукой химией “ЭЛЕМЕНТ”. Учащимся нужно написать как можно большее количество слов. Вместо слова можно ставить звезды, которые ученик заработал во время игры. Проигравшим считается тот, у кого нет больше ни слов, ни звезд.

Победитель остается и отвечает на вопрос: “В чем заключается его звездный час на этой игре?”

Пока двое борются за звание победителя, учитель задает вопросы остальным учащимся и также награждаются звездами.

  1. Чего больше всего боится славный бесстрашный воин – железо? (Ржавчины.)
  2. Какой единственный жидкий при обычных условиях металл используют в градусниках? (Ртуть.)
  3. Как называется профессия человека, который кует железо? (Кузнец.)
  4. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово.)
  5. Какой металл убивает бактерии? (Серебро.)
  6. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий.)

Подведение итогов

Учитель: Вот и закончилась наша игра, вы познакомились со многими элементами периодической системы, смогли пронаблюдать как вещества взаимодействуют друг с другом. И в заключении хочу прочитать стихотворение, которое тесно связано с периодическим законом и великой таблицей Д.И. Менделеева:

Да, мы не раз географа помянем,
Что шел тайгой в былые времена,
Давал названья рекам безымянным,
Придумывал для сопок имена.
Но во сто крат открыл закон важней
Тот химик, что немалый труд вложил
И имена планет, богов, стран и людей
В одной таблице навсегда объединил.

Всем активно принимающим участие учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе.