Программное содержание:
- Выявить знания методов, приемов и терминов по патриотическому воспитанию у молодых специалистов, через принцип игры “Слабое звено”;
- Развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
- Формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждого по краеведению, используя Госстандарты РФ и РБ.
Материалы и оборудование к игре:
Пять стоек для участников игры, тумба (крутящаяся.) для ведущего, перечень вопросов по истории, методике, краеведению, народно – прикладному творчеству, быту, фольклору, музыкальное оформление.
Ход мероприятия
– Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на игре “Слабое звено”. Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы:
- краеведение;
- история РФ и РБ;
- народно-прикладное искусство;
- методика.
Правила игры:
Игра состоит из 4 раундов. Длительность 1 раунда составляет 4 минуты, а каждые последующие раунды уменьшаются ровно на 1 минуту. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а так же следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без потерь пройдет все 4 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне. Итак, наши участники:………
Ольга Валерьевна – воспитатель второй младшей группы, образование – высшее педагогическое, стаж работы – 1 год и т.д.
Начинаем 1 раунд игры “Слабое звено”.
Раунд 1
- Земля, где ты родился? (Родина.)
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
- Какой зверь изображен на гербе города Уфы. (Бегущая куница.)
- Назовите улицу в г.Стерлитамаке, названную в честь борца за Советскую власть? (Шагит Худабердии.)
- Древнее название России? (Русь.)
- Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
- Что всегда остается важным для патриотическою воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
- “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
- Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
- Место добычи бурого угля? (г. Кумертау.)
- Одиночные горы в Башкирии? (Шиханы.)
- “Ак -Идель” в переводе с башкирского? (Белая река.)
- Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
- Двухвершинный горный массив на Южном Урале на высоте 1000 м между горами “протекают” каменные реки – россыпи кварцитов? (Иремель.)
- Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
- Башкирский праздник в июне, но окончании сева? (Сабантуй.)
- Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
- Кто является автором стихотворении: “Взгляни на глобус, вот он шар земной. На нем Башкирия с березовый листок величиной...” (М. Карим.)
- Назовите одну из башкирских народных игр, схожее по названию с жилищем башкир тирм? (Юрта.)
- Башкирский национальный герой? (Салават Юлаев.)
- Назовите столицу России? (Москва.)
- Назовите столицу Башкирии? (Уфа.)
- Дата принятия суверенитета РБ? (11 октябри 1991 года.)
- Определите город по описанию его герба: наверху бегущая куница, а внизу 3 лебедя? (Стерлитамак.)
- Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
- Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
- Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
- Башкирское переносное жилище? (Юрта.)
- Женский башкирский национальный головной убор. (Кашма.)
- В этот праздник выпекают из теста птиц, выносят их на улицу, подкидывают вверх, кличут весну? (Жаворонки.)
- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РБ, начинай сверху? (Синий, белый, зеленый.)
- Фамилия мэра города Стерлитамака? (Абдрахимов.)
- Первый Российский музеи при Петре I? (Кунсткамера.)
- Башкирский сложный биологический активный продукт жизнедеятельности пчел? (Мед.)
- Какой район называют “второй Швейцарией”? (Белорецкий.)
- В какой горе добывают известняк? (Шахтау.)
- Назовите самое большое озеро в Башкортостане в Давлекановском районе, в переводе с башкирского означает “горькое озеро”? (Аслыкуль.)
– Итак, 1 раунд подошел к концу. Кто сдал свои позиции? Кто не силен в данной области? Пришло время выбрать самое слабое звено.
(Участники делают свой выбор, объясняя почему именно они выбрали этого игрока, затем сам участник анализирует свою игру.)
Раунд 2
- В понятие “патриотизма” входят компоненты:
- нравственный, эстетический, трудовой
- когнитивный, эмоциональный, поведенческий
- краеведческий, национальный, эмоциональный
- поведенческий, культурологический, социальный
- Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)
- Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем?) – Ушинским или Коменским?
- Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)
- Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)
- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
- Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Развивающая предметная среда.)
- Среда, предполагающая единство социальных и предметных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка. Это среда... (Обогащенная.)
- Своеобразие, непохожесть на других .(Самобытность.)
- Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
- Чем являются следующие определения:
- формирование любви к родному краю,
- воспитание чувства гордости и за своих земляков,
- умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)
- Башкирский музыкальный духовой инструмент тина открытой флейты. (Курай.)
- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
- Башкирский самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана. (Кубы.)
- Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
- Одна из традиций башкирской семьи. (Уважение к старшим.)
- Главная черта башкирского народа. (Гостеприимство.)
- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
- Что такое скипетр? (Жезл.)
- Дата последних выборов президента РБ? (7 декабри 2003 г.)
- Гасанова Рида Ханифовна дала этому слову следующее определение: “Совокупность норм общения, вырастающий на национальной основе” что это? (Этноэтикет.)
- Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)
- Сколько в Башкирии заповедников? (Три: Южно-Уральский, Башкирский, Шульган Таш.)
- Автор программы по экологии “Юный эколог”. (Николаева.)
- Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых.” в младшем возрасте? (Умение выделять часть простейших трудовых процессов – гладит, варит и т.д.)
- Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действии, результат.)
- Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для общества.)
- Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
- Автор программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем “Мой край – Башкортостан”. (Фазлыева.)
– Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать учебники и заполнять пробелы в памяти? Пора выбрать самое слабое звено.(анализ.)
Раунд 3
- Курорт в Башкортостане, где сочетаются минеральная вода и целебные грязи? (Красноусольск.)
- Средства традиционной культуры воспитания в народной педагогике? (Костюм, интерьер, искусство, устное – народное творчество.)
- Какому педагогу принадлежи высказывание: “Человек, утративший свои корни, становиться потерянным для общества”? (Ушинский.)
- Один из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация процесса на основе ... (какого планирования? тематического.)
- Определите метод, который заключается в том, что воспитатель организует деятельность детей и стимулирует позитивные мотивы, оказывает помощь в саморегуляции и поведении ребенка. (Воспитательный метод обучения.)
- Что принято считать базовым этапом формировании у детей любви к родине? (Накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, приобщение к культуре.)
– Пройдемся по исследованиям.
- Авторы исследования, связанные с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетентности ребенка. (Антонова, Зубова.)
- Исследования, связанные с осознанием ребенка самого себя как представителем человеческого рода. (Козлова, Князева.)
- Исследования, связанные с восприятием детьми мира предметов? (Артамонова.)
- Главная бобовая пищевая культура в Башкортостане? (Горох.)
- Степное растение, плоды которого имеют длинные ости? (Ковыль.)
- Назовите место, где в Башкирии имеется большой запас пресной воды? (Нугушское водохранилище.)
– Подошел к концу 3 раунд, кто же отнимает время, чьи услуги нам больше в игре не понадобятся. Кто может красиво уйти читать методички? Ваш выбор, кто является на этот раз самым слабым звеном? (Анализ.)
– Вас осталось двое, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Вы встретитесь лицом к лицу, это дает вам силы для дальнейшего продвижения вперед. Я расскажу правила 4-го раунда; я задам вам но пять вопросов, тому из вас кто не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в цепочке ответов, а у кого будет наибольшее количество правильных ответов – станет победителем нашей сегодняшней игры. Готовы?
Раунд 4
- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
- В каком районе находится Капова пещера? (В Бурзянском.)
- Назовите принцип, который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводиться к 2 – м историческим понятиям “прошлое и настоящее”? (Принцип историзма.)
- Следующий принцип предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке партнера. (Принцип гуманизации.)
- Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)
- Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем, в естественном включении краеведческою материала в базовые программы ДОУ. (Что за принцип? принцип интегративности.)
- Автор программы “Я – Башкортостанец”. (Агишева.)
- Автор программы “Одаренный ребенок”. (Венгер.)
- Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)
- Кто разрабатывал вопросы о детском коллективе, об индивидуальном подходе к личности каждого ребенка, о роли родителей в становлении нравственности ребенка в отечественной педагогике? (Крупская, Макаренко.)
– Вы, … , проиграли, как оцениваете свои знания и силы? (Анализ игры выбывшего участинка.)
– Ну, вот, …, вы остались одна. Это доказывает, что на данный момент вы являетесь самым сильным звеном по патриотическому воспитанию и у меня к вам встречное предложение: присоединиться к ТИГ и оказать посильную помощь в составлении перспективного планирования по разновозрастным группам, так как вы являетесь самым сильным звеном нашей игры. И приз победителю нашей игры вот эта книга Ковалевой по патриотическому воспитанию “Как воспитать маленького гражданина”, надеюсь, она вам поможет в дальнейшем. Что вы можете сказать о своей победе. Проанализируйте свою работу. Спасибо.