Цель: Ввести понятие сочетательного свойства умножения и учить его использовать для рационализации вычислений.
Задачи:
- Повторить переместительное свойство умножения.
- Повторить формулу нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда.
- Закрепить знания таблицы умножения.
- Закрепить умение решать простые задачи на умножение и деление.
- Развивать логическое мышление, память, грамотную математическую речь.
- Прививать любовь к спорту, любознательность.
- Воспитывать аккуратность, умение работать самостоятельно, в группе и в коллективе.
Оборудование: Учебник Л. Г. Петерсон. Математика для 2 класса.3 часть., мультимедиапроектор, презентация “Футбол”, полосочка-проверялочка, карточки самопроверки (групповые), секреты успеваек, знаки + - · : ,коробка заполненная кубиками, таблица “Свойства умножения”, карточки “Настроение”,свистки, эмблемы “Спартак”, “ЦСКА”, “Локомотив”.
План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Устный счёт.
Повторение таблицы умножения и деления по полосочке- проверялочке.
Устное решение задач. Ответы дети показывают с помощью карточек + · -: .
3. Новый материал.
а) Повторение переместительного закона умножения.
б) Знакомство с сочетательным законом умножения
в) Повторить формулу нахождения прямоугольного параллелепипеда.
4. Закрепление.
Работа с правилом.
Стр.66 №2 с объяснением.
Групповая работа по карточкам.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа (по карточкам с взаимопроверкой).
7. Работа в тетрадях по учебнику стр.67 №5 Реши задачи.
8. Самооценка за работу.
9. Итог урока. Рефлексия.
10. Д.з.
Приложение 1 (презентация)
Этапы урока | Ход урока | Примерные ответы |
1. Орг. момент | Здравствуйте! Итак, у нас урок математики. Сегодняшний урок будет необычным. Отгадайте загадку.
Слайд 1. Игра в мяч. Весна-это сезон футбола. А вы любите играть в эту игру? Эта игра впервые появилась в Англии в 12 веке. Не сразу появились правила игры. Сначала играя в футбол игроки могли взять мяч в руки, сейчас это воспрещается. В этой стране есть даже музей футбола. Посетители этого музея могут увидеть фильмы о выдающихся матчах прошлого, фотографии известных игроков, есть в музее и залы с восковыми фигурами знаменитых футболистов и огромное количество вымпелов, кубков, медалей. Играя в эту интересную игру, мы будем закреплять знания таблицы умножения, а также познакомимся со свойствами умножения, закрепим знания по решению простых задач на умножение и деление. Без вашей помощи мне не справиться, я надеюсь, у нас получатся дружные команды. Детям заранее раздаются эмблемы футбольных клубов “Спартак”, “ЦСКА”, “Локомотив” и класс делится на 3 команды. |
- Мячом. |
2. Актуализ. знаний. Устный счёт. | Разминка. Перед тем как приступить к игре проведём разминку. Один, два, три, четыре, пять… Начинаем умножать. Ты умеешь или нет? Мой вопрос, а твой ответ. Слайд 2 На полосочке - проверялочке записаны числа: 12 14 15 16 18 20 21 24 27 30 32 35 36 40 42 45 48 49 54 56 63 64 72 81. Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось 12 14 и т.д.? Учитель читает задачи, а дети показывают только действие, с помощью которого она решается. Задачи. На каждой странице альбома наклеено по 5 марок с футболистами. Сколько марок на 6 страницах? В каждой спортивной школе 7 футбольных мячей. Сколько мячей в трёх школах? В мяч играли 24 человека в каждой команде по 8 игроков. Сколько было команд? |
Пример: 12, числа 2 и 6, 3 и 4 и т.д.
Дети показывают Знак·. Знак·.
Знак : . |
3. Объяснение нового материала. | Показываю футбольный мяч. Без него нам не обойтись. Он имеет разные свойства (объём, вес, массу, упругость…). Так же и умножение имеет свои свойства. На доску прикрепляется знак умножения в виде футбольного мяча. Слайд 3 Рассмотрите рисунок. И прочитайте запись. 4·3=12 3·4=12 4·3=3·4 a·b=b·a Знакомы ли вы с этим свойством умножения? А как вы думаете, есть только одно свойство умножения? У меня есть ещё один необычный предмет. Это вот такая прозрачная коробка. На что похожа коробка? Что она вам напоминает (связь с футболом). Помогите мне подсчитать, сколько кубиков уместится в коробке? Вдоль ребра коробки поставлено 4 кубика. Всего на основание можно выставить 2 таких ряда. Поэтому произведение 4·2 означает число кубиков, которые можно выставить на основание. Так как в высоту можно выставить 3 таких слоя, то произведение (4·2)·3 означает число всех кубиков в коробке. Вычисляя, получим: (4·2) ·3=24(см3). Теперь коробку перевернём. Получим выражение (2·3) · 4=24(см3) означает число кубиков той же коробки, значит, оно равно первому выражению. Так как от перестановки множителей произведение не меняется, переходим к равенству. (4·2) · 3=4· (2·3) Используем сочетательное свойство умножения. Чем похожи выражения в левой и правой части равенства? Чем отличаются? Слайд 4 Обозначим длину, ширину и высоту коробки буквами a b c. (a ·b)·c=a·(b ·c) Это сочетательное свойство умножения. Чтение правила на стр.66. Эти свойства показывают, что значение произведения не зависит от порядка множителей и порядка действий. Это позволяет упрощать вычисления. |
От перемены мест множителей произведение не изменяется. Стадион. Футбольное поле.
Имеют одинаковые множители. Расположением скобок. Значение произведения не зависит от порядка множителей и порядка действий. Это позволяет упрощать вычисления.
|
4. Закрепление. | Стр. 66 №2. Устный разбор. (3·2)·5=3·(2·5)=3·10=30 А теперь внимание! Слайд 5. Мяч. Мы разбились на футбольные команды. А сколько человек в футбольной команде?
На доске изображение ворот. “Забей гол”. По сигналу. На старт! Внимание! Марш! Записываем ответ, используя свойства умножения. Проверить примеры вам помогут знаменитые футболисты. Наблюдать за ходом игры будут судьи, они же и сообщат нам результат.(У судей свистки, сообщать количество ошибок они будут с помощью свистка). |
11 человек. Хором (Гол!) |
5. Физкультминутка | Слайд 6. Физкультминутка У футболистов во время игры большая нагрузка: надо не только бегать, прыгать, забивать голы, но и думать. Они сильно устают.
|
Дети повторяют движения за учителем под музыку. |
6. Самостоятельная работа. | Слайд 7 Индивидуальная работа. Карточки 4 варианта по степени сложности. Очень важно, чтобы вы поняли, если взяться за дело, то самые трудные примеры решить легко. |
|
7. Работа в тетрадях. Задание по учебнику. | Слайд 8 Решаем задачи. Будем готовы проявить взаимопомощь и взаимовыручку. Стр.67.№5. (Капитаны решают у доски) |
15:3=5(яб.) 8:2=4(п.) 6:2=3(п.) |
8. Самооценка за работу. | Каждый поставьте себе оценку за урок. (На цветных листочках) | |
9. Итог урока. Рефлексия. | Что нового узнали на уроке? С какими свойствами умножения познакомились? Зависит ли значение произведения от порядка множителей и от порядка действий? Зачем нам нужно знать эти свойства? Наш футбольный матч закончился. Что вам понравилось? С каким настроением вы уйдёте с урока? |
Переместительное и сочетательное свойства умножения. Нет. Чтобы упрощать вычисления. Показывают с помощью карточек Грусть или радость. |
10. Д.з. | На память об уроке учитель дарит фотографии знаменитых футболистов. Придумать задачу на умножение или деление о футболистах. Выучить правило о свойствах умножения. |