Коррекционное занятие "Брат ты мне или не брат"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Эпиграф:

“Давайте никогда не ссориться”.

“Терпение - это алмаз”.

Цель: коррекция семейных отношений, формирование толерантности у подростков.

Задачи:

1) обучение приемам выхода из конфликта;

2) развитие навыков общения, познавательной и творческой активности;

3) воспитание нравственных качеств (доброта, терпение, взаимопонимание и т.д.).

Вступление:

Поразмышляйте о теме занятия. Для этого нужно продолжить фразу: “Я думаю, что мы будем говорить о …”. Итак, сегодня мы будем говорить об отношениях между братьями и сестрами. Тема возникла не случайно. Составляя родословные, выяснилось, что у каждого из вас есть брат или сестра, а у кого-то их несколько. Проблема взаимоотношений между братьями и сестрами является актуальной, т.к. иногда возникают ссоры, взаимные обиды, конфликты. Слово “конфликт” происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”, т.е. конфликт – это столкновение разных желаний, мнений. Возникают отрицательные эмоции, переживания, остаются неприятные воспоминания. Каждый человек должен учиться избегать ссор, находить правильный выход, быть добрее и нежнее. На занятии мы будем учиться приемам выхода из конфликта. О семье, семейных отношениях народом сложено много пословиц и поговорок.

- Какие Вы знаете?

1. Конкурс пословиц и поговорок.

Из предложенных пословиц, выбрать те, в которых говорится о братьях и сестрах.

- Давайте объясним их значения. Какие выводы можно сделать?

Анализируя мудрые пословицы, можно сделать важные выводы: отношения между братьями (сестрами) должны быть крепкими, опираться на любовь и взаимопонимание.

2. Работа в группах.

Составить портрет “Хороший брат – это …”

“Хорошая сестра – это …”

Защитить свои проекты.

3. Анализ ситуации.

Проанализируйте предложенные ситуации, выскажите свое мнение.

4. Взгляд на конфликт со стороны.

Прочитайте древнюю индийскую сказку “Мудрецы и слон”, Выскажите свое мнение.

Для управления конфликтом существуют определенные правила. Давайте с ними познакомимся. (Правила управления конфликтом)

Итак, мы составили портрет, проанализировали конкретные ситуации, посмотрели на конфликт со стороны, познакомились с правилами управления конфликтом. А теперь попробуем выработать правила поведения “Чтобы не ссориться нужно”:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слушать и слышать друг друга.

Давайте проговорим эти правила. Если мы будем их соблюдать, то конфликтных ситуаций будет меньше.

5. “Колодец обид”.

У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в “колодец”. Встаньте на стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.

6. Рефлексия.

Выразите свои чувства и мысли по поводу занятия, употребив только одно предложение.

Заключение. Стихотворение Дмитрия Голубкова “Человек”.

Приложение к занятию “Брат ты мне или не брат”

“Мудрецы и слон”

(древняя индийская сказка)

Давным-давно в маленький индийский город привели слона. Слепые мудрецы захотели увидеть его. Но как? “Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его”. “Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы узнаем, какой он – слон”. Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад. “Слон похож на веер!” - воскликнул он. Второй мудрец потрогал ноги слона. “Он похож на дерево!” - воскликнул он. “Вы оба не правы. – сказал третий, -он похож на веревку”. Этот человек нащупал хвост слона. “Слон похож на копье!” - воскликнул четвертый. “Нет. Нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена”. Н говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец потрогал хобот слона. “Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею”. “Нет, на веревку!” - “Змею!” - “Стену!” - “Вы ошибаетесь!” - “Я прав!”. Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки:

- Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? Почему?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то. Что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были эти мудрецы действительно мудрыми? Как можно разрешить этот конфликт? Каким бы мог быть конец сказки?

Пословицы и поговорки о семье

Муж и жена одна сатана.

Яблоко от яблони не далеко падает.

На что и клад, если в семье лад.

Детишек воспитывать – не курочек.

Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.

Каков батюшка, таковы у него и дети.

Баба с кашею, дети с ложкою.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

В семье не без урода.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

И стены в доме помогают.

Анализ ситуаций:

  1. Днем две сестры дружно играли, мирно общались. Вечером появилась третья девочка, которая предлагает старшей погулять. Они уходят на прогулку. Младшая сестра сильно переживает, начинает нервничать, у нее портится настроение. Она затаила обиду на старшую сестру. Как разрешить эту ситуацию?
  2. Три брата живут в одной комнате. Неделю проблем не было. Приближается суббота, нужно делать генеральную уборку в комнате. Старшие братья легко перекладывают работу на младшего. Рассорившись, старшие братья уходят, а младший – с плохим настроением, без желания начинает наводить порядок. Как решить эту проблему?
  3. Старшая сестра живет самостоятельно. Ей хочется видеть своего брата, который живет в Социально-реабилитационном центре, пригласить в гости. Брат приходит в гости к сестре, но там сталкивается с непониманием ее друга. Мальчик злится, агрессивно ведет себя. Ему очень хочется бывать в гостях у сестры. Как помочь этому мальчику?

Правила управления конфликтом:

  1. Не прерывайте собеседника.
  2. Говорите правду.
  3. Не переходите на личности.
  4. Доверяйте людям.

Д.Голубков. “Человек”

Человек, как звезда рождается
Средь неясной,
Туманной млечности.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная,
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.