В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.
Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Саратовского края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель данного кружка:
- приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;
- продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, которые призван решить кружок:
- обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Саратовского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Содержание занятий кружка.
Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».
Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.
- Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»
- Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей.
Тема №3. Посещение этнографического музея г. Саратова
Знакомство с национальностями и народностями, населяющими Саратовскую область.
Тема №4. Национальные костюмы разных народов.
- Знакомство с эскизами национальных костюмов.
- Слушание ансамбля народных инструментов.
Тема №5. Колыбельные песни.
- Колыбельная песня «Котя-котенька, коток ».
- Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».
В чем сходство и в чем отличие?
Тема №6. Экскурсия в музей краеведения г. Саратова. Из истории Саратовской гармоники.
- Знакомство с историей создания Саратовской гармоники.
- Музыкальных дел мастера.
Тема №7. Саратовская гармоника
- Слушание ансамбля саратовских гармоник.
- Русская народная песня «Я на горку шла».
Тема №8. Урок-отчет.
Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
- Понятие звука шумового и музыкального.
- Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
- Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».
Тема №10. Пляски-заигрыши.
- Разучивание плясовой «А я по лугу».
- Разучивание танца к песне «А я по лугу».
Тема №11. Хороводные танцы.
- Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.
- Слушание арии «Песни Леля».
- Разучивание хоровода «Сударушка».
Тема №12. Хороводные танцы.
- Разучивание хоровода «Сударушка».
- Шаг с припаданием.
Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».
- Разучивание песни «На горе-то калина».
- Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.
- Повторение хоровода «Сударушка».
- Повторение песни-хоровода «На горе-то калина».
Тема №15. Урок-отчет.
Тема №16. Христово Рождество.
- Рождественские песни, колядки.
- Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.
Тема №17. Игра в оркестре.
- Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».
- Игра в ансамбле.
- Слушание колокольных перезвонов.
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
- Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков.
- Народные традиции, игры, забавы.
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
- Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».
- Слушание « Колокольный Благовест».
Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»
- Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения.
- Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»
Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
- Баллада о князе Владимире.
- Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.
Тема №22. Посещение концерта театра «Балаганчик».
Старинные обычаи на современный лад.
Тема №23. Народные промыслы России.
- Дымковская игрушка.
- Разучивание песни «Чики-чикалочки».
Тема №24. Народные промыслы России.
- История русской матрешки.
- Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».
Тема №25. Урок-отчет.
Тема №26. Песни-веснянки.
- Разучивание песен-закличек.
- Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №27. Егорьев день.
- Народные обычаи. Егорьев день.
- Игры, забавы, скоморохи.
Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
- Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
- Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
- Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
- Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №30. «За околицей села»
- Подготовка к отчетному концерту.
- Разучивание сценария праздника.
Тема №31. «За околицей села»
- Подготовка к отчетному концерту.
- Изготовление декораций, костюмов руками детей.
Тема №32-33. «За околицей села»
Тема №34. Отчетный концерт «За околицей села».
Литература:
- С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
- В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
- Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
- С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
- Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
- Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
- Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
- М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003
- В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
- Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
- Журнал «ПедСовет» №1/2003
К работе прилагается учебно-тематический план (Приложение 1).