Цели урока:
- Ознакомление учащихся с основами учебного творческого проектирования, направлениями, по которым можно выбрать тему творческого проекта.
- Научить приемам выбора идей проекта, обоснованию проблемы, постановки целей и задач проекта, руководствуясь своими возможностями, степенью усвоения приемов выполнения того или иного вида вышивки и актуальностью проблемы.
- Развивать эстетический вкус.
- Воспитание интереса к творческой деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты по теме «Художественная обработка материалов». Опорные схемы, рисунки – задания, учебник, рабочая тетрадь, листы бумаги, карандаши.
Оформление доски: записать тему урока, вывесить схему творческого проектирования.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Учитель. Сегодня на уроке, вы начнете работу над творческим проектом по теме
«Художественная обработка материалов». По-моему, это один из самых интересных творческих проектов в этом учебном году. Что такое творческий проект?
Как выбрать тему? Как правильно выполнить и оформить его?
Какие материалы подобрать? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Сообщение темы и цели урока.
II. Введение в основы проектирования.
Проектировочная творческая деятельность – это самостоятельная творческая работа учащихся под руководством учителя, в результате которой создается полезный продукт труда (изделие) или услуга.
Работа над проектом включает в себя составление плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта.
Главная идея метода проектов (в переводе с греческого «путь исследования») состоит в следующем: с большим увлечением выполняется только та работа, которая выбирается человеком свободно.
Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологического продукта, отвечающего потребностям человека. Это могут быть различного рода изделия или услуги.
Всю работу по выполнению творческого проекта можно разделить на 3 этапа:
Каждый, из которых включает в себя определенные действия, шаги.
На поисковом этапе выбирается тема проекта: подумайте, для кого и что именно вам хотелось бы сделать?
Затем проанализируйте, сможете ли вы изготовить задуманное изделие самостоятельно?
На технологическом этапе выполняется конструирование изделия. Можно использовать любую литературу, где представлены изделия, которые вас интересуют, идеи по их созданию или усовершенствованию.
Окончательный вариант конструкции необходимо выполнить в виде графического изображения (эскиз, технический рисунок, чертеж) со всеми данными необходимыми для его изготовления.
Далее планируется технология изготовления проектного изделия (разрабатываются технологические и маршрутные карты) и выполняется вся работа по его созданию.
Очень важно при этом соблюдать правила безопасной работы.
На аналитическом этапе проводится испытание и контроль готового изделия, определение материальных затрат на его изготовление, оценка проекта и изделия.
Последний шаг – это защита проекта. К защите должны быть представлены пояснительная записка к проекту и готовое изделие. На защите:
- раскрываются все достоинства и недостатки выполненного проекта;
- ответить на все связанные с ним вопросы.
При подготовке проекта используйте компьютер. [2]
Учитель. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Просмотр лучших творческих проектов по теме «Художественная обработка материалов».
Обращаю внимание учащихся на оформление проектов.
III. Практическая работа по основам творческого проектирования.Упражнение №1. «Мозговой штурм» – генерация идей.
В команде по 4 человека. Один из членов группы ведет запись идей на большом листе бумаги. Мысли записываются по мере их высказывания по всему полю листа.
Постарайтесь ответить на вопрос «Возможности использования вышивки?»
На задание отводится 5 минут.
Придумайте и представьте как можно больше идей. Помните, во время «мозгового штурма» вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже.
Упражнение №2. Определение потребностей.
Ознакомить учащихся с одним из возможных подходов к выявлению потребности людей.
У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения.
Различают потребности:
- Физиологические (необходимые для поддержания жизни) – пища, вода, воздух, тепло, жилье и др.
- В безопасности и сохранении здоровья – передвижении на улице при гололеде, при большом скоплении транспорта; медицинское обслуживание и др.
- Интеллектуальные – образование, посещение выставок, театров, кинотеатров и т.п.
- В общении и уважении – возможность выразить себя, признание достоинств и т.п.
- В самовыражении – возможность проявить свои знания, умения, творчество.
Рассмотрите внимательно рисунки.
Определите, какие именно потребности людей, по вашему мнению, они отражают?
Какие изделия (предметы, услуги) могут удовлетворить эти потребности?
(Письменно в тетради).
Подумайте, для кого и что именно вам хотелось бы сделать?
В чем новизна вашего изделия? Используйте личный опыт в работе (письменно в тетради).
Использование опорной схемы для определения потребности. (Приложение 1)
Упражнение №3. Определение задач проекта.
Краткая формулировка задачи проекта.
В команде по 3-4 человека. Обычно перед исполнителем ставят задачу с указанием, что необходимо спроектировать и для кого. Например: «Разработать и сшить фартук для работ по дому и на кухне».
Рассмотрите рисунки. Подумайте, какая задача была поставлена перед изготовителем каждого изделия. Составьте краткую формулировку задачи, которая будет начинаться словами: «Разработать и изготовить (укажите, какое изделие) для …». Задание выполняется письменно в тетради.
Открытая формулировка задачи проекта.
Исполнителю предоставляется большая свобода в принятии решения: что спроектировать изготовить, исходя из выявленных потребностей.
Например: «Разработать и изготовить устройство для уборки комнаты».
Это может быть совок для мусора, щетка, швабра.
Закрытая формулировка задачи проекта.
Указывает, какое изделие необходимо спроектировать и изготовить
Например: «Разработать подставку для карандашей (ручек, карандашей, кисточек, канцелярских скрепок, бумаги)».
Рассмотрите предложенные рисунки. На каждом отражены потребности людей, которые могут быть удовлетворены с помощью тех или иных изделий.
Придумайте для каждой ситуации закрытую и открытую формулировку (работа в тетради). Результаты представляются классу. [3]
Обсуждение выбора темы с учителем, составление плана работы над проектом, подбор материала.
Примерный перечень проектов по теме «Художественная обработка материалов» для учащихся 5 класса:
- Фартук – элемент русского национального костюма.
- Вышивка – древнее рукоделие.
- Русские узоры.
- Изготовление оберегов.
- Использование компьютерных программ для вышивания.
IV. Подведение итогов.
Вот и начата работа над новым проектом, в котором вы можете продемонстрировать свои знания и умения, своё творчество. Желаю Вам творческих успехов.
Выставление оценок за практическую работу.
V. Запись домашнего задания.
Учебник §2, 3. [1]
Выбрать и записать в тетради: тему творческого проекта, обосновать проблему, сформулировать задачу проекта.
Формулировку темы начните словами: «Изготовление (укажите, какое изделие) с отделкой их мотивами русской вышивки» или «Использование вышивки для изготовления (укажите, какое изделие)».
Список используемой литературы:
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией И.А.Сасовой. М.: “ Вентана-Граф”, 2005.
- Методика обучения технологии 5-9 кл.: Метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая.-М.: Дрофа, 2003.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников. Книга для учителя. Под редакцией И.А.Сасовой. М.: “ Вентана-Граф”, 2005.