Введение
Компьютерная программа AutoCAD изучается студентами специальности «Дизайн» (по отраслям) (дизайн интерьера и ландшафта) в курсе дисциплины «Основы проектной графики». В современных условиях умение работать в программе автоматизированного проектирования AutoCAD дизайнерам ландшафта и интерьера становится всё более актуальным.
Изучение данного раздела в курсе проектной графики связано с тем, что AutoCAD – одна из наиболее популярных программ автоматизированного проектирования. Она позволяет создавать чертежи для проектов различных объектов. Такими объектами могут быть: архитектурные сооружения, предметы интерьера, различные сооружения в ландшафте и т.д.
Данный раздел имеет большое значение при изучении основ проектной графики. В ходе освоения AutoCAD студенты познакомятся с приемами практического вычерчивания различных видов чертежей, научатся создавать и редактировать самые различные документы. Полученные в ходе обучения AutoCAD знания и практические навыки студенты смогут в дальнейшем самостоятельно применять в различных областях современной деятельности: компьютерном дизайне, дизайне интерьера и ландшафта и т.д. Данный курс подготавливает студентов к изучению дисциплин «Автоматизированное проектирование» и «Дизайн-проектирование»
Данный раздел изучается после знакомства с теоретическими основами проектной графики, основами начертательной геометрии. После изучения основ работы с плоскими чертежами можно переходить к построению трехмерных моделей и их визуализации.
На изучение программы AutoCAD отводится 34 часа (17 занятий по 2 часа). Кроме этого студентам дополнительно предлагается самостоятельная работа на дом в виде практических заданий по созданию эскизов, либо поиска материала (рисунков элементов ландшафта и интерьера) в сети Internet.
Цели и задачи обучения
Цель: подготовка студентов к самостоятельной, творческой работе, выполняя которую они должны продемонстрировать основные ЗУН при работе с программой автоматизированного проектирования AutoCAD.
Образовательные задачи: формирование основных понятий программы, отработка навыков рисования объектов и их редактирования, формирование умения работать с информацией, необходимой для решения поставленной задачи, формирование навыков пользования графическими возможностями программы в профессиональной деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание внимательности, усидчивости, работоспособности, интереса к изучению программы, аккуратности и бережного отношения к технике, самостоятельности, творческого подхода в работе, желания экспериментировать, подготовка студентов к трудовой деятельности.
Развивающие задачи: развитие способности к самостоятельной работе, находить свои пути решения поставленных задач, развитие умения оперировать новой терминологией.
Методические задачи: поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса.
Основные принципы обучения, на которых строятся занятия: доступность, практичность, научность, связь с жизнью.
Требования к ЗУН
В результате изучения программы студент должен иметь представление о возможностях применения технологии двумерного и трехмерного моделирования, об эффективных способах и приемах построения двумерной и трехмерной модели объекта и создания на ее основе чертежа.
Студент должен знать:
- интерфейс программы AutoCAD;
- основы моделирования;
- основы редактирования элементов проекта;
- параметры составления чертежей и спецификаций проекта;
- параметры настроек программы и сохранения документа программы в разных форматах.
Студент должен уметь:
- самостоятельно работать в AutoCAD;
- создавать элементарные и составные двумерные объекты;
- редактировать элементарные и составные двумерные объекты;
- создавать блоки, вставлять графические изображения и ссылки;
- управлять свойствами объектов;
- работать со слоями: создавать, редактировать, помещать объекты в созданные слои, управлять свойствами слоев при распечатке;
- создавать и редактировать компоновки и выводить чертежи на печать;
- создавать примитивные объемные фигуры и редактировать их.
Опорные знания
Необходимая предварительная подготовка: начальные навыки работы в операционной системе Microsoft Windows и знание теоретических основ проектной графики.
Тип занятий. Характер учебного материала.
Тип занятий – практические работы. Курс включает в себя фактический материал по изучаемой теме; набор практических заданий; методические указания по проведению занятий по каждой теме.
Учебный материал, используемый преподавателем при объяснении раздела, носит комбинированный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий, практический и теоретический типы. Преподаватель рассказывает о функциональных возможностях программы, объясняет назначение различных пунктов меню, обеспечивает студентов самостоятельной практической работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит итоги каждого проведенного занятия.
Каждое занятие разбивается на подтемы, которые сопровождаются презентацией, теоретическим материалом, иллюстрирующими примерами на компьютере, практическими работами, включающими в себя максимальное количество усвоенного материала и методическими рекомендациями к их выполнению.
Обучение по данному разделу предполагает постоянную связь со студентами, которые должны на каждом занятии отчитываться о выполнении практической работы.
Завершается раздел выполнением работы, представляющей собой проект (гостиной, кабинета, кухни или различных сооружений в ландшафте), выполненный в программе AutoCAD и распечатанный на принтере. Студенты самостоятельно подбирают материал, делают эскизы, выполняют чертежи в программе и распечатывают проекты.
Методическое обеспечение
- Технические средства: мультимедийный компьютер, проектор + экран, компьютерный класс, сеть Internet.
- Используемые программные средства: программа автоматизированного проектирования AutoCAD, графический редактор Photoshop, программа для конвертирования между графическими форматами Zan Image Printer.
- Дидактическое обеспечение: презентации к уроку, методические указания к практическим работам, видеоуроки.
Учебно-тематический план
№ темы |
Наименование темы |
Всего часов |
Практическая работа |
1 |
Интерфейс программы AutoCAD. Настройка чертежа. Основы создания чертежа |
2 |
2 |
2 |
Построение геометрических объектов (примитивов) |
6 |
6 |
2.1 |
Системы координат. Рисование отрезков. |
|
2 |
2.2 |
Построение примитивов: многоугольников, эллипсов, дуг |
|
2 |
2.3 |
Построение примитивов: сплайнов, полос, фигур. Эскизное рисование |
|
2 |
3 |
Настройки режимов и приемы практического вычерчивания. |
4 |
4 |
3.1 |
Управление режимами рисования |
|
2 |
3.2 |
Привязки |
|
2 |
4 |
Редактирование объектов |
4 |
4 |
4.1 |
Редактирование объектов: копирование, перемещение, поворот |
|
2 |
4.2 |
Специальные методы редактирования: обрезка и удлинение линий. Редактирование свойств объектов |
|
2 |
5 |
Слои и блоки |
4 |
4 |
5.1 |
Создание слоев |
|
2 |
5.2 |
Создание блоков |
|
2 |
6 |
Создание текста |
2 |
2 |
7 |
Простановка размеров на чертежах |
6 |
6 |
7.1 |
Нанесение линейных, радиальных и угловых размеров |
|
2 |
7.2 |
Размерные стили |
|
2 |
7.3 |
Штриховка и заливка фигур |
|
2 |
8 |
Получение твердой копии чертежа |
2 |
2 |
9 |
Знакомство с 3D-возможностями программы |
2 |
2 |
10 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
|
Итого: |
34 |
34 |
Методика работы над разделом (Приложение 1)
Примеры презентаций к занятиям и практических работ:
- Презентация к теме 1 (Приложение 2)
- Практическая работа № 1 «Знакомство с интерфейсом программы AutoCAD. Настройка чертежа» (Приложение 3)
- Презентация к теме 2.1 (Приложение 4)
- Практическая работа № 2 «Системы координат. Рисование отрезков» (Приложение 5)
Итоги
С целью повышения эффективности усвоения компьютерной программы AutoCAD студенты на последнем занятии выполняют творческий проект, к которому готовятся в течение всего времени изучения программы. Студенты самостоятельно подбирают материал, выполняют чертеж и защищают проект. Оцениваются работы по рейтинговой шкале, где учитывается не только умение чертить в AutoCAD, но и уровень творчества и самостоятельности. Защита работ происходит в форме самопрезентации.
Работы студентов (Приложение 6)
Курс прошел апробацию в 2008-2009, в 2009-2010 учебном году доработан. Весь накопленный методический материал вошел в учебно-методический комплекс дисциплины «Основы проектной графики».
Литература:
- Летин А.С., Летина О.С., Пашковский И.Э. Компьютерная графика: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009
- Погорелов В.И. AutoCAD 2008: моделирование в пространстве для инженеров и дизайнеров. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007
- Рашевская М.А. Компьютерные технологии в дизайне среды: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009
- Соколова Т. AutoCAD 2009. Начали! – СПб.: Питер, 2009
Видеоуроки: