Программное содержание.
Сформировать у детей знания о том, каким мяч
был в древности, и какие есть мячи сегодня.
Предварительная работа.
Чтение познавательной литературы, детской энциклопедии, рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи спортивных игр с мячом, дидактические игры “Я – спортсмен”, “Кто каким мячом играет”.
Оборудование.
Мяч из камыша, мяч из шкуры, мяч из тряпок, набивные (весом 1 кг) и резиновые мячи по количеству детей, футбольный, волейбольный, надувной, баскетбольный мячи, магнитофон аудиокассета “Побегаем, попрыгаем” музыкально ритмические движения.
Ход занятия
Построение детей в шеренгу.
Загадываю загадку:
Кинешь в речку – не тонет
Бьешь о стенку – не стонет
Будешь оземь кидать
Станет к верху летать.
Дети: Мяч.
Сегодня я хочу предложить путешествие в прошлое, чтобы узнать каким был мяч раньше, когда нас с вами ещё не было. Хотите отправится в прошлое? Тогда включаем машину времени (музыкальный эффект) и отправляемся в путь.
Под музыку дети идут в колонну по одному.
Ходьба обычная, ходьба на носках – идем по тонкой дощечке.
Ходьба с высоким подниманием колена – идем по высокой траве.
Бег с ускорением – убегаем от динозавров.
Бег змейкой – бежим по извилистой тропинке.
Бег с препятствиями - перепрыгивание через кубы h 20 см.
Ходьба обычная. Упражнения на восстановление дыхания.
Перестроение в круг.
Беседа. Первоначально мяч плели из тростника или камыша и был он не совсем круглый
(Дети передают мяч из камыша друг другу). Как вы думаете, удобен был такой мяч?
Ответы детей (нет, он не прочный, от него мусор, им не удобно играть в футбол и др.)
Затем люди стали набивать шкуру животного тряпками, песком, перьями (дети передают мяч сделанный из шкуры), но такой мяч тоже был неудобен, почему?
Ответы детей: (был тяжелый, не прыгает).
Древние люди не знали что можно делать таким мячом. А мы с вами можем сказать, что такой мяч нужен. Для чего? Ответы детей (можно делать упражнения, укрепляет мышцы, развивает силу).
Дети берут набивные мячи и перестраиваются врассыпную.
Общеразвивающие упражнения с набивным мячом
1. И.П. о.с. мяч в опущенных руках.
В:
1- мяч вверх
2 - И.П. повторить 6 раз.
2. И.П. ноги врозь, мяч в руках.
В:
1 – поворот, мяч вверх.
2 – И.П.
3 – тоже в другую сторону.
4 - И.П. повторить по3 раза в каждую сторону
3. И.П. о.с. руки на поясе, мяч на полу.
В:
1 - поставить ногу на мяч , перекатывать мяч вперед-назад, не снимая ногу.
2 – И.П.
3 – то же другой ногой
4 – И.П. повторить по 4 раза каждой ногой.
4. И.П. лежа на спине, мяч зажат между ступнями.
В:
1- руки вверх.
2 – махом рук вперед, сесть
3 – наклон вперед коснуться мяча.
4 - И.П. повторить 6 раз.
5. И.П. лежа на спине, мяч зажат между ступнями
В:
1 - приподнять прямые ноги и удерживать их на счет 2-3-4
5 - И.П. повторить 5 раз.
6. И.П. о.с. мяч в руках
В:
1 - присед, мяч вперед (спину держать прямо)
2. - И.П. повторить 6 раз
7. И.П. о.с. мяч на полу перед собой.
Прыжки на двух ногах вокруг мяча.
Повторить 2 раза по15-20 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.
Упражнение на дыхание. “Воздушный шар”
1 – руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши (“шар лопнул”);
2 – руки в стороны, вниз, произнося “с-с-с” или “ш-ш-ш” (“шарик спустился”).
Повторить 2 раза.
Беседа.
Прошли годы в Древней Греции для игры в регби (футбол) впервые придумали великолепный наполнитель – обычный воздух. Мячи изготавливались из разных материалов. Зависело от того, каких материалов было больше. Например индейцы любили охотится, и поэтому мячи делали из шкур оленей. В Японии играли мячами из плотно скомканных и обмотанных веревками тряпок. А в Америке Колумб (вопрос детям : кто такой Колумб? - это человек открывший Америку) видел как дети играют в мяч из растительной смолы, которую обрабатывали раствором. Именно такие мячи он привез в Европу.
И этот мяч дошел до нас (показываю резиновый мяч). Посмотрите из чего он сделан сегодня? Какой он? Что внутри? (Ответы детей: он круглый, упругий, легкий, яркий, красивый. Внутри – воздух). Для чего нужен воздух? (Ответы детей). Как вы думаете, игры в мяч полезны для детей? (Да, они развивают силу, ловкость, быстроту, с мячом интересно играть).
Сейчас много разнообразных мячей (футбольный, волейбольный, баскетбольный, надувной).
Дети передают мячи друг другу, пробуют как они отскакивают от пола, и говорят чем они отличаются друг от друга.
Вывод : мячи бывают большие и маленькие , легкие и тяжелые, сделаны из разных материалов, но все они заполнены воздухом. Поэтому они умеют летать, прыгать и катиться.
Дети встают в две шеренги. (Покажите, что умеет ваш мяч).
1. Перебрасывают мяч друг другу стоя в шеренге (разными способами). Повторяют 15 раз.
2. Перепрыгивают через набивные мячи положенные на полу (5-6 мячей на расстоянии 40 см). Повторяют 3-4 раза (поточно).
3. Передача мяча по низу стоя в колонне. Подвижная игра “Колобок”. Повторяют 2 раза.
Дети стоят в двух колонах по 5-6 человек. В руках у капитанов по мячу-колобку. Хором дети проговаривают:
Наш веселый колобок
Покатился на лужок.
Кто быстрей его вернет,
Приз команде принесет.
С последним словом капитаны наклоняются вперед и начинают передавать мяч между ног следующему игроку, стоящие последними игроки с мячом бегут вперед и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока капитаны вновь не окажутся впереди.
Вопрос: Какие игры с мячом вы знаете? (Ответы детей)
Какие вы знаете спортивные игры с мячом? (Ответы детей)
Подвижная игра “Охотники и утки”
Вопросы о содержании и правилах игры. указания о способах увертывания. Повторить 3раза.
Игра малой подвижности “Веселый мяч”
Дети, стоя в кругу, имитируют руками вытянутыми вперед отбивание мяча.
Вот любимый, звонкий мяч
Вновь пускается он вскачь
Бьют его, а он не злится
Он все больше веселится
Как не странно без битья
Нет для мячика житья.
Вот такая история нашего обычного мяча. Ну а нам пора назад в наш любимый детский сад. Включаем машину времени (музыкальный эффект).
И по музыку дети уходят из зала.