Цели:
- Произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые ребенок испытывает.
- Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
- Одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения.
- Произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках по кругу.
Воспитатель.
- Будем искать платочек. Платочек волшебный: то спрячется, то появится. Попробуем: закройте глаза (воспитатель то прячет платочек под стул, то вешает себе на голову, то кому-нибудь из детей кладет незаметно на плечо).
- Откроем глаза, кто увидит , где спрятался платок? (Упражнение повторяется 2-3 раза).
- А сейчас я взмахну платочком, и мы окажемся на полянке в лесу. Будем ходить по полянке, любоваться цветами, собирать грибы и ягоды. А как я захлопаю в ладоши – спрячьтесь под свои стульчики, значит опасность близко: гуси-лебеди летят, унести вас хотят! (1-2 раза повторяется эта игра).
- Сидя или лежа под стулом, выглядываем: нет ли лебедей? Вверх вытягиваем голову, влево смотрим, вправо, далеко вытягиваем, сильно-сильно напрягается – надо все увидеть, миновала ли опасность?
- Никого нет. Ух! – облегченно растянулись на полу. Головку лобиком уткнули в локотки (руки согнутые перед собой положили). Все тело свободно, голова, спинка, ручки-ножки отдыхают, никого не боимся. Покатали головку, как яблочко, по локоткам. Туда-сюда. Шейка мягкая, головка легкая. Вылезли из-под куста.
- Пока мы отдыхали, гуси-лебеди наш платочек унесли. Вот они полетели. Давайте погрозим им кулачком: крепко ручки в кулачки зажали (вот они крепкие, твердые). Сначала правой рукой погрозим, потом левой. А теперь оба кулачка вверх, быстро-быстро, сильно-сильно потрясем кулачками над головой. Пусть знают лебеди, мы их не боимся.
- Глядите, воробышек сюда летит. От гусей отбивается. Позовем его рукой: “К нам, к нам!!! Лети к нам!” Другой рукой позовем, нежно машем рукой, а то воробей нас испугается. Двумя ручками ему помашем, плавно, волнообразно, движением к себе.
- Понял воробушек, полетел к нам. Быстрее, быстрее, все быстрее и быстрее крыльями машет, спасаясь от погони. Прилетел. Ух! (Дети машут “крыльями”).
- Воробышек прилетел нам сказать, что сюда Баба-яга в ступе летит, поймать нас хочет. Летит в ступе, помелом – метлой помогает (резко взмахиваем руками, как бы держа метлу в руках, и наклоняемся в разные стороны, выглядывая ребятишек).
- Вот как Баба-яга летит. Руки крепко метлу схватили, спина твердая, ноги твердые – костяные, резко то вперед, то влево, то вправо наклоняется Баба-яга и метлой машет: Ух-ух-ух! Где детишки, кого схватить? Ух-ух-ух!
- Давайте перехитрим Бабу-ягу, притворимся цветком. Станем по кругу тесно, возьмемся за руки, наклонимся, руки вытянем в круг вниз - вперед – вот мы бутон цветка. Будем раскрываться: ручки – лепестки, спинки – стебельки. Медленно выпрямляемся, плавно, легко поднимаем руки вверх, наклоняемся спинкой назад, ручки отводим в стороны назад мягко, нежно. Спинка мягкая, ручки нежные.
- Ветерок дунул – мы покачались влево, вправо, ручками влево – вправо. Только ноги твердо стоят. Вверху все тело свободное, мягкое. Вот летит Баба-яга. Опять вперед медленно наклоняемся, закрылся цветочек, не найти нас Бабе-яге. (2 раза играем).
- Вот Баба-яга ищет нас, злится, прыгает – грубая, корявая, горбатая, как кусок деревяшки, сучок от ветки. Ноги кривые – костяные, руки – палки, пальцы растопырены, как когти. И ходит не ходит, а прыгает, топает, туда-сюда наклоняется. Все нас ищет. То и дело останавливается, замирает, прислушивается, вот-вот нас почует. Опять прыгает. Снова застыла, слушает: где топот, где мы прячемся? Вот к столу поворачивается Баба-яга, еле-еле шевелится, мало-мало двигается, боится спугнуть нас. Да как бросится к столу, на пол грохается, под стул руки запускает: “Хвать!” А там и нет никого. Опять вскакивает Баба-яга, снова замирает, назад крадется, пятится “Грох!” - под другой стул, “Хвать!” - а там тоже никого. (3 раза повторяется упражнение).
- не нашла Баба-яга никого. Стала топать ногами от злости. Раз! Два! Три! Противные ребятишки. Раз, два, три, четыре, пять! Вот я вас!
- Разошлась Баба-яга. Все сильнее и сильнее топает ногами, быстрее-быстрее. А теперь все медленнее и медленнее. Еле-еле. У-ух! – устала, упала на стул, руки-ноги повисли, как макароны: устала Баба-яга искать и злиться. Разлеглась на стуле и хнычет. Так тебе и надо, злая Баба-яга.
- Покажем, дети какая Баба-яга злая, страшная. Подразним ее. (Дети показывают злую Бабу-ягу). Посмотрим друг на друга, у кого Баба-яга:
- самая страшная,
- громче кричит,
- сильнее топает ногами,
- скалится страшно,
- глазами вращает, брови хмурит,
- рычит,
- щеки надувает,
- руками машет, прыгает?
- А ну-ка сделаем такую страшную Бабу-ягу. Посмотрим друг на друга. Красивая Баба-яга? Нет? Правильно. Все страшное и злое – некрасивое.
- Кого знаем еще злых? (Волка, Бармалея, Карабаса-Барабаса).
- Покажите их. Все кто злится, становятся похожими на Бабу-ягу, Бармалея или Карабаса. Подразним их:
- Бабка-ежка, костяная ножка,
- Карабас - Барабас, не боимся не боимся очень вас,
- Гадкий, нехороший, злобный Бармалей.
- А когда мы сами злимся, кричим, швыряем все на пол, стучим ногами, размахиваем руками, мы красивые? Посмотрим друг на друга и разозлимся. У-у-ух! Мы красивые? А когда мы улыбаемся.
- Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы от меня убегать и кричать: “Карабас-Барабас, Не боимся очень вас!” (Воспитатель, страшно рыча и крича: Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну”, - бегает за детишками, они его дразнят. Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2–3 раза). (Дети становятся после то Бабками-ежками, то Бармалеями, то Карабасами, или предлагают своих злых героев, которых они боятся, не любят: волка, крокодила, дракона).
- Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень красивые. Улыбаемся, как мы умеем. Станем в круг и станцуем польку – хоровод со старым и очень добрым жуком (танцуют, хлопают, притопывают по кругу и на месте, водят хоровод под музыку польки из кинофильма “Золушка”).