Урок требует от учащихся высокой концентрации внимания, поэтому нужно всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые позволили бы детям избежать переутомления и обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока.
Перед первым уроком очень полезно проводить с учащимися утреннюю зарядку. Это снимает вялость, сонливость, облегчает переход организма от состояния заторможенности к деятельности, от ночного сна к дневному труду. Утренняя зарядка имеет и воспитательное значение: под влиянием ежедневных упражнений вырабатывается уверенность в своих силах, дисциплина, организованность, внутренняя собранность. Все эти качества являются необходимым условием трудовой активности, целеустремлённости, оптимизма.
Комплексы упражнений для проведения утренней зарядки
В предлагаемых комплексах упражнений представлены движения, воздействующие на основные мышечные группы, суставы в целях всестороннего развития и укрепления здоровья.
Комплекс упражнений №1
На начальном этапе обучения иностранному языку необходимо использовать такой вид зарядки, как выполнение команд. После усвоения лексического материала учащиеся могут сами проводить зарядку вместо учителя. Упражнения носят имитационный характер и выполняются детьми по образному слову.
“Fly”. Упражнение “Летит самолёт”. Руки- крылья передвигаются в разные стороны. 20 – 30 сек. Можно гудеть.
Можно использовать упражнение “Летать, как птица”. На месте и при ходьбе двигать руками, как птица машет крыльями. 15-20 сек.
“Jump”. Упражнение “Прыгать, как воробей”. Можно разводить руки в стороны. 20-30 сек.
“Swim”. Круговые движения руками. Можно усложнить команду: “Swim quickly”, “Swim slowly”.
“Run”. Бег на месте. Можно усложнить команду: “Run quickly”, “Run slowly”.
“Skip”. Представить, что в руках скакалка. Прыжки через скакалку. Можно прыгать и повторять стихотворение:
I skip high
And I skip low.
Skip, skip, skip.
I skip fast
And I skip slow.
Skip, skip, skip.
Clap your hands
And stamp your feet.
Skip, skip, skip.
“Clap your hands”, “Stamp your feet”. Можно выполнять под музыку. (УМК “Английский с удовольствием”.\ “Enjoy English” для 2 кл. Биболетова М. З. и др. Урок 15.).
Упражнение “Woodcutter” (“Дровосек”). Делать движения, как будто в руках топор и надо рубить дрова. Ноги поставить шире плеч, сделать большой замах и ударить топором по “полену” изо всех сил, наклонять туловище низко, руки между колен. 10-12 раз.
Упражнение “Letters”.Упражнение для глаз. Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв английского алфавита открытыми глазами.
Во время имитационных упражнений учащиеся могут произносить за учителем команды, повторяя в точности все его жесты и движения.
Можно использовать следующие команды:
“Draw”. Рисовать в воздухе картинку.
“Read”. Представить, что в руках раскрытая книга.
“Write”. Представить, что в руках маленькая записная книжка.
“Count”. Посчитать от 1-10 или от 10-1, загибая пальцы на руках.
Некоторые учащиеся путают команды “Skate” и “Ski”, поэтому эти команды можно отработать в одном упражнении на внимание.
При изучении темы “Части тела” можно использовать следующие команды:
“Wash your face”, “Wash your hands”, “Clean your teeth”, “Touch your head, nose, ears…и т. д.).
Комплекс упражнений №2
Good morning, children. Let’s begin our morning exercises.
- Raise your hands forward, up, to the sides, put them down. Repeat it again. (5 times).
- Stand straight. Stand with your feet shoulders’ width.Hands forward. Make fists. Make your hands. Fists - hands, fists - hands. Hands to the sides. Do it again.
- Stand straight. Hands on hips. Sit down. Stand up. (4-6 times).
- Stand straight. Hands on hips. Raise your leg. Clap! Raise your leg (the other). Clap! One! Clap! Two! Clap! (4 times for each leg).
- Stand straight. Hands on hips. Keep standing in your place. Turn right. Turn left. One, two, three, four. (4 turns each side).
- Let’s calm down your breath (упражнение на вдох-выдох). That is all. Thank you. You did it well.
Комплекс упражнений №3. Gymnastics for the fingers
Этот комплекс упражнений используется на уроке во время динамической паузы, разминки.
Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).
- “Claws” (“Коготки”). Сильное полусгибание и разгибание пальцев.
- “The sunrays” (“Солнечные лучи”). Руки в “замке” подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой расжимаются и сжимаются вновь.
- “The lamps” (“Фонарики”). Вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
- “The clock” (“Часы”). Движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперёд-назад (tick-tock). 5-10 раз. Это упражнение можно выполнять, повторяя вслух стихотворение:
Tick-Tock.
“Tick-tock, tick-tock,
Little Dino,
Play and work!”
Says the clock.
Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя за столом).
- Упражнение “Count, please”.Поочерёдное поднятие пальцев (кисти рук лежат на столе): а) правой руки б) левой руки. Учащиеся хором считают от 1-10 или от 10-1.
- Упражнение “Play the piano”. Имитация игры на пианино.
- Упражнение “Running men”. Указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперёд и назад.
Для проведения ритмических разминок на уроке можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.
1. Упражнение для глаз.
Дети по команде учителя переводят свой взгляд с одного предмета на другой.
One, two, three, four.
Look at the window, look at the door,
Look at the ceiling,look at the floor.
One, two, three, four.
2. It’s raining, it’s pouring.
It’s raining, it’s pouring, (движение пальчиками сверху
вниз, имитирующие падающие капли дождя)
The old man is snoring, (сложить руки за голову, изобразив
подушку)
He went to bed (ладошки - под щекой, как будто спим)
And bumped his head (слегка хлопнуть ладошкой по голове)
And couldn’t get up in the morning. (покачать головой, изображая
сожаление)
3. A witch came flying.
A witch came flying, flying, flying, A witch came flying, flying, flying, A witch came flying all on a summer’s day. |
(учащиеся выполняют упражнение “Летать, как птица”. На месте и при ходьбе двигать руками, как птица машет крыльями) |
A clown came dancing, dancing, dancing, A clown came dancing, dancing, dancing, A clown came dancing all on a summer’s day. |
(учащиеся танцуют на месте) |
A king came marching, marching, marching, A king came marching, marching, marching, A king came marching all on a summer’s day. |
(учащиеся маршируют на месте) |
A wolf came running, running, running, A wolf came running, running, running, A wolf came running all on a summer’s day. |
(учащиеся бегут на месте) |
4. Head, shoulders, knees and toes.
Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes,
Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
Eyes and ears and mouth and nose,
Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
5. Two little dicky birds. Это упражнение можно выполнять с пальчиковыми куклами.
Two little dicky birds
Sitting on a wall.
One named Peter,
One named Paul.
Fly away, Peter,
Fly away, Paul.
Come back, Peter,
Come back, Paul.
6. Hands up!
Hands up!
Hands down!
Hands on hips!
Sit down!
Hands up!
Hands to the sides!
Bend left, bend right!
One, two, three – hop!
One, two, three – stop!
Hands down!
7. Wind the bobbin up!
Wind the bobbin up, Wind the bobbin up, |
Руки – на уровне груди. Круговое движение рук вперёд-назад (как будто наматываем пряжу). |
Pull, pull, | Руки сжать в кулаки и представить, что нужно натянуть нитку двумя руками. |
Clap, clap, clap. | Три раза хлопнуть в ладоши. |
Point to the ceiling, | Указать пальцем на потолок |
Point to the floor, | Указать пальцем на пол. |
Point to the window, | Указать пальцем на окно |
Point to the door. | Указать пальцем на дверь. |
Clap your hands together, One, two, three, |
Хлопнуть три раза в ладоши. |
Put your hands down on your knee. | Положить руки на колени и сесть на своё место. |
Танцевальные динамические паузы проводятся под музыку. Проведение такого вида разминок способствует повышению работоспособности организма, знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, делает урок насыщеннее и интереснее. Если позволяет помещение, можно выполнять движения в хороводе.
7. Looby-Loo.
Chorus:
Here we go Looby-Loo,
Here we go Looby-Light,
Here we go Looby-Loo,
All on a Saturday night.
Put your right hand in,
Put your right hand out,
Shake it a little, a little,
And turn yourself about.
Chorus.
Put your left hand in…
Chorus.
Put your right foot in…
Chorus.
Put your left foot in…
Chorus.
Put your whole self in…
Chorus.
8. Clap, clap, clap your hands.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Touch, touch, touch your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, touch your cheeks,
Touch your cheeks together.
9. The more we are together.
The more we are together,
Together, together, together,
The more we are together,
The happier we are.
For my friend is your friend
And your friend is my friend.
The more we are together,
The happier we are.
Мелодию для второй и третьей песни можно взять из УМК “ Английский с удовольствием”/ “ Enjoy English” для 2 класса. Биболетова М. З, Денисенко О. А., Трубанева Н.Н.
10. If you are happy.
1. If you are happy and you know it
Clap your hands.
If you are happy and you know it
Clap your hands.
If you are happy and you know it
And you really want to show it,
If you are happy and you know it
Clap your hands.
2. Stamp your feet.
3. Snap your fingers.
4. Nod your head.
5. Say OK.
6. Do all six.
Мелодию для этой песни можно взять из УМК “Английский язык”. Серия “Новый курс английского языка для российских школ”. 1-й год обучения. 5 кл. Афанасьева О. В., Михеева И. В.
11. “Alouette”.
1. Alouette, little Alouette,
Alouette, play the game with me!
Put your finger on your head (2 times)
On your head (2 times)
Don’t forget, Alouette. Oh!
2. Put your finger on your nose (2 times)
On your nose (2 times)
On your head (2 times)
Don’t forget, Alouette.
3. On your mouth.
4. On your chin.
Ещё мне хотелось бы обратить внимание на игровые формы проведения зарядки. Учащиеся начальной школы очень любят играть. Такая форма разминки предупреждает переутомление детей, дает возможность учащимся не только отдохнуть, но и будет направлена на развитие внимания и закрепление лексического материала по теме.
1. Игра “Be attention”. Например, изучая лексику по теме “Части тела”, можно дать такое задание: если учитель называет слово по теме “Продукты”, то нужно хлопнуть в ладоши, а если по теме “Части тела”- поднять руку.
2. Guess a word.
Сначала повторяем лексику урока. Учитель пишет слова на доске или вешает картинки. Затем один ученик выходит к доске и записывает на закрытой стороне доски загаданное слово (или говорит учителю шёпотом загаданное слово). Затем учащиеся начинают задавать ученику у доски вопросы, используя конструкцию Is it a…? Тот, кто угадал слово, выходит к доске и загадывает своё.
В заключение нужно сказать, что общая атмосфера, эмоциональный настрой учителя, его тон играют большую роль в снятии напряжения на уроке, в организации всего учебного процесса.
Хотелось бы, чтобы эта статья оказалась полезной и начинающим учителям английского языка, и тем, кто уже давно работает в школе. Предлагаемый мной комплекс упражнений должен позволить учителю самому сделать выбор и проводить с учащимися то, что, по его мнению, наиболее актуально для данного этапа обучения.