Жизнь ребенка и его успехи в школе

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания младшего школьника. Кто как не учитель, специалист, может дать правильный совет по многим проблемам воспитания ребёнка в семье.

Родители желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать.

Ничего странного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. Учитель может помочь укрепить доверие ребёнка к семье как к родному месту, воспитывать уважение к родителям.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Мы, педагоги, призваны не судить семью и детей, а всеми возможными путями выводить из жизненного тупика, беречь гуманизм отношений, учиться вместе выживать, поддерживать друг друга, оставаясь людьми. Задача не из простых ещё и потому, что учитель, как никто другой, сердцем чувствует: здоров ли ребёнок, какое у него настроение, чем он огорчён, о чём задумался. Может ли учитель помочь, как это сделать, когда и самому тяжело? У нас есть помощники, способные умножать наши силы, - это дети и их родители. Надо в них верить и помогать им, анализируя опыт.

Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием у взрослых, и у самого ребёнка!

Для начала поможем родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чем их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять. В начале года родителям первоклассников на родительском собрании можно предложить анкету. На альбомном листе, в центре которого может быть наклеена цветная аппликация мальчика (зеленого или голубого цвета) или девочки (розового или сиреневого). Родители работают на соответствующих листах. Слева от фигурки надо написать всё доброе, положительное, что имеется в ребёнке, а справа – качества, которые хотели бы видеть родители в сыне или дочери завтра, через год, через пять лет.

Кажется, задание простое и ясное, однако поначалу родители с недоверием и опаской могут воспринять его. Учитель должен объяснить истинную цель этой работы и быть доброжелательным и терпеливым к родительской тревоге.

Некоторым родителям может показаться недостаточным их умение выражать свои чувства словами. Поймите их растерянность и помогите тёплыми ободряющими словами. Нужна подсказка в выражении их чувств и мыслей, нужны слова для выбора, анализа, определения. На каждый стол можно положить памятку с перечнем качеств личности. Например: общителен в коллективе; ответственен за своё поведение; уступчивый; как выполняет обещание; дружелюбен в отношениях со сверстниками; признает ли ошибки; помогает окружающим; вежливый, приветливый, уважительный, старательный, изобретательный; умеет обслуживать себя и т.п.

Не торопите родителей с ответами, можно дать анкету домой. Наедине с самим собой спокойнее думать, точнее выражать мысли. Каждый из родителей создаст свой вариант, свою модель личности ребёнка, идеал, который им видится в будущем.

А далее предстоит укреплять веру в положительное начало ребёнка, помогать им в выборе способов совершенствования добродетелей и “консервации” личностных недостатков детей.

Проанализировав все анкеты, учителю предстоит отобрать качества, названные родителями чаще других, и чётко сформулировать цели и задачи работы с учениками на основе модели девочки и модели мальчика, которую составили родители. Долговременными задачами воспитания девочки могут быть: воспитание здоровой, красивой, женственной, ответственной. В воспитании мальчика преобладают такие цели, как вырастить его сильным, способным найти правильное решение, справедливым, умеющим постоять за себя и близких. Уже сегодня реально воспитывать в детях аккуратность, умение обслуживать себя, гуманизм, честность, преодоление чувства страха, вспыльчивости, умение держать данное слово, дружелюбие, сострадание и др.

Теперь учитель знает, какие они, его ученики, каждый в отдельности – девочки и мальчики. Родилось согласие, сотворчество взрослых. Теперь можно наметить конкретную программу совместных действий по формированию культуры деятельности и общения на основе познания духовных ценностей людей разных возрастов, полов, профессий. Творческая совместная деятельность будет кропотлива; с её помощью взрослые и дети будут чаще задумываться, почему важно в семье любить друг друга, как радоваться успехам друг друга, что такое семейные обязанности, почему надо помогать старшим, что значит любить маму, как просить у неё сове и помощь, как интересоваться делами старших, как утешить малыша и поднять настроение маме и т.п.

Анкеты на первых родительских собраниях могут быть разными по темам:

- изучение семей учащихся;

- методы воспитания детей в семье;

- жизнь ребёнка и его школьные успехи;

- взаимоотношения в семье;

- возможности родителей в организации воспитательной работы и др.

Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности.

Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, одноклассниками. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребёнка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, “домашние” дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания приём, когда учитель договаривается с родителями и они дают ребёнку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять психотравмирующую остроту страха, одиночества.

В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школы и повстречаться с тревожным ребёнком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребёнка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.

Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребёнку в его учебных занятиях. Многие родители ориентированы на непосредственную помощь. В учебной работе ребёнка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой “делай, как я!”. Такая стратегия лишает ребёнка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребёнок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребёнок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребёнка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.

Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребёнка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствуют общему развитию ребёнка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогают ребёнку найти своё место в школьной жизни.

Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребёнка. Большое значение в этом плане имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и т.д. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к семейному общению очень короткий - 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.

Общение в семье должно приносить радость близости. Желательно, чтобы содержание совместного досуга обсуждалось с ребёнком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом родителям необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями.

Приобщить ребёнка к чтению, воспитать любовь к книге – также задача семьи. К сожалению у многих родителей сложилась такая практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом: ребёнок должен читать сам, повышать технику чтения. Это утверждение справедливо только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребёнка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребёнка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребёнок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом - имеет большое значение для психологического здоровья ребёнка.

Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребёнком режима дня. Рациональная организация жизни ребёнка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствует успешности его обучения.

Семья ответственна за физическое здоровье ребёнка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребёнка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребёнка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребёнка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребёнка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.

Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка квартиры, уход за одеждой, забота о домашних животных. Важно почаще выполнять домашние детям вместе с родителями. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются различные умения – планирование работы, готовность в преодолении трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.

Сделав какую-нибудь работу человек нуждается в оценке своего труда. Особенно в этом нуждается ребёнок. Дети ждут от взрослых оценки, помощи, совета. Как много может сделать похвала, благодарность родителя или учителя. Дети меняются на глазах, они хотят быть лучше.

Родители должны предоставить ребёнку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребёнку социальные связи. На этом этапе жизни ребёнок учится воспринимать индивидуальность другого, постигать законы дружбы, преданности, а в некоторых случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребёнку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чём состоит мудрость взрослого.

Главная помощь семьи в учении ребёнка – это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья.

Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей.

Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единство родных людей. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы; праздники, где родители и дети являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Взрослые должны пересмотреть стиль своих действий и отношений с учётом интересов детей, их способности самореализовываться, избегать принуждения. Не посягать на свободу ребёнка, а стараться понять себя и его – главный закон взаимодействия детей и воспитателей. Только тогда воспитание станет радостью, призванием, благом, огромным утешением. А это, согласитесь, неисчерпаемый родник жизненных сил и источник отношения к ребёнку.

 

Литература

1. Варга Д. Дела семейные. – М., 1986.

2. Волкова Е. Трудные дети и трудные родители. – М., 1992.

3. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребёнка. – М., 1986.

4. Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить. – М., 1994.

5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. – М., 1986.

6. Тихомирова Н. К. Верить и жить (работа с родителями). Начальная школа №3 – 1994.