Имя прилагательное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • уточнить знания детей об имени прилагательном;
  • определить роль имён прилагательных в речи;
  • акцентировать детей на связь имени прилагательного и имени существительного;
  • повторить понятие «словосочетание»;
  • повторить синтаксический разбор предложения;
  • развивать образность речи детей;
  • развивать внимание;
  • расширять их кругозор;
  • воспитывать командность группы.

Оборудование: классная доска, 2 листка бумаги, картинки с платьями, демонстрационные плакаты «Имя прилагательное», текст с пропусками (для родителей и гостей).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность детей
I. Оргмомент, приветствие, настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Наша школа открыла свои двери для гостей. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и наших гостей интересным, полезным и приятным. Проверьте, что у вас есть всё необходимое: пенал с письменными принадлежностями, тетради, линейка, учебники. Приветствуют гостей, проверяют свою готовность
II. Подготовка к восприятию учебного материала
Я предлагаю вам сыграть в игру на внимание. Но прежде нам необходимо вспомнить, то, что вам известно об имени прилагательном.Что же это такое? Отвечают на вопрос (часть речи, отвечает на вопрос Какой?, какая?, какое?, какие?, называет признак предмета, лица, явления природы)
Я буду называть слова. Если вы слышите слово существительное – хлопните в ладоши,глагол – топните ногой,прилагательное – подпрыгните. Будьте внимательны! Выполняют действия по заданию
Столик, весеннее, рыба, рыбачить, рыбный, студёная, большой, красота, красивое, выстудить, хрустальная. Подбирают слова, записывают словосочетания, указывают части речи
III. Работа по теме урока
(на доске с обратной стороны записаны слова:
весеннее
рыбный
студёная
большой
красивое
хрустальная)
 
какие признаки и каких предметов названы?
Подберите подходящие слова, запишите словосочетания в тетрадьКакие слова в словосочетаниях главные? Пометим главные слова крестиком сверху.
(Существительные,
От них задаём вопрос к прилагательному)
Физминутка
Для глаз Выполняют упражнения
IV. Уточнение роли прилагательных в речи
(На доске картинки с различными платьями.)
Мама купила платье.
Можем ли мы сказать точно, какое именно платье купила мама? Почему?
(Не хватает признаков платья, его описания)
Запишите дополненное предложение. Разберите его по членам. Устно даём характеристику. Как вы думаете, есть ли в этом предложении однородные члены?
Прилагательные «длинное» и «голубое» не являются однородными членами. Они указывают на разные признаки платья: длину и цвет.
Как связаны существительные и прилагательные?
Они связаны по роду, числу и падежу.
Давайте пронаблюдаем:
Платье длинное, голубое
Шарф …, …
Лента …, …
Мама купила длинное голубое платье.
Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Начните со слов: «Прилагательные служат для …» Уточнения и обогащения нашей речи.
V. Учебная игра
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая связана с темой нашего урока.
Из мешочка вытащите значок, по значкам разделитесь на 2 команды. Каждая получает по простому предмету. Опишите свой предмет прилагательными. Называть признаки команды будут по очереди. Совещаться команда может.
Начали!
Вам удалось подобрать достаточно много слов. Это умение пригодится вам в дальнейшей работе.
Белый, маленький,квадратный, прямоугольный, писчий, ровный, гладкий, непрозрачный, матовый, плотный, тонкий, сухой, большой, …
Физминутка
Динамическая (Игра «Товарищи капитаны») Выполняют упражнения
VI. Работа с текстом
На доске:
(? Лес)
? лес стоит, словно ? великан. ? берёзы свои ? ветки заплели в ? косы. ? дуб спит в ? шапке. И только ? ель светится ? огоньком в ? лесу.
 
Понятно ли о чём идёт речь?
Что здесь записано, назовите одним словом.
Можно ли этому тексту дать название?
Да.
Предложение, текст.
Да. Лес. Зимний лес.
Давайте запишем текст, дополняя и уточняя его. Это творческая работа. Старайтесь точнее подобрать слова, выразить свои чувства.
Дорогие гости! Для вас тоже есть задание. Подберите и запишите на листок 9 наиболее вдохновляющих вас прилагательных. (Приложение)
Постарайтесь не повторять их. Желаем и вам успеха!
Самостоятельная работа детей.
Давайте послушаем, что у вас получилось.
(если есть резерв времени: Разбор существительного огоньком по составу или его же морфологический разбор. Указать склонение имён сущ. в тексте.)
Дети по желанию читают свои тексты.
VII. Итоги урока
Что вам понравилось? Был ли для вас урок полезным, интересным? Что запомнилось больше всего?
Отмечаю работу детей
 
VIII. Слово родителям
  Читают своё послание