Развитие межшкольного профессионального взаимодействия в процессе модернизации образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Педагог – представитель высококвалифицированной профессии, имеющий значение для всего общества, он должен соответствовать своей социальной роли и социальному статусу.

Такое соответствие требует от педагога глубоких знаний и особого мастерства, формирующихся в результате постоянного личностного и профессионального развития.

Формы повышения педагогической квалификации многообразны: работа в методических объединениях, предметные курсы, самообразование, самоанализ деятельности, открытые уроки, педагогические советы, методические советы, работа в творческих группах, система семинаров, аттестация, конкурсы, педагогические чтения, публикации и т.д.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства является методическая работа.

Одной из важных составляющих методической работы является коллективная и индивидуальная деятельность учителей.

Самой распространенной формой коллективной методической работы являются методические объединения. Эта форма методической работы наиболее удобна при выявлении затруднений, характерных для педагогов, а также для коллективного поиска оптимального решения проблемы.

Организация работы методических объединений способствует достижению следующих результатов: рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью; положительный психолого-педагогический климат; высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; овладение современными методами обучения и воспитания; высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов; своевременное распространение передового опыта.

Реализуя основные функции методической работы такие, как информационная, аналитическая, содержательная, обучающая, педагоги работают над развитием и внедрением в учебный процесс современных технологий обучения.

Для улучшения методической работы следует в большей мере учитывать профессиональные интересы педагогов, выявлять их информационные потребности, уровень их профессионально-педагогической компетентности.

Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам двухлетний опыт работы методического объединения учителей математики Елизовского района.

Два года назад совместно с муниципальным учреждением “Информационно-методический центр” была составлена Программа работы РМО (Приложение 1).

Деятельность методического объединения была направлена на решение следующих задач:

  • создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по
    основным вопросам обновления школы;
  • информационное обеспечение педагогов;
  • изучение и применение технологий, соответствующих инновационному обучению;
  • совершенствование системы организации методической работы в школе;
  • выявление и распространение педагогического опыта;
  • участие в педагогических чтениях и конкурсах.

12 марта 2010 года на методическом совещании при МУ “ИМЦ” по теме “Повышение роли и результативности профессионального взаимодействия учителей района в свете положений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”” была принята резолюция (Приложение 2). В данное время программа, положение и резолюция лежат в основе деятельности РМО по совершенствованию, инновационному обновлению образования, развитию межшкольных профессиональных связей педагогов. “Повышение роли межшкольного профессионального взаимодействия в процессе модернизации образования” стало методической темой сообщества учителей математики.

В состав РМО входят 17 школьных объединений, 68 учителей.

Из них 3 работающих педагога имеют звание “Заслуженный учитель РФ”:

  • Спешнева Т.Я., учитель СОШ № 7;
  • Чернюк Л.Ф., учитель, завуч СОШ № 8;
  • Шеронова Т.К., учитель Раздольненской СОШ;

и на 3-х учителей оформлены документы:

  • Шарифуллина В.Г., учитель СОШ № 9;
  • Шатова М.Н., учитель, завуч СОШ № 7;
  • Новиков С.Н., руководитель Елизовской ФМШ.

6 педагогов стали победителями конкурса “Лучший учитель РФ”, являются обладателями премии ПНПО:

  • Шеронова Т.К. в 2006 году;
  • Шатова Марина Николаевна в 2007 году;
  • Сутыркина В.К. и Голованева Л.В. в 2008 году;
  • Чернюк Л.Ф. и Кривченкова Е.Ю. в 2009 году.

4 учителя стали лауреатами премии имени О.Н. Мамченкова: Голованева Л.В., Кривченкова Е.Ю., Чернюк Л.Ф., Семыкина С.В., а в Мамченковских педагогических чтениях участвовали: Голованева Л.В., Сутыркина В.К., Кривченкова Е.Ю., Чернюк Л.Ф., Серебрякова Л.Ф., Патлай Я.В.

Учителя математики принимают участие и в муниципальных, краевых конкурсах. Уже в новом 2010-2011 учебном году лауреатом регионального конкурса профессионального мастерства педагогов общеобразовательных учреждений “Камчатская школа в Год учителя” в номинации “Учителя – ветераны” стала Шеронова Т.К.

В муниципальном конкурсе “Мультимедийный урок” приняли участие Патлай Я.В., Кривченкова Е.Ю., Шарифуллина В.Г.

14 учителей имеют высшую квалификационную категорию. 4 учителя математики Елизовского района входят в краевую экспертную группу по проверке экзаменационных работ учащихся выпускных классов.

За два года более 40 человек обучались на курсах повышения квалификации. Учителя математики принимают активное участие в работе пилотных и опорно-методических площадок:

  1. Пилотная площадка СОШ № 9 “Интерактивное обучение с применением ИКТ”.
  2. Пилотная площадка “Становление молодого учителя” в Нагорненской СОШ, где работает молодой специалист Саватеева А.С.
  3. Опорно-методическая площадка “Инновационные подходы в математическом образовании школьников” в СОШ № 8.

У РМО широкий спектр взаимодействия с другими структурами.

  • Это, в первую очередь, двусторонняя связь со школьными объединениями, которая помогает совершенствовать систему организации методической работы в школе и позволяет выявлять и распространять педагогический опыт учителей.
  • Информационно-методический центр направляет, корректирует работу РМО.
  • На базе института повышения квалификации педагогических кадров проходят курсы, проверка работ ЕГЭ и ГИА, обучение экспертной группы, аттестация педагогов.
  • Взаимодействие с Московским Государственным Университетом выражается в обучении учителей на дистанционных курсах (на данный момент предлагаются курсы по 6 темам). Также МГУ возобновляет проведение летних курсов и съездов учителей. С 28 по 30 октября 2010 года состоится Всероссийский съезд учителей математики, в делегацию от Камчатского края вошла Шеронова Т.К.
  • Фестиваль Педагогических идей представляет и распространяет педагогический опыт работников образования. Учителя математики Елизовского района неоднократно участвовали в данном фестивале.
  • Камчатский Государственный Университет имени Витуса Беринга ежегодно предлагает курсы повышения квалификации педагогов, курсы для выпускников по подготовке к ЕГЭ, проводит Бушелевские педагогические чтения.
  • Ежегодно на курсы по профильному образованию приглашает Московский физико-технический университет г. Долгопрудный; с 1 по 6 ноября пройдут авторские курсы Л. Звавича в Москве.
  • Учителя математики помогают получить детям дополнительное образование в центре “Луч”.
  • Педагоги физико-математической школы работают в системе поиска и поддержки одаренных детей.

На 2010–2011 учебный год запланировано организовать взаимодействие методических объединений учителей математики городов Петропавловск – Камчатский, Вилючинск, Елизово и Елизовского района. 19 октября 2010 года была создана ассоциация учителей математики Камчатского края. Я надеюсь, что учителя Елизовского района внесут большой вклад в работу ассоциации.

Формы взаимодействия членов РМО разделяются на коллективные, групповые и индивидуальные.

С целью повышения эффективности работы РМО был создан методический совет, который оказывает помощь в составлении плана работы, в поиске форм совершенствования методической работы, в подготовке и проведении конференций, семинаров, заседаний. В него вошли:

  1. Шеронова Т.К., руководитель РМО;
  2. Шарифуллина В.Г., полностью перешедшая на современные образовательные технологии;
  3. Кривченкова Е.Ю., руководитель опорной методической площадкой;
  4. Кабанова Н.А. ведет психологическую поддержку в образовательном процессе.
  5. Спешнева Н.В. разрабатывает методику индивидуального подхода в математическом образовании.

Два года назад было положено начало новой традиции – отмечать День учителя математики Елизовского района 25 марта проведением муниципальной научно-практической конференции. В этот день подводятся итоги работы за учебный год, обозначается ряд вопросов, необходимых для рассмотрения в следующем году, проходит награждение самых активных членов РМО. На конференции 2009 года речь шла о повышении квалификации учителей математики Елизовского района. В тот учебный год педагогами было дано очень много открытых уроков; практически в каждой школе учителя обучались на курсах: при ИУУ, при МГУ “Первое сентября”, на московских курсах, курсах при КамГУ. В 2010 году конференция полностью была посвящена реализации направлений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Рассматривались вопросы: “Каковы возможности модернизации образования на муниципальном уровне? Что может сделать для этого каждый из нас в отдельности и все мы вместе?” В 2010–2011 учебном году планируется проведение конференции совместно с учителями математики городов Петропавловска и Вилючинска.

Бывает так, что действительность корректирует план работы РМО. Так 8 апреля 2010 года на базе школы – интерната № 1по инициативе педагогов был проведен незапланированный семинар по теме “Методика работы со слабоуспевающими учащимися”. В нем приняли участие учителя, работающие в коррекционно-компенсирующих классах, в вечерней школе, в школе-интернате. Был большой и полезный разговор о способах решения проблемы школьной неуспешности.

После проведения и проверки пробного апрельского экзамена по математике на базе СОШ № 9 состоялось заседание РМО по итогам экзамена и методическим рекомендациям решения заданий группы С.

В 2009–2010 учебном году прошел 3-й конкурс-смотр методических объединений и школьных кабинетов. Председателем жюри была назначена методист МУ “Информационно-методический центр”, куратор руководителей районных методических объединений Жеребцова В.И.

Три методических объединения учителей математики приняли участие в третьем муниципальном конкурсе:

  • Школьное педагогическое содружество учителей естественно-математического цикла школы – интернат № 1. Руководителем этого ШМО является Горошкова М.Е.
  • ШМО учителей математики МОУ “СОШ № 9”, руководитель Шарифуллина В.Г.
  • РМО учителей математики, руководитель Шеронова Т.К.

Все эти три объединения стали победителями смотра-конкурса. А районному методическому объединению учителей математики присвоен статус Муниципальной Опытной методической площадки.

В конкурсе-смотре школьных кабинетов приняли участие три кабинета математики. Кабинеты СОШ п. Паратунка (руководитель Коротких Н.А.) и п. Вулканный (руководитель Голубцова Г.А.) стали лауреатами конкурса, а кабинет СОШ № 8 (руководитель Кириченко О.В.) – дипломантом конкурса.

Методическая работа РМО органично соединяется с повседневной практикой учителей математики Елизовского района, обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации системы повышения квалификации педагогов.

В настоящее время РМО учителей математики Елизовского района выполняет следующие функции:

  1. Является важным фактором повышения профессиональной компетентности педагогов.
  2. Содействует развитию творческого потенциала учителей математики.
  3. Способствует формированию личной педагогической системы и индивидуального стиля педагогической деятельности.

Необходимо рассказать о тех, кто делает работу методического объединения полезной, важной, а заседания РМО яркими, интересными, кто не устает делиться своим опытом, рассказывает о новых направлениях в образовании, о новых методиках.

Чернюк Л.Ф., учитель высшей категории, почетный работник общего образования, заслуженный учитель РФ, обладатель премии ПНПО, победитель конкурса “Соросовский учитель”. Подготовка к ЕГЭ, применение геометрического материала в 5–6 классах, изучение комбинаторики, теории вероятности и т.д. – по всем этим вопросам можно получить квалифицированную помощь у этого учителя.

Шарифуллина В.Г. Учитель высшей категории, руководитель ШМО, которое стало победителем 3 муниципального конкурса методических объединений. В.Г. со своими коллегами уже несколько лет работают по теме “Интерактивное обучение”. Поэтому раз в год заседание РМО проводится в школе № 9. Это ответственный, современный педагог.

Кривченкова Е.Ю. Учитель высшей категории, обладатель премии ПНПО, лауреат муниципального конкурса “Учитель 2003 года”, победитель краевого конкурса “Самый “классный” классный”, почетный работник общего образования, руководитель ШМО. Оно стало лауреатом первого конкурса методических объединений, а кабинет, в котором мы так часто собираемся, является опытно-методической площадкой по направлению “Инновационные подходы в математическом образовании школьников”. Здесь учителя района могут получить любую консультацию.

Патлай Я.В. Эту учительницу школы № 4 – молодую, задорную, современную – мы “открыли” для себя в прошлом учебном году. Ей есть что рассказать и о своей работе, и о работе своих учеников. Работая учителем информатики и математики, она является мастером современного, нтегрированного урока.

Коротких Н.А., учитель Паратунской школы. Не было случая, чтобы она отказала в помощи проведения заседания РМО. Ее ученики стабильно отличаются хорошими результатами ЕГЭ.

Семыкина С.В., руководитель ШМО учителей математики Корякской школы. Учитель высшей категории, полностью отдающий себя работе.

Кабанова Н.А., учитель Корякской школы, имеет 1 категорию, педагог – психолог, чем особенно интересна, член методического совета РМО. Ее выступления всегда научны и полезны.

Шатова М.Н., учитель высшей категории, обладатель премии ПНПО, победитель муниципального конкурса “Учитель 2001 года”, заместитель директора школы № 7, председатель экспертной группы по аттестации учителей математики Елизовского района на первую категорию. Почти на каждом заседании она давала рекомендации для успешной аттестации, это она отстаивает соответствие учителя категории на комиссии.

Спешнева Н.В., учитель высшей категории, член методического совета РМО, руководитель ШМО, обладатель Губернаторской премии.

Анализ методической работы в 2009-2010 учебном году обозначили ряд вопросов, необходимых для рассмотрения в 2010–2011 учебном году:

  • за основу работы РМО взять направления национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”;
  • повысить внимание к развитию и обновлению подходов организации внеклассной работы по предмету;
  • активизировать движение “Мастера открытого урока”;
  • продолжать работу по выявлению и распространению передового педагогического опыта;
  • продолжить презентацию работы школьных методических объединений;
  • продолжить участие в конкурсах;
  • активизировать работу методического совета.

Презентация.

Литература.

  1. Бобрышева И.В. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности.//Инновации в образовании, № 2, 2009 г.
  2. Картавцев В.И. Развитие творческого потенциала педагога.//Дополнительное образование, № 6, 2002 г.
  3. Плотникова С.В. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований.//Материалы Фестиваля педагогических идей, 2006 г.