Метод проекта
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с историей изобретения радио;
- определить этапы подготовки радиопередачи.
Развивающие цели:
- продолжить формировать умение грамотно излагать свои мысли;
- продолжить работу над артикуляцией,
- развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные цели:
- воспитывать творческую личность.
Оборудование: записи на доске, портрет А.С.Попова, фотографии первого радиоприемника.
На доске записана тема урока:
"Как слово наше отзовется:" Ф.И.Тютчев
Учитель: Ф.И.Тютчев говорил: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется:" И это верно, как верно и то, что магия воздействия слова на человека сильна. Слово и утешает, и лечит, и сообщает, и учит:"Слово - колыбельная основа наших радостей и мук" (Д.Самойлов). А когда слова передаются на расстоянии и воздействуют так же, как и сказанные рядом, их роль и значение увеличиваются.
Ученик: (Краткое сообщение о возникновении радио) 7 мая 1895 года А.С.Попов первым продемонстрировал радиоприемник.
Радио (от лат. изучаю, испускаю лучи) - это способ беспроволочной передачи сообщений на расстоянии посредством радиоволн.
Учитель: Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без радио. Во-первых, это передача речи, музыки и других звуковых эффектов неограниченному числу слушателей. Во-вторых, это одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации, пропаганды и просвещения населения.
Подготовка радиопередачи - дело нелегкое: здесь необходимо и актерское мастерство, и эрудиция, и обширный кругозор, и грамотная, правильная речь.
Слушатель не видит радио-ведущего, а поэтому все сказанное должно быть очень убедительным и доходчивым. Для этого проводятся специальные занятия по артикуляции и сценической речи, что помогает донести до слушателя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте.
Сегодня вы попробуете создать свою радиопередачу.
1. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек.
2. Проводится небольшая разминка.
Учитель: Давайте попробуем произнести с разной интонацией скороговорку:
Во дворе трава, на траве дрова.
- медленно
- быстро
- со сжатыми зубами
- четко и громко
- если это секрет (шепотом)
- радостно
- удивленно
- обиженно
- зло
- с гордостью
Прозвенел звонок, начался урок, вы торопитесь в класс, на пороге сталкиваетесь:
- с учителем
- с одноклассницей
- с другом
и произносите фразу: нам не дано предугадать, как опозданье отзовется:
Учитель: А теперь обратим внимание на следующие мудрые изречения, записанные на доске:
"Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно" (Ф.Ларошфуко).
"Каждый когда-нибудь произносит свои самые лучшие слова" (М.Стельмах).
Давайте попробуем их объяснить.
Ученики объясняют.
Учитель: А сейчас приступаем к моменту творчества, обращая внимание на необходимые моменты в подготовке радиопередачи:
1. Должна быть определена направленность радиопередачи (информационная передача, спортивная, музыкально-развлекательная, юмористическая).
2. Продумано название, обращение к слушателям, представление ведущих.
3. Должны быть обдуманы композиционные моменты радиопередачи (гости в студии, звонки в прямой эфир, интервью, объявления, реклама:)
Возможны передачи на следующие темы:
- Задумайся, человек!
- Формула души.
- Музыка поколений.
- Интересные страницы истории.
В качестве образца представляется заранее подготовленный несколькими учащимися отрывок радиопередачи.
После 10-15 минут работы ребята представляют свои радиопередачи. Лучшая работа в дальнейшем транслируется по школьному радиоузлу.
Сценарий радиопередачи, посвященной Дню города
1-й ведущий: Добры вечер, дорогие радиослушатели!!! В эфире радиопередача "Люди города" и мы, ее ведущие, ученики 7 "Б" класса школы №15 Цветков Илья и Полуэктова Кристина. Сегодня наша радиопередача "Оставь окно открытым" посвящена самым обычным людям нашего города:
2-й ведущий: Однажды В. Маяковский сказал:
Послушайте, если звезды зажигают,
Значит, это кому-нибудь нужно:
А как Вы думаете, если по вечерам зажигается в окнах свет, значит, это тоже кому-нибудь нужно?
1-й ведущий: И сегодня мы с вами поговорим о том, какую же тайну хранит горящее в ночи окно:
2-й ведущий: Какая история стоит за этим светом, и кто эти люди, зажигающие его?
1-й ведущий: О чем думают? Мечтают?
Что чувствуют? Почему не спят?
2-й ведущий: Итак, тайна электростальских окон:
1-й ведущий: Сегодня у нас в студии знаток человеческих судеб, мастер детектива Найденов Платон.
Гость студии: Да, я хочу предложить вашему вниманию мой недавно вышедший бестселлер "Свет пронзает тьму".
Тихие вкрадчивые шаги послышались в темной комнате. Казалось, что кто-то зловеще, задумав черное дело, крадется в кромешной тьме. Состояние страха переходило в непрерывную дрожь по телу:
Рядом падали какие-то предметы, непрестанно хлопала входная дверь :Кто это? Что ему здесь нужно?
Бац! Что-то неожиданно кляцнуло где-то совсем рядом:
Ой-ой-ой!!!! "Да где же он?!" - злобно крикнули в темноте:
Стало еще страшнее: Послышался неприятный металлический скрип, сопровождаемый тяжелым дыханием:
И вдруг - пронзительный луч света озарил комнату!
"Ура!!! Наконец-то я вкрутил лампочку!!" - с неописуемой радостью воскликнул человек на табуретке:
1-й ведущий: Спасибо за ваш рассказ: Ну а если серьезно, то зажженный в окне свет говорит о многом:
2-й ведущий: Видимо, там кого-то ждут или о чем-то размышляют:
1-й ведущий: Работают или просто смотрят телевизор:
2-й ведущий: Может, в эту минуту решается чья-то судьба, ведь когда человек не спит ночью, значит, есть что-то сильнее его сна.
1-й ведущий: В стихотворении М.И. Цветаевой тоже говорится о тайне света в окне:
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи:
Нет и нет уму
Моему - покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Не правда ли? Как все здесь просто, правдиво и одновременно загадочно:
2-й ведущий: А мы провели опрос жителей города - что на их взгляд означает горящее в ночи окно?
1-й ведущий: Дети - наше будущее: О чем поведают нам они?
Ответ ребенка: Свет в окне?? Если в окне горит свет, значит, я проснулась и моя мамочка вошла ко мне в комнату: Я очень люблю свою маму, но без света мне спать страшно и без мамы - страшно, вот и получается, что мама - это мой свет!
Ответ второго ребенка: У нас в окне зажигается свет, когда на улице становится темно, а еще когда мама ждет моего старшего брата:
2-й ведущий: А я , например, считаю, что свет в окне горит, когда ученик делает уроки:Наверное, учителя работают на российскую энергетику:
1-й ведущий: А у нас звонок в студию:
- Алло! Я полностью согласна с мнением ведущего, но все же чуть-чуть дополню: я преподаю в школе и хочу вам поведать, что свет в окне учителя означает, скорее всего, что он проверяет тетради: Тщательно, спокойно это можно сделать только ночью, когда все спят и ничто не отвлекает. Так что учителя и в этом случае работают на российскую энергетику.
2-й ведущий: Итак, что бы ни означало зажженное в ночи окно - радость или горе, ожидание или беспокойный сон - такое окно всегда знак чего-то важного в судьбах людей!
1-й ведущий: А наша передача подошла к концу. Это красиво, когда в окнах домов горит свет, а когда свет зажигается в душах людей - это еще красивее. Не бойтесь быть добрее - дарите людям свет Вашей души!