Интерактивные игры в организации работы школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


 «В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко

Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций не может и школьная библиотека. Вот уже третий год я использую новый вид работы – презентация. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, видео, музыки, графики и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, она имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио - и видео - вставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гиперссылки. Именно при помощи этих технологии я создаю свои интерактивные игры.

Интерактивная игра, как один из методов информационно – коммуникационных технологий в библиотечном процессе основывается на:

  • использование определённых библиотечных средств;
  • деятельности библиотекаря, управляющего этими средствами;
  • повышение мотивации и активности детей в ходе игры, вызываемое интерактивными свойствами компьютера.

Управляюще – обучающая деятельность библиотекаря состоит из:

  • планирования работы библиотеки;
  • планирования использования компьютера во время библиотечных мероприятий;
  • управления познавательной деятельностью учащихся во время мероприятия;
  • личностного взаимодействия с учащимися.

Цели использования интерактивных игр в работе библиотеки:

  • расширить спектр активных форм руководства чтением;
  • разнообразить формы подачи библиотечного материала;
  • стимулировать потребность в самореализации, самовыражении;
  • учить общаться, развиваться интеллектуально;
  • развивать познавательный интерес, выявлять лучших читателей;

Мотивация учащихся в процессе использования интерактивных игр:

  • наглядность;
  • навыки работы в группе, коллективе;
  • многообразие приёмов в игре.

Мотивация библиотекаря:

  • снижение трудоёмкости процесса;
  • способность быть «современным библиотекарем».

Интерактивная игра в практике работы с читателями используется как составная часть других форм руководства чтением: она может сопровождать обзор – беседу с классом о творчестве писателя, её включают в ход какого – нибудь большого мероприятия, например, «Посвящение в читатели». Я в своей работе люблю использовать литературные и экологические интерактивные игры. Интерактивная игра предусматривает многообразие приёмов, чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник более или менее начитанный мог найти ответ, справиться с заданием, чтобы всем было интересно. «Литературный аукцион» - соревнование в знание произведений автора или героев книг на определённую тему. Он заставляет работать память, помогает сосредоточить внимание. Литературные загадки применяются для проверки качества чтения. Литературная викторина стимулирует сообразительность, сметливость читателя. Приём «Ну - ка продолжай!» проверяет прочность запоминания текста наизусть, чаще всего стихотворного.

Особенно активно участвуют в разнообразных играх дети младшего школьного возраста. Интерактивные игры помогают обратить внимание детей на разные стороны книги, помогают слабо владеющим техникой чтения, преодолевать трудности чтения. Угадывая героев книг по их характеристике, определяя из какой книги прочитанный отрывок, кто автор произведений, ребёнок получает дополнительные мотивы для более вдумчивого и внимательного чтения.

Игра может быть толчком к формированию познавательного интереса, может вызвать у ребёнка желание взять в библиотеке ещё книги на данную тему, или того же автора, по произведениям которого проводилась игра. Правильно учитывая потребность детей в игре, сочетая различные приёмы, библиотекарь имеет возможность превратить игру в действенное средство руководства чтением детей.

В проведении интерактивных игр важно сотрудничество библиотекаря со школой. Это даёт возможность проводить игры с учащимися параллельных классов, привлечь в библиотеку новых читателей.

1. Интерактивная игра «В гостях у сказки», рассчитана на учащихся 1 – 2 классов. Детям даётся представление о том, что такое сказка, рассказывается о видах сказки. Детям предлагается отгадать сказочный кроссворд, ответить на вопросы Кота – сказочника, принять участие в сказочном аукционе. За каждый правильный ответ участники получают жетоны. В конце игры выявляется лучший знаток сказок.

Приложение 1

2. «О, счастливчик!» Интерактивная игра по книге А. Милна «Винни – Пух и все – все – все». Игра рассчитана на учащихся 3 – 4 классов. В игре может участвовать любой желающий из класса. Задаются вопросы – тесты. На одного игрока 10 вопросов – тестов. В ходе игры участники могут использовать три подсказки:

  • 50/50 (убрать два неправильных ответа)
  • помощь друга
  • помощь учителя

Приложение 2

3. Интерактивная игра «Приключения Чиполлино». Игра рассчитана на учащихся 2- 3 классов. В игре принимают участие учащиеся параллельных классов. Образуются команды из 5 человек. Болельщики могут принимать участие в игре, в случае если команда не знает ответа на вопрос. Каждой команде 14 вопросов.

Приложение 3

4. Интерактивная экологическая игра в виде КВН «Природы осторожные шаги». Игра рассчитана на учащихся 5 классов. В игре принимают участие учащиеся параллельных классов. Образуются команды из 5 человек. Для команд разработаны следующие конкурсы:

  1. Представление команд.
  2. Литературный конкурс.
  3. Загадки леса.
  4. Конкурс капитанов.
  5. Живые барометры.

Приложение 4

5. Интерактивная игра по произведениям А.П. Чехова. Игра рассчитана на учащихся 6 классов, может проводиться как внутри класса, так и между классами. В игре принимают участие три команды, каждой из которых даётся по 11 вопросов. Игра может использоваться на уроках литературы.

Приложение 5 (см. Презентацию выше)