Цель введения правовых знаний в учебный курс
Состоит в том, чтобы дать студентам возможность ориентироваться в экономической сфере жизни общества, урегулированной и защищаемой нормами права и научиться работать с источниками правовой информации.
Задачи введения правовых знаний в учебный курс
Показать студенту, какие вопросы нашей экономической стороны жизни урегулированы правом, а в каких можно проявить самостоятельность, выбрать экономически более эффективный вариант. В экономической деятельности часто возникают так называемые внештатные ситуации (форс-мажоры), когда человеку трудно решить, как же ему поступить. Знание норм права, регулирующих экономическую жизнь общества, позволит разрешить данную ситуацию с наименьшими издержками для себя и окружающих людей.
Курс «Основы экономики» построен мной таким образом, что наряду с какими-то общими положениями, предусмотренными в законодательстве, учащимся предлагается множество задач, имеющих в основе своей конкретные ситуации, которые с высокой степенью вероятности могут встретиться на их жизненном пути. Эти ситуации надо разрешить с использованием положений законодательства. Здесь учащийся вынужден учиться размышлять, тренировать свой интеллект, а не просто запоминать.
Задания, предлагаемые к рассмотрению в качестве практических или самостоятельных работ, предполагают ответ в виде формулы, определенной соответствующим нормативным актом. Вполне вероятно, что ученики будут рассуждать по-разному относительно многих задач, спорить, доказывать свою позицию.
Для многих определенные правовые нормы являются открытием и вызывают много вопросов и споров. В таких случаях единственным (и последним) аргументом является соответствующая норма закона и умение читать и разбираться в соответствующей документации. Научиться спорить, отстаивать свое мнение, но при этом руководствоваться правовыми нормами – тоже первоочередная задача, стоящая перед студентом. Общеизвестно, что именно финансовые вопросы и вопросы семейного бюджета являются очень болезненными, часто приводят к ссорам, размолвкам и даже разводам. Научиться корректно, этично, уважительно относиться к оппоненту, ко всем людям, их мнениям, но при этом уметь пользоваться нормативными актами и положениями – одна из немаловажных задач учебного курса «Основы экономики».
Основные законы и кодексы, применяемые на уроке:
- Конституция РФ,
- ТК РФ,
- ГК РФ,
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
- НК РФ,
- ЗОПП,
- СК РФ,
- Отдельные ФЗ, соответствующие тематике
текущего урока:
- «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
- Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ
- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1(действующая редакция)
- «О банках и банковской деятельности в РФ»,
- «О Центральном банке РФ (Банке России)»,
- «О собственности в РФ»,
- «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
- «О государственной налоговой службе РФ»,
- «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
- Положение от 27 января 2009 года « О порядке оказания дополнительной материальной поддержки гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения города Москвы».
- Постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 года
- «Об утверждении положений о порядке дополнительной социальной и материальной помощи безработным гражданам и иным категориям граждан»,
- Закон «О состоянии и дальнейшем развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы»,
- Закон «О занятости населения в РФ»
- Постановление"О социальной поддержке населения в г. Москве"
- Проект ФЗ « Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ»
- ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
Тематический план курса (32ч.) и соответствующая теме законодательная база.
№№ занятия |
Название раздела / название темы |
Всего часов |
Изучаемые и применяемые законодательные акты |
Самостоят. учебная нагрузка студентов |
1 |
Введение. Цели и задачи дисциплины |
2 |
|
|
|
Раздел 1. Экономика и её роль в жизни общества. | 8 |
|
|
2 |
Тема 1.1.Назначение и структура экономики. Основные вопросы экономики | 2 |
Конституция РФ, раздел 1, гл.1, ст.1-8. |
|
3 |
Тема 1.2. Собственность и её виды | 2 |
Конституция РФ, гл.1, 8, ГК РФ,ч.1, р.1, п/р 2, гл.4(п.1-3) СК РФ, р.3, гл.7 |
ГК РФ,ч.1, р.1, п/р 2, гл.4(п.4-5) |
4-5 |
Тема 1.3.Организация хозяйственной деятельности | 4 |
КоАП, ст.2, 3 |
|
|
Раздел 2. Микроэкономика. | 8 |
|
|
6 |
Тема 2.1.Структура микроэкономики | 2 |
ГК РФ, ч.2,р.4,гл.30, |
|
7 |
Тема 2.2. Рынок | 2 |
ФЗ«О рекламе»,гл.1,НК РФ, ч.1,гл.7, ст.38,40-41 |
|
8 |
Тема 2.3. Конкуренция и монополия | 2 |
Закон о рекламе гл.5, ЗОЗПП ,гл.1 Закон"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» | ЗОЗПП, гл.2, ст. 19,21,23,24 |
9 |
Тема 2.4.Экономические основы бизнеса | 2 |
НК РФ, ч.2, р.8, гл.25, ст. 248,252-255 |
НК РФ, ч.2, р.8, гл.25, ст. 256, 259 |
|
Раздел 3. Распределение доходов в обществе. | 4 |
|
|
10 |
Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике | 2 |
НК РФ,ч.1, р.1,гл. 2, ст.12,13,14,15,НК РФ НК |
|
11 |
Тема 3.2. Государственное перераспределение доходов. Налоговая система. | 2 |
НК РФ, ч.1,р.6,гл.15, ст.106-108,114. |
НК РФ, ч.1,р.4,гл.8, ст.44-47. |
|
Раздел 4. Макроэкономика. | 6 |
|
|
12 |
Тема 4.1. Структура экономики страны. Экономический рост национального хоз-ва. | 2 |
Бюджетный кодекс РФ, раздел 1 гл. 12, ст. 88, гл. 13 ст. 89-96, раздел 2 гл. 7, 8, |
Бюджетн. кодекс РФ, раздел3гл.9,11, 12. |
13 |
Тема 4.2. Неустойчивость и равновесие нац.
хозяйства. Регуляторы национального хозяйства. Безработица. Инфляция. |
2 |
Закон «О занятости населения РФ»,гл.2, гл.6,ст.27-32, ТК РФ, ч.3, гл.12,13. |
ТК РФ, ч.3, гл.15,16. |
14 |
Тема 4.3. Финансы и кредитно-денежная система. | 2 |
Закон о ЦБ РФ, ст.3,4, закон « О банках и банковской деятельности», ст.5. | Закон «О кредитных историях», ст. 6.8,10. |
|
Раздел 5. Современная мировая экономика. | 4 |
|
|
15 |
Тема 5.1. Мировое хозяйство на рубеже 20-21 столетий. | 2 |
|
|
16 |
Тема 5.2. Мировой рынок товаров, услуг, валют. Глобализация мировой экономики. | 2 |
ФЗ «О торгово-промышленных палатах в РФ» Гл. 4, ст. 14-16, гл. 5, ст. 17-18. |
Закон о валютн. регулировании, ст.9, 14,15. |
Итого | 32 |
|
9 |
При изучении данного курса я часто информирую студентов об изменениях в законодательстве города Москвы для того, чтобы они лучше ориентировались в экономической ситуации в мегаполисе, могли своевременно изучить важные положения новых законодательных актов, сопоставить их с текущей ситуацией на рынке, подумать, к чему приведут эти шаги. Это хорошо развивает экономическое мышление и умение прогнозировать ситуацию.
По объему изучаемого материала уроки примерно одинаковы. Однако по сложности правовой материал, предлагаемый на одних уроках, более сложный, чем на других. Особой сложностью отличаются темы, связанные с регулированием отношений собственности, с расчетами и выкладкой методики расчетов по определенной тематике (кредиты, налоги, сборы). Очень часто именно расчетная часть вызывает большие сложности. Но эти расчеты являются необходимыми, так как специалисты-экологи, выпускающиеся по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» должны уметь рассчитывать необходимые параметры (ущерб, налог, сбор, эффект от внедрения экологического оборудования, окупаемость, и т.д.), используя нормативные акты. Учебный курс « Основам экономики» при должной заинтересованности по силам любому студенту среднего уровня.
Способы ознакомления с правовой информацией
При изучении определенных разделов по курсу « Основы экономики» студенты должны уметь пользоваться правовыми документами. К сожалению, в библиотеке учебного заведения нет большого количества необходимых законодательных актов, но ознакомление с оригиналами производится путем ксерокопирования отдельных статей соответствующих документов, чтения их вслух преподавателем, знакомства с первоисточниками информации студентами дома на сайтах «Фемида», «КонсультантПлюс», «Экономика и право», «Кодекс.ру», «Клерк.ру» где представлена, на мой взгляд, правовая информация наиболее полно, доступно и удобно, и последующем обсуждении правовой документации на тематическом уроке. Много полезной информации можно почерпнуть на сайте ФНС РФ.
Практические и самостоятельные задания по изученному правовому материалу После ознакомления учащихся с правовыми источниками целесообразно задавать вопросы в рамках изученного материала и требовать документального обоснования своей позиции: 1. Как определить рыночную цену товара? (НК РФ,
ст. 40)
|
Заключение
Детальное изучение отдельных правовых документов при изучении экономических дисциплин для специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» позволит выпустить из стен колледжа человека правильно социально ориентированного, человека, который будет себя чувствовать уверенно при возникновении каких-либо сложностей, касающихся производственных отношений, человека, который сможет настойчиво и уверенно искать свое место в жизни, работать, строить семейные и общественные отношения, опираясь на ту экономико-правовую базу, которую получил в колледже, расширяя и совершенствуя свои познания в сфере экономики и права.