Программное содержание:
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека, сформировать представление о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
- Вызвать эмоциональный отклик.
Развивающая среда: Банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги (фольги), различные духовые инструменты. Кукла Незнайка. Иллюстрации: рисунок «дома природы» и обычного дома.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома- природы и обычного дома. Что в них есть?(Дети перечисляют, сравнивают).
Воспитатель: Обратите внимание: на обоих рисунках много не закрашенного, пустого места. Как Вы думаете, почему? Что же заполняет это пустое место? Нам поможет узнать загадка:
Через нос проходит внутрь
И обратный держит путь. (Воздух)
И в нашем обычном доме, и в доме – природы есть воздух, мы им дышим. И сегодня на занятии мы с вами поговорим о воздухе.
(Раздается стук в дверь, появляется Незнайка).
Незнайка: Здравствуйте, ребята! О чем
вы здесь разговариваете? (О воздухе).
О воздухе? Что это такое – воздух?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке,
что такое воздух? Но сначала хочу спросить вас:
чем мы с Вами дышим? Давайте сначала вдохнем
глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как Вы
думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей).
Правильно, это и есть воздух!
Незнайка: Придумали воздух. А кто его видел этот ваш воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел. А вы , ребята?
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с
Вами докажем Незнайке, что воздух есть. Но
сначала скажите, а почему мы не видим воздух?
Почему называем его невидимкой? (Ответы детей).
Воздух прозрачный, значит через него видно все.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем
прозрачные предметы в нашей комнате (стекло в
окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана).
А теперь пройдем вместе с нашим гостем в
лабораторию, и будем делать опыты.
Опыты:
Воспитатель: Ребята, как Вы считаете, этот стакан пустой или полный? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (показывает стакан детям, выслушивает ответы).
Незнайка: Да каждому ясно, что в стакане нет ничего! Давайте туда что- нибудь положим или нальем.
Воспитатель: Незнайка, говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. (воспитатель ставит на стол каждому ребенку банку с водой и стаканчики. Предлагает каждому ребенку повторить его действия).
Опыт № 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку с водой (стакан держать перпендикулярно). Обсудить с ребятами и подвести их к выводу, что в стакане воздух.
Опыт № 2.
Опустить стакан под наклоном. Обратить внимание на то, что в воде появились пузыри.
Воспитатель: Незнайка, убедился ли ты в том, что воздух существует?
Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел Вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Однажды в цветочном городе меня угостили вкусной, сладкой водой и дали трубочку-соломинку. Ну, я, конечно же, не только пил, ну и пузыри пускал через соломинку. Вот здорово было. (Берет стакан с водой и опускает соломинку). Давайте и мы подуем в соломинки.
Воспитатель: Что мы дуем? (Воздух) Как определить, что он есть? (Появляются пузыри) А вот я люблю пускать мыльные пузыри. Они такие разноцветные, красивые и умеют летать. А, что находится внутри, как ты думаешь Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно – мыло.
Воспитатель: Нежели и вы, ребята, так
думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей
было мыло? (Ответы детей).
Физминутка
Подвижная игра «Пузырь».
Воспитатель: Ребята, а что произошло с
пузырем? (Он лопнул и из него вышел воздух).
– Ребята, чем мы дышим? А чем дышат растения? (Через
дырочки в листьях- устьица). Давайте все мы
сейчас подышим.
А как узнать, что человек дышит, а не просто
открывает рот? (Поднести ладошку ко рту). Что
Вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А
когда зимой на улице дышишь – пар изо рта
идет.
Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках. Они так и называются – воздушные.
Воспитатель: Молодец, Незнайка! Мы как
бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.
Сейчас возьмем шарик, он не надутый, им можно
играть? (Нет)
– Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух
невидимку. Предлагаю еще и услышать его.
Опыт с бутылкой
Взять бутылочку, приставить к нижней губе и подуть сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). Теперь приложите край листочка тонкой бумаги к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, и поэтому получается звук.).
Опыт со свистками и духовыми инструментами
Дети свистят в свистки и играют на инструментах. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Дует, воздух дрожит – получается музыка. Звуки распространяются по воздуху.
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что воздух есть. У меня есть мечта, я хочу сконструировать большой воздушный шар. Нарисуйте мне воздушные шары. Я выберу какой – нибудь из них для путешествия.
Воспитатель: До свидания, Незнайка. Свои рисунки мы пришлем к тебе в Цветочный город.
Итог занятия
Дети рисуют воздушные шары.