Квадратные уравнения и их применение в решении задач. Урок повторения и обобщения

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся по теме «Виды квадратных уравнений и способы их решения»;
  2. Применить квадратное уравнение в решении текстовой задачи;
  3. Использовать здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися;
  4. Актуализировать вопрос о здоровом образе жизни учащихся как залога успешного обучения.

План урока:

  1. Организационный момент (2-3 мин.);
  2. Устная актуализация опорных знаний (5-7 мин.) – задания записаны на доске;
  3. Решение квадратных уравнений (10 мин.) – используется дидактический материал;
  4. Гимнастика для глаз по офтальмотренажеру Базарного (стоя 2-3 мин.) – используемая схема располагается на стене над доской, на боковой стене или по возможности на потолке;
  5. Работа в парах по индивидуальным карточкам (5 мин.);
  6. Решение задачи по чертежу (7-10 мин.) – готовый чертеж на доске;
  7. Физминутка – упражнения на осанку (стоя 1-2 мин.);
  8. Объяснение индивидуального домашнего задания (3 мин.);
  9. Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока

I. Орг. момент (2-3 мин.)

Настроить на работу; сделать в тетради начальные записи; объяснить работу с ключевыми словами на доске, которые будут открываться по ходу выполнения заданий. Карточки располагаются передней стороной на магнитной доске в любом порядке 

Передняя сторона карточек (ответы) 

0 и -4 1/3 и 3 -9 и 2
0 и 16 0,5 3 и 4
-2 и - 0,5 1 и 5 20 и 40

Обратная сторона карточек (ключевые слова) 

здоровье табак математика
спорт алкоголь витамины
жизнь наркотики болезнь

II. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.)

На магнитной доске располагаются карточки с уравнениями:

2+2х+5=0 х(х+5)=0 2+8у=0
в2-25=0 2 + 8х+6=0 а2 =16а
11х+8=0 2=0 х3 +5х= -8

Вопросы:

  • Какие уравнения называются квадратными?
  • Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
  • Что значит полные и неполные квадратные уравнения?
  • Какие уравнения на доске являются квадратными? Почему?
  • Почему оставшиеся уравнения не являются квадратными?
  • Как называются коэффициенты а, в, с в полном квадратном уравнении?
  • Назвать все старшие коэффициенты в данных уравнениях;
  • В каком уравнении нет второго коэффициента?
  • В каком уравнении есть только старший коэффициент?
  • В каких уравнениях отсутствует свободный член?

Решить устно: в2-25=0, х(х+5)=0, 7х2=0.

III. Решение квадратных уравнений (10 мин.)

В тетради и на доске решается уравнение 2у2+8у=0 1=0, у2=-4), самостоятельно с последующим объяснением решается а2 =16а 1=0, а2=16).

Рассмотрим решение уравнения 2х2+2х+5=0.

По какому алгоритму решаются полные квадратные уравнении?

На что показывает дискриминант? Какие случаи возможны?

Сколько корней может иметь данное уравнение?

Как можно переставить коэффициенты, чтобы уравнение имело решение? 2х2+5х+2=0 1= -2, х2= -0,5)

Решить уравнение (1 человек у доски), с последующей проверкой (со слабыми учениками работает консультант). В ходе выполнения этих заданий, с помощью полученных ответов, открываются карточки с ключевыми словами (на магнитной доске).

IV. Офтальмотренажер Базарного (2-3 мин.) –

способствует снятию лишнего напряжения с глаз и смене позы учеников с сидячей на стоячую (разгрузка позвоночника)

V. Работа в парах по индивидуальным карточкам (5 мин.)

Чукарева М. Васильева Ж. 2-10х+3=0 (х1=1/3, х2=3)
Васько А. Слюнченко М. 2-4у+1=0 1=0,5)
Горбачев Ю. Никитков.С. 2-12а+10=0 (а1=1, а2=5)
Изибаев В. Туев А. у2+7у-18=0 1= -9, у2=2)
Яковлев Д. Нестеренко Т. х2-7х+12=0 1=3, х2=4)

VI. Решение задачи по чертежу (7-10 мин.)

Составить условие задачи по чертежу на спортивную тему, устно проговорить описание задачи, составить квадратное уравнение и решить его (один ученик работает у доски).

          х(х+20)=800,
х2+20х-800=0,
х1= -40, х2=20.

По условию задачи корень -40 не подходит, значит, ширина 20 м, тогда 20+20= 40(м) – длина. Ответ: 20 м и 40 м.

VII. Физминутка – упражнения на осанку

(по возможности, стоя 1-2 мин.)

VIII.Индивидуальное домашнее задание по карточкам (2 мин.)

Чукарева М. Изибаев В. Васько Н. Никитков С. Горбачев Ю.
Поменять в данном уравнении коэффициеты так, что бы уравнение имело 2 корня и решить его.
2+ 1х+5=0
Поменять в данном уравнении коэффициеты так, что бы уравнение имело 2 корня и решить его.
11х2+1х+10=0
Поменять в данном уравнении коэффициеты так, что бы уравнение имело 2 корня и решить его.
2+2х+3=0
Поменять в данном уравнении коэффициеты так, что бы уравнение имело 2 корня и решить его.
12х2+1х+20=0
Поменять в данном уравнении коэффициеты так, что бы уравнение имело 2 корня и решить его.
2+1х+6=0
Яковлев Д. Нестеренко Т. Васильева Ж. Туев А. Слюнченко М.
Заполнить пропуски и до решать уравнение.
2+…х + 2=0,
Д=…-4 …=25,
Х1=…       
Х2=…
Заполнить пропуски и до решать уравнение.
х2+12х +…=0,
Д=144-…=64,
Х1=…       
Х2=…
Заполнить пропуски и до решать уравнение.
х2+…х -6=0,
Д=…-4 …=25,
Х1=…       
Х2=…
Заполнить пропуски и до решать уравнение.
х2-7х+…=0,
Д=49-…=1,
Х1=…       
Х2=…
Заполнить пропуски и до решать уравнение.
х2+…х + 10=0,
Д=…-4…=81,
Х1=…       
Х2=…

IX. Дополнительное задание (по времени)

Изменим условие предыдущей задачи.

Потребовалась спортивная площадка квадратной формы. Для этого длину уменьшили, а ширину увеличили на одну и ту же величину х. Площадь площадки стала 900 м2. Найдите величину х.

Устно проговорить описание задачи, составить квадратное уравнение: (40-х)(20+х)=900.

Как раскрыть скобки? Как упростить левую часть уравнения? Какое получилось уравнение (его вид)? Можно ли было сразу дать ответ на вопрос задачи?

X. Подведение итогов урока (3 мин.)

Примерный вопросник:

  • Какая тема была сегодня на уроке?
  • Какие основные моменты этой темы мы повторили?
  • Какие слова на доске можно отнести к здоровому образу жизни, а какие к вредным привычкам?
  • Как вы думаете, почему были выбраны именно эти слова?
  • Какие слова вы бы добавили в каждую группу?
  • Какие слова будут помогать изучению математики, а какие только мешать? Почему?
  • Какой витамин рекомендуется принимать, что бы ни заболеть?
  • В какую бы группу вы бы отнесли мобильный телефон? (спорный вопрос, информация в уголке здоровья)

В конце урока ученикам и гостям можно раздать по 2 таб. аскорбиновой кислоты, прокомментировать выставленные оценки, пожелать всем доброго здоровья и попрощаться.