Программные задачи:
- образовательные: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку и в пространстве; знание прямого, обратного и количественного счёта; умение сравнивать числа, используя математические знаки «больше», «меньше»; умение соотносить количество предметов с числом; умение выполнять постройки с опорой на схему;
- развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, конструктивные навыки, умение выполнять чётко поставленные инструкции;
- воспитывающие: воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя и сверстника.
Игровой материал:конструктор ЛЕГО (квадратной формы – 7 деталей разного цвета, прямоугольной формы – красного цвета – 5 детали, синего цвета – 4 детали зелёного цвета – 3 детали, желтого – 2 детали), листы бумаги в клетку, карандаш, схема для конструирования, лист бумаги с рисунком кораблика, предметные картинки для физминутки, подарок для детей.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Воспитатель и дети находятся на ковре.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами принесли письмо. Его написал ученик Виктор Перестукин. Но прежде, чем его прочитать, давайте посмотрим, какая история с ним приключилась. (Дети с воспитателем просматривают отрывка из м/ф «В стране невыученных уроков».)
Воспитатель: Что же случилось с Витей? (Ответы детей.)
II. Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Я вам прочту письмо, и мы узнаем, о чём нам пишет Витя.
(Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, ребята! Пишет вам ученик 1 класса, Витя Перестукин. Я попал в страну Невыученных уроков. Помогите мне, пожалуйста, выполнить все задания и вернуться домой.)
Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь трудностей? (Ответы детей) Давайте поможем Вите Перестукину вернуться домой из страны Невыученных уроков.
Воспитатель: Виктор очень плохо знал математику, поэтому все задания здесь математические. (воспитатель достаёт из конверта задания и зачитывает). Первое задание дал Виктору сам профессор Арифметики. Нужно помочь Вите Перестукину выполнить графический диктант. У вас на столе лежит листок бумаги в клетку. Возьмите карандаш. Я вам буду диктовать, а вы рисовать. Сядьте правильно, покажите, как вы держите карандаш, будьте внимательны, работа по клеточкам.
Дети выполняют задание.
Инструкция воспитателя: От точки на листе рисуем две клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вверх, три клетки вправо, пять клеток вниз, теперь проведите линию справа налево к исходной точке. На что похожа получившаяся фигура? (Ответ: паровоз). Подрисуйте у него окно и колёса.
Воспитатель: Задание выполнено правильно. Что кроме паровоза есть у любого поезда? (Ответ: вагоны). Вагончиками нам послужат детали конструктора ЛЕГО квадратной формы. Подвиньте их к себе. Скажите, как расположены вагоны у настоящего поезда? (Ответ: друг за другом, в одну линию) Мы сейчас расставим вагоны нашего поезда.
Дети выполняют задание.
Инструкция воспитателя: Первым будет стоять жёлтый вагон, следующий синий, затем сиреневый, красный, потом оранжевый, розовый и последний зелёный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько вагонов у нашего поезда? (Ответ: 7) Которым по счёту стоит оранжевый вагончик? (Ответ: 5) Найдите вагон, который стоит рядом с оранжевым, но не розовый. Какого он цвета (красного)? Найдите вагон, который находится левее синего? Какого он цвета? Пересчитайте по порядку вагоны: сначала слева направо, затем справа налево в обратном порядке (Фронтально).
Воспитатель: Итак, всё в порядке, с этим заданием мы справились.
Что же дальше? (Воспитатель вынимает из конверта второе задание.) На пути Виктор увидел башни, которые охраняли стражники. Он никак не мог ответить стражникам, на вопрос «Какая баня выше?» Давайте поможем Вите выполнить это задание.
Инструкция воспитателя: Подвиньте к себе поднос с прямоугольными деталями конструктора ЛЕГО. (На подносе детали конструктора ЛЕГО прямоугольной формы: красного цвета – 5 детали, синего цвета – 4 детали зелёного цвета – 3 детали, желтого – 2 детали.) Они все одинакового цвета? (Ответ – нет.) Вам нужно построить из этих деталей 4 башни разной высоты, но так, чтобы каждая из этих башен была одного цвета, а не разноцветная.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Расставьте башенки по порядку, начиная с самой низкой, в порядке возрастания. Какого цвета самая высокая башня, а самая низкая? Давайте, сравним жёлтую и зелёную башни. Подвиньте их ближе к себе. Сколько деталей понадобилось вам, что построить зелёную башню (3)? А жёлтую (2)? Какое число меньше 2 или 3, и на сколько? Обозначьте цифрами и знаком, то, что мы сейчас сказали. Выкладывайте цифры на столе точно под башенками и поставьте между ними знак. Какую цифру мы положим под жёлтую башню? (Ответ – 2) Под зелёную? (Ответ – 3) Поставьте знак правильно! Прочитайте, что у получилось? (Ответ – 2<3) Теперь сравните самостоятельно красную и синюю башни.
Дети самостоятельно сравнивают красную и синюю башни.
Воспитатель: Прочитай, что получилось. (Ответ – 4<5) И с этим Витиным заданием мы справились. Молодцы!
Физминутка (на ковре):
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных
Столько сделаем наклонов.
И присядем столько раз
Сколько бабочек у нас.
1, 2, 3 не зевай, своё место занимай.
Воспитатель: Страна Невыученных уроков находилась на острове. На чем можно уплыть с острова? (Ответы – лодка, корабль, пароход, плот..) Виктора ждет кораблик. Посмотрите, на доску (на доске размещён рисунок корабля, а под ним клеточная доска) (рисунок 1).
Давайте выложим волну, и кораблик сможет отправиться в путь. Сначала нарисуем волну в воздухе. Теперь подвиньте к себе детали квадратной формы. Сядьте ровно. Начнем строить волну, слушайте внимательно.
Дети выполняют задание.
Инструкция воспитателя: Возьмите деталь любого цвета и поместите её в левый нижний угол листа точно в клеточку. Теперь разложите детали в соседних клеточках так, чтобы они касались друг друга только углом,3 детали выкладывайте вверх слева направо и 3 детали вниз слева направо последовательно по всей длине листа.
Проведите пальцем по волне, есть ли у неё пик. С этим задание вы тоже справились, молодцы!
Воспитатель: По дороге домой Виктор увидел много интересного. Изображение увиденного представлено в схемах.
Из каких деталей конструктора ЛЕГО они составлены? (Ответы детей) Ребята, вам нужно по схеме постройте фигуру. Приступайте к работе.
Дети выполняют задание на ковре (по ходу выполнения задания воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
Воспитатель: Заданий больше нет. Мы с вами всё выполнили. Молодцы! Наверно Виктор уже дома? Давайте посмотрим! (Включается отрывок м/ф, где Перестукин попадает домой. Просмотр фрагмента мультфильма.) Воспитатель хвалит детей за то, что с их помощью Витя вернулся домой.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? Какие задания вам понравилось выполнять, что показалось трудным, что было легко выполнить?
В конце воспитатель даёт адекватную оценку детям за их работу.