Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к математике. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в применении математических игр на уроках математики. Игры имеют такой мощный резерв для реализации задачи обучения, как повышение познавательного интереса за счет разнообразия форм их проведения.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к занятиям по математике, способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что математическая игра как форма работы на уроках применяется довольно редко, в связи с трудностями организации и проведения. Таким образом, образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения математической игры в работе реализуются недостаточно.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать.
Как это сделать? Следует заметить, что успеваемость учащихся по предмету не всегда является показателем наличия у ученика познавательного интереса к нему. Ребенок может получать только отличные оценки и это может свидетельствовать только о его старательности или о том, что ему легко дается математика. О наличии у него познавательного интереса к математике утверждать нельзя. В то же время, ученик, не отличающийся успеваемостью по математике, может проявлять интерес к предмету, ему нравится заниматься на уроке математики. Работа учителя в классе заключается в том, чтобы выявить таких учеников, развить и сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Педагог должен поддержать таких учеников, разнообразить их учебную деятельность, привлечь к внеклассной работе по математике. Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся математикой, учителю нужно использовать в обучении математике различные формы, знать основные пути формирования познавательного интереса. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Так эпизодическое использование игровых ситуаций, проведение в виде игр уроков повышают интерес учащихся к предмету.
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития познавательного интереса у учащихся , я решила попробовать реализовать это на практике.
Мною разработаны уроки по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием дидактических игр. Некоторые задания, которые я использовала при проведении этих уроков приведу ниже:
Практическая работа.
Рональд решил на каникулах сходить в гости к своим друзьям. Он объявил, что в понедельник пойдет в гости или к Артему, или к Паше а во вторник он идет в гости или к Маше или к Ксюше, в среду он идет в гости или к Асаду или к Тане; а в четверг он пойдет в гости или к Саше или Лене. При этом Рональд сразу предупредил, что в понедельник, и среду он идет в гости к тому, кто ближе, а в четверг и вторник к тому кто дальше.
ШПАРГАЛКА | |
Маша | 2,94 км |
Артем | 1 км |
Асад | 2,3 км |
Ксюша | 2,946 км |
Паша | 2,75 км |
Таня | 2,7 км |
Саша | 2 км |
Лёня | 2,78 км |
К кому собрался Рональд в гости в понедельник, вторник, среду и четверг, если он сделал такую шпаргалку.
Блиц опрос. «Игра для внимательных».
Какие из следующих утверждений являются верными? Для неверных, с вашей точки зрения, утверждений приведите опровергающий пример.
- Из двух натуральных чисел больше то, у которого больше разрядов. (нет).
- Из двух натуральных трехзначных чисел с разным числом сотен больше то, у которого больше цифра в разряде сотен (да).
- Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше десятичных знаков. (нет).
- Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше дробная часть. (нет).
- Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть. (да).
- Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше дробная часть. (да).
- Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше десятых. ( да).
- Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше знаков после запятой. (нет)
Найди ошибки.
- 25,78 - 0,2 = 25, 58
- 10,25 – 3 = 10,22
- 9,234 – 5,12 = 8,722
- 9, 234 – 4, 11 = 5, 124
- 25, 78 – 0,3 = 22,78
- 4,676 – 0,03 = 4, 673
- 25,78 – 1,34 = 24,44
- 0,8 – 0,5 = 3
Устные упражнения. Игра «Найди слово».
Дидактическая задача: каждому ученику выдаётся карточка с буквами.
Задача учеников: среди букв найти математические термины. Смотреть по строчкам. Термины подчеркивать карандашом.
1 вариант
Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениепрививкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникпточкатронсопуговказсмеязнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислительпрожникь
2 вариант
светплюсгрозаборминускосфьросокмирнапирогечазадачабусмузыкаскругмохромиаквадратсеникзпмфцыпрямоугольникпряникфчзверьпримервгзснщяюхфчсмноыщкделениеплнесотврекпрнсуммакросс
Выполнить действия и установить соответствие с буквой:
- 6,67 + 23,793;
- 48 +17,62;
- 88,17 — 8,345;
- 1,3 — 0,3;
- 42,567 — 12,104;
- 12 — 6,133;
- 1 — 0,5;
- 0 + 0,463;
- 10,5 + 14,7;
- 0,2 + 0,8;
- 5,1 + о,767;
- 3,48 + 31,32;
- 32 + 0;
- 412,83 — 0,63;
- 1 — 0,3;
- 9,56 — 8,56;
- 79 + 0,825;
- 65 + 0,62
- 410 + 2,2;
- 3,5 + 3,64;
- 70,8 + 9,025;
- 70 — 4,38;
- 500 — 87,8;
- 56,6 — 24,6;
- 48,6 — 24,3;
- 4,235 +1,632;
- 73,09 + 0,11.
Соответствие чисел буквам:
А – 65,62 | В – 0,76 | Ж -0,5 | ! – 73,2 |
Б – 38,345 | О -25,2 | И -32 | Е -7,14 |
М -79,825 | Ч – 34,8 | Т - 412,2 | К -24,3 |
_ 1 | Н -30,463 | У -5,867 | Ь -0,7 |
( Получается фраза «Нам нужно учить математику!»)
С целью выяснения влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса и внимания в экспериментальном классе было проведено 11 уроков с использованием игр . На уроках дети 5 класса ознакомились с играми: «Будь внимателен!», «Раз словечко, два словечко…», «Разгадай шифр», «Игра для внимательных», «Коллективный счет», «Найди слово», «Составь ряд», «найди ошибку». Последняя игра на уроках проводилась многократно, так как в ней развивается как внимания, так и память. На каждом уроке она проводилась в разной вариации: постепенно усложнялись правила игры. Первый вариант был самый простой: нужно было найти сумму натуральных чисел. Второй вариант был осложнён тем, что слагаемыми являлись десятичные дроби.
Игры проводились на этапе «Устные упражнения» и носили развивающий характер.
В командных играх «Разгадай шифр», «Составь ряд» ребята учились сотрудничать, проявляли самостоятельность, выдержку, терпение, так как пятиклассники очень эмоциональны.
Важной задачей учителя является: умело контролировать процесс игры, не допустить ссоры между учениками, настроить учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Таким образом, из урока в урок проводились игры, и мною было замечено, что ученики становятся более внимательными, не отвлекаются, когда учитель читает задания, а значит, дидактические игры в той или иной степени способствуют развитию интереса учащихся.