Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5-х классах

Разделы: Математика


Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к  математике. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в  применении математических игр на уроках математики. Игры имеют такой мощный резерв для реализации  задачи обучения, как повышение познавательного интереса за счет разнообразия форм их проведения.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к  занятиям по математике,  способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что математическая игра как форма работы на уроках применяется довольно  редко, в связи с трудностями организации и проведения. Таким образом,  образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения математической игры в работе реализуются недостаточно.
   Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать.
Как это сделать? Следует заметить, что успеваемость учащихся по предмету не всегда является показателем наличия у ученика познавательного интереса к нему. Ребенок может получать только отличные оценки и это может свидетельствовать только о его старательности или о том, что ему легко дается математика. О наличии у него познавательного интереса к математике утверждать нельзя. В то же время, ученик, не отличающийся успеваемостью по математике, может проявлять интерес к предмету, ему нравится заниматься на уроке математики. Работа учителя в классе заключается в том, чтобы выявить таких учеников, развить и сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Педагог должен поддержать таких учеников, разнообразить их учебную деятельность, привлечь к внеклассной работе по математике.  Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся математикой, учителю нужно использовать в обучении математике различные формы, знать основные пути формирования познавательного интереса. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Так эпизодическое использование игровых ситуаций, проведение в виде игр уроков  повышают интерес учащихся к предмету.
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития познавательного интереса у учащихся , я решила попробовать реализовать это на практике.

      Мною разработаны уроки  по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием дидактических игр. Некоторые задания, которые я использовала при проведении этих уроков приведу ниже:

Практическая работа.

 Рональд решил на каникулах сходить в гости к своим друзьям. Он объявил, что в понедельник пойдет в гости или к Артему, или к Паше   а во вторник он идет в гости или к Маше или к Ксюше, в среду он идет в гости или к Асаду или к  Тане; а в четверг  он пойдет в гости или к Саше или  Лене. При  этом Рональд сразу предупредил, что в понедельник, и среду  он идет в гости к тому, кто ближе, а в четверг и вторник к тому кто дальше.

ШПАРГАЛКА  
Маша 2,94 км
Артем 1 км
Асад 2,3 км
Ксюша 2,946 км
Паша 2,75 км
Таня 2,7 км
Саша                2 км
Лёня 2,78 км

К кому собрался Рональд в гости в понедельник, вторник, среду и четверг, если он сделал такую шпаргалку.

Блиц опрос. «Игра для внимательных».
Какие из следующих утверждений являются верными? Для неверных, с вашей точки зрения, утверждений приведите опровергающий пример.

  1. Из двух натуральных чисел больше то, у которого больше разрядов. (нет).
  2. Из двух натуральных трехзначных чисел с разным числом сотен больше то, у которого больше цифра в разряде сотен (да).
  3. Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше десятичных знаков. (нет).
  4. Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше дробная часть. (нет).
  5. Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть. (да).
  6. Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше дробная часть. (да).
  7. Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше десятых. ( да).
  8. Из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью та больше, у которой больше знаков после запятой. (нет)

Найди ошибки.

  1. 25,78 - 0,2 =  25, 58
  2. 10,25 – 3 = 10,22
  3. 9,234 – 5,12 = 8,722
  4. 9, 234 – 4, 11 = 5, 124
  5. 25, 78 – 0,3 = 22,78
  6. 4,676 – 0,03 = 4, 673
  7. 25,78 – 1,34 = 24,44
  8. 0,8 – 0,5 = 3

Устные упражнения. Игра «Найди слово».
Дидактическая задача: каждому ученику выдаётся карточка с буквами.
Задача учеников: среди букв найти математические термины. Смотреть по строчкам. Термины подчеркивать карандашом.

1 вариант
Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениепрививкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникпточкатронсопуговказсмеязнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислительпрожникь

2 вариант
светплюсгрозаборминускосфьросокмирнапирогечазадачабусмузыкаскругмохромиаквадратсеникзпмфцыпрямоугольникпряникфчзверьпримервгзснщяюхфчсмноыщкделениеплнесотврекпрнсуммакросс

 Выполнить действия и установить соответствие с буквой:

  1. 6,67 + 23,793;
  2. 48 +17,62;
  3. 88,17 — 8,345;
  4. 1,3 — 0,3;
  5. 42,567 — 12,104;
  6. 12 — 6,133;
  7. 1 — 0,5;
  8. 0 + 0,463;
  9. 10,5 + 14,7;
  10. 0,2 + 0,8;
  11. 5,1 + о,767;
  12. 3,48 + 31,32;
  13. 32 + 0;
  14. 412,83 — 0,63;
  15. 1 — 0,3;
  16. 9,56 — 8,56;
  17. 79 + 0,825;
  18. 65 + 0,62
  19. 410 + 2,2;
  20. 3,5 + 3,64;
  21. 70,8 + 9,025;
  22. 70 — 4,38;
  23. 500 — 87,8;
  24. 56,6 — 24,6;
  25. 48,6 — 24,3;
  26. 4,235 +1,632;
  27. 73,09 + 0,11.

Соответствие чисел буквам:

А – 65,62 В – 0,76 Ж -0,5 ! – 73,2
Б – 38,345 О -25,2 И -32 Е -7,14
М -79,825 Ч – 34,8 Т - 412,2 К -24,3
_ 1 Н -30,463 У -5,867 Ь -0,7

( Получается фраза «Нам нужно учить математику!»)

С целью выяснения влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса и внимания в экспериментальном классе было проведено 11 уроков с использованием игр . На уроках дети 5 класса ознакомились с играми: «Будь внимателен!», «Раз словечко, два словечко…», «Разгадай шифр», «Игра для внимательных», «Коллективный счет», «Найди слово», «Составь ряд»,  «найди ошибку».  Последняя игра на уроках проводилась многократно, так как в ней развивается как  внимания,  так и память. На каждом уроке она проводилась в разной вариации: постепенно усложнялись правила игры. Первый вариант был самый простой: нужно было найти сумму натуральных чисел. Второй вариант был осложнён тем, что слагаемыми являлись десятичные дроби.
Игры проводились на этапе «Устные упражнения» и носили развивающий характер.
В командных играх «Разгадай шифр», «Составь ряд» ребята учились сотрудничать, проявляли самостоятельность, выдержку, терпение, так как пятиклассники очень эмоциональны.
Важной задачей учителя является: умело контролировать процесс игры, не допустить ссоры между учениками, настроить учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Таким образом, из урока в урок проводились игры, и мною было замечено, что ученики становятся более внимательными, не отвлекаются, когда учитель читает  задания, а значит, дидактические игры в той или иной степени способствуют развитию интереса учащихся.