Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Примеры мы видим повсеместно: родительские собрания, практикумы, эфиры по телевизору, заседания депутатов Государственной Думы… А видим мы неумение слушать и слышать коллег; неумение отстаивать свою точку зрения.
Что же мешает взрослым демократично договориться? Да они просто не умеют работать коллективно! Ведь их никто не учил, не было принято…
Важным этапом моей педагогической деятельности является обучение детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща, но так, чтобы мнение каждого участника коллективной учебной деятельности было услышано и оценено.[1]
Здесь важным является и квалификация педагога и его умение организовать детский коллектив, где каждый поможет другому, реализовать свои возможности. А возможности у ребят – разные. И при планировании групповой работы необходимо первоначально создавать «ситуацию успеха», на основе которой можно овладеть новыми знаниями. «Ситуация успеха» поможет каждому ребёнку, даже самому слабому, почувствовать себя сильным и знающим.
Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе групповой работы, связывается в его сознании с выполнением действия (системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.
Согласно данным отечественных психологов, всякая деятельность, в процессе которой у человека появляются те или иные новые психические образования, знания или способы деятельности, может рассматриваться как учение и развитие. [2]
Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Учитывая последние тенденции реформирования образования (наполняемость в классах до 25 человек), групповая форма обучения актуальна и эффективна в таких классах.
Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
- На данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
- Состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
- Каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
- Учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Положительными факторами групповой формы работы является активизация потенциала класса и имеет ряд достоинств:
Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Отрицательные факторы и трудности организации групповой работы на уроке
Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего
задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.
Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?
Здесь мнения традиционной школы и школы развивающего обучения (РО) расходятся:
В традиционной школе считается, что групповая форма работы не может применяться из урока в урок. Они считают, что, прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”
В школе РО, групповая форма работы вводится ещё в период адаптации (десятидневный курс «Введение в школьную жизнь» Г.Цукерман) и продолжается весь период обучения. В начальной школе более 70 % уроков построены в групповой форме. Причём в первом и втором классах чаще, чем в других. Это нужно, чтобы дети овладели способом действия. На самом деле, такая форма работы благоприятна для детей и очень трудоёмка для педагога, так как надо чётко поставить цель, проговорить условия работы, затем провести рефлексию.
Во время распределения учащихся по группам необходимо учитывать следующие
моменты. Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся.
Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Каждая группа выбирает «Лидера», «Спикера», который здесь и сейчас будет представлять мнение группы. Каждый раз это будут разные люди. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой, на те умения и знания, которые есть у учащихся. Главное, в работе группы не только услышать оппонента, но и не выражать критику говорящему.
Приёмов, которые можно использовать в групповой работе множество. Вот несколько, самых распространённых.
- Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат может быть или представлен на проверку учителю, или спикер от группы, раскрывает результаты работы, а другие ученики её дополняют или опровергают.
- Группы получают разные задания.
Тогда группы (или их спикеры отчитываются перед классом). Или, поочерёдно меняясь, спикеры обходят по кругу все группы и работают с каждой. Здесь важно соблюдать регламент времени.
Например: Одна группа готовит доклад по теме повторения. Другая, делает разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвёртая группы заняты подобным же образом, но по другой теме. Доклады необязательно должны быть на весь класс, а могут быть по группам. Здесь будут заняты все участники групп, сначала подбором информации, затем слушанием других докладчиков. - Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Например: На уроке «Окружающий мир», ребята готовят доклады по природным зонам России, на уроке их презентуют. В результате видна сразу вся палитра природных зон и их отличие.
- Приём «Лови ошибку!» Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений – неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
- Приём «Пресс-конференция» и вопрос к тексту. Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Составив список вопросов, и ответив на вопросы, составленные другими группами, ребята усваивают новый материал, причём очень досконально.
- Приём «Своя опора»
Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата, или несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты к темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из групп, работает свой тренер по своему опорному конспекту. После работы в отведенное время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренера, какие-то задания, а не быть пассивными слушателями.
Например: 1. Составь список вопросов по конспекту; 2. Найди ошибку, которая специально, заранее была внесена в конспект и т.д. - Приём «Мозговой штурм»
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся «Банк идей», обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем анализируются все предложения и обрабатываются результаты. Наиболее подходящие по теме идеи, берутся в разработку. [1]
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Суть группового вида работы состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий, так необходимых в жизненных ситуациях. Ведь умения договариваться, слушать и слышать других, в настоящее время являются, чуть ли не самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками любого человека в современном обществе.
Литература
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. -7-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2006 – 112с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.