Цель урока: формирование представления об Александрии Египетской как центре культуры Древнего Мира.
Задачи: 1) образовательная: учить лаконично, отвечать на вопросы; 2) развивающая: делать выводы на основе исторических документов; 3) воспитательная: формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран; 4) организационная: учиться работе с компьютером.
Оборудование: кабинет, оборудованный индивидуальными компьютерами и мультимедийной системой. Бланки для оформления ответов. Выставка книг по всеобщей истории. Фонарь. Учебник «История Древнего Мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
Ход урока .
1слайд. (1 мин.) ТЕМА: В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы проведём в необычных условиях, у компьютеров. (Дети рассажены за компьютеры по 2человека т.к. это возможности класса) С нами на уроке присутствует гость путешественник Магистр исторических наук .
2 слайд . (1мин) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА (записаны на доске)
Тема нашего урока: «В Александрии Египетской»
Цель урока: формирование представления об Александрии Египетской как центре культуры Древнего Мира.
Задачи: 1) образовательная: учиться лаконично, отвечать на вопросы; 2) развивающая: делать выводы на основе исторических документов; 3) воспитательная: формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран; 4) организационная: учиться работать с компьютером при решении тестовых заданий.
3 слайд. (7 мин.) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
Задания выведены на компьютер. Задание№1 это тест, его вы решите, и запишите на своих индивидуальных карточках. Задание №2 это работа с контурной картой. В своих индивидуальных карточках вы запишите названия трёх объектов где прошли самые значимые битвы Александра Македонского и Дария Третьего.
Затем поставьте себе оценку за выполненные задания. (Приложение 1)
4 слайд. (2 мин) ПРОВЕРКА ТЕСТА
Теперь мы проверим, что у нас получилось.(дети сравнивают свои ответы и ответы на экране)
5 слайд. (2 мин) ОЦЕНКИ,
Теперь посмотрим, как совпали ваши оценки с тем, что вам поставит учитель.
Те, у кого нет ни одной ошибки, или всего одна ошибка, ставят оценку «5».
Те, у кого 2-3 ошибки ставят оценку «4».
Те, у кого 4-5 ошибок ставят оценку «3».
Ну, а те, у кого долее 5 ошибок ставят себе оценку «2»
Свои индивидуальные карточки вы сдадите мне после звонка.
Хорошие оценки будут выставлены в журнал.
А сейчас я прошу поднять руку тех у кого получилась оценка «5»!.
Спасибо, это хорошо.
6 слайд. (3 мин) РАСПАД ДЕРЖАВЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Начинаем наше путешествие.
Магистр готов нас сопровождать.
Сядьте удобно, чтобы вам было всё видно, и вы могли бы участвовать полноценно в уроке.
Сразу после смерти Александра македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданною им державу. Из недавних друзей и боевых соратников они превратились в злейших врагов. Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга страны и городов, перекраивая карту Восточного Средиземноморья. На месте державы Александра возникло много государств. Главных из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями. Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики. Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.
Карту раздела мы с вами видим на экране и у вас она у учебнике на стр. 198.
7 слайд. (2 мин.) РАСЦВЕТ АЛЕКСАНДРИИ - ЭПОХА ЭЛЛЕНИЗМА
Расцвет Александрии Египетской и истории Древнего Мира относится к эпохе эллинизма. В. Как вы думаете, от какого слова пошло это название? (От Эллады, так Грецию называли сами греки, а эллинизм – распространение всего греческого на жителей Средиземноморья.)
Перед нами план города Александрии Египетской.
В . Какой остров защищал подходы к Александрии? (о. Фарос)
В. Кто разметил места будущих площадей, улиц и храмов? (сам Александр)
Карту вы можете увидеть у себя в учебнике на стр. 199.
8 слайд.(2 мин.) ОДНО ИЗ ЧУДЕС СВЕТА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Главным и поражающим взор сооружением на острове Фарос был маяк. Он был признан одним из чудес света.
В. С каким чудом света вы уже знакомились на уроках истории? (египетские пирамиды )
Об этом маяке мы прочитаем с вами в учебнике на странице 198-199.
В .Кто хочет прочитать?
(читаем по книге в Александрийском порту)
Множество торговых кораблей из розных стран прибывало в Александрию. Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный маяк, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, а маяк указывал вход в гавань. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не приближается ли вражеский флот. Фаросский маяк был не на много ниже пирамиды Хеопса. Греки называли его одним из чудес света.
Давайте взглянем на это чудо света.
В. Какой современный предмет приобрёл функции Фаросского маяка? (фонарь, фары)
В . К ак вы думаете, какое свойство маяка используются в этих предметах?
(Показываю фонарь. Свойство: зеркальное усиление света)
9 слайд. (1 мин.) ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ.
Рядом с гаванью располагался царский дворец. Сейчас мы вместе с Магистром туда и отправимся. В праздники дворец распахивал свои двери для всех желающих посмотреть его убранство. Жителей Александрии удивляли красивая мебель, всё помещение отделанное мрамором, ковры с вытканными сценами из мифов.
10 слайд.(1 мин.) НА УЛИЦАХ И ПЛОЩАДЯХ ГОРОДА.
Дальше мы идём в путешествие по городу. Улицы и площади Александрии были построены по единому плану, её улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица тянулась более чем на шесть километров. Она была вымощена мраморными плитами и настолько широка, что по ней свободно ехало рядом несколько повозок. С утра до вечера улицы и площади были заполнены людьми.
Земледельцы египтяне везли на продажу всё, что у них осталось после сдачи налога в козну. На площадях толпа смотрела на актёров, разыгрывавших смешные сценки. Путешествуем дальше.
11 слайд.(4мин.) В АЛЕКСАНДРИЙСКОМ МУЗЕЕ.
Теперь мы посетим александрийский Музей.
В. Все вы знаете, конечно, что такое музей. Поднимите руку, кто из вас бывал хоть раз в музее? ( дети поднимают руки)
В. В каких музеях вы были?
В. Какие музеи есть в нашем городе? Назовите их.
В .Есть ли музей в вашей школе?
В. Какие экспозиции он содержит? ( история школы, ВОВ в нашем городе)
В. Какую дату мы будем отмечать в этом году? (65-лет Великой Победы)
А что же означает само слово музей? Давайте разберёмся. Музей – это слово означает «место, где обитают музы». В греческой мифологии музы – девять сестёр – богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Давайте с ними познакомимся. Это: Мельпомена муза трагедии; Эрато-муза любовной поэзии; Эвтерпа-муза лирической поэзии; Каллиопа-муза эпической поэзии;
Клио-муза истории; Полигимния-муза пантомимы и гимнов; Талия-муза комедия; Терпсихора-муза танца; Урания-муза астрономии.
Все эти богини вдохновляли жителей Музея.
Кто же жил в Музее.
(можно задать вопросы о современных музеях, по усмотрению учителя)
12 слайд.(2 мин.) УЧЁНЫЕ В АЛЕКСАНДРИИ.
Обитателями Музея, который занимал целый район, были учёные и поэты, съезжавшиеся сюда из многих стран по приглашению царя Египта. В Музее им представлялось бесплатное жильё, питание, помещения для занятий. Там они могли общаться, делать открытия, делиться своим опытом.
Так, Аристарх Самосский впервые в истории высказал догадку о вращении Земли вокруг Солнца. А географ Эратосфен, зная, что Земля представляет собой шар, предсказал возможность кругосветных путешествий. Жил в Музее и математик Евклид. Он занимался геометрией. Это наука является разделом математики, которая изучает различные фигуры и их свойства.
13 слайд. (2мин.) В АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
Теперь Магистр приглашает нас с вами в александрийскую библиотеку.
В .Вспомните, о чьей библиотеке, вы уже узнали на уроках истории изучая Ассирию? ( библиотека Ашшурбанопала, где было собрано огромное количество глиняных книг)
В александрийской библиотеке было собрано более 700 тысяч папирусных свитков. Её могли посещать все желающие и жители Музея.
В . Кто из вас бывал в библиотеке? Какой?
Давайте узнаем еще об одной библиотеке из нашего учебника стр. 201 (из истории древних библиотек)
В. Что же означает слово «Пергамент»? (тонко выделанная кожа животных)
В. Скажите, от какого слова пошло слово «Библиотека»? (от слова Библия)
В . Что такое Библия? (главная книга православных христиан, сейчас она насчитывает 77 книг)
14 слайд.(2мин.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА .
Теперь я предлагаю провести физкультминутку.
Встали в два ручейка не обязательно ровных. Я буду показывать вам движения, а вы за мной повторять. Слова физкультминутки вы видите на экране.
(звучит музыка песни «Вместе весело шагать по просторам». Дети выполняют движения).
Мы учились очень много,
Отправляемся в дорогу
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Но пора вернуться в школу
Чтоб узнать как можно боле.
Молодцы, садитесь за компьютеры.
15 слайд.(5мин.) РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ,
Ребята, есть огромное количество книг, в которых вы можете узнать об Александрии, я вам показываю лишь небольшую их часть.
А следующим этапом нашей работы, будет работа с документом, который расположен у вас на мониторе. Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы: 1) Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? Почему?
2) Что способствовало развитию научной школы в Александрии?
3) Кто из учёных жил в Александрии? Чем он знаменит? (Приложение 2)
Ответы1): Да, можно. В ней была самая большая библиотека, жители Музея изучали разные науки, занимались поэзией и разными искусствами.
2)Царь Египта обеспечивал жителей Музея жильём, питанием, предоставлялись помещения для занятий науками.
3) В Александрии жили Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
16 слайд. (3мин.) ИТОГ УРОКА.
Подведём итог урока.
1.Что нового узнали?
2.Домашнее задание: Параграф №43, рабочая тетрадь № 48, № 49.
Учебник «История Древнего мира» 5 класс, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер,
И. С. Свенцицкая.
17 слайд .(со звонком)
МОЛОДЦЫ!