Беседы с родителями

Разделы: Работа с родителями


 Педагогический союз учителей и родителей – могучая воспитательная сила. Быть помощником учителя в школе – долг каждого родителя. Когда я принимаю класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. Эти мысли и чувства волнуют всех учителей, ибо еще далеко не все отцы и матери осознают свою роль в жизни сегодняшней школы.
Ребенок проводит в школе пять – шесть часов, остальное время он находится дома: готовит уроки, играет, помогает взрослым, гуляет с друзьями, смотрит телевизор. Меня всегда волнует вопрос, как дети проводят свое свободное время, с кем они играют, умеют ли организовывать игры, как разговаривают друг с другом, какие передачи смотрят по телевизору. Плохо, если ученик проводит свое свободное время беспланово, если дает подхватить себя течению времени, не задумываясь, что проходит оно не совсем интересно и с пользой. Свободное время для того и дается, чтобы развивать интересы и склонности ученика. Особенно ярко это наблюдается в свободные от учебы дни: воскресные, праздничные и каникулы. На эти дни родителям стоит заранее продумать совместные дела для всех членов семьи: поход в лес, посещение кино, чтение книг, настольных игр, просмотров познавательных телепередач.
Каждому учителю хотелось бы организовать небольшие кружки, которые вели бы родители. На таких кружках родители видели своих детей, больше с ними общались, узнавали круг их друзей, способности детей, их талант и возможности. Родители могут научить детей всему – играть, вежливо разговаривать друг с другом, вместе трудиться, отдыхать, дружить, ходить в поход, вязать, что-то мастерить.
Прежде всего наши дети – это наше будущее. Мальчикам необходимы черты мужественности, чувство ответственности, уверенности в себе, физическая выносливость. Поэтому мальчиков надо учить уважать девочек, уступать им, и когда это необходимо, защищать от обидчиков. А вот девочкам нужно прививать аккуратность, доброту, заботливость, скромность.
Достаточно, внимательно присмотреться к играм детей, легко можно понять, какая семья у ребенка. Девочки в играх часто изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми, нервными. Причины этого, по - видимому, в чрезмерной загруженности мам домашними делами и безынициативности пап. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье.
Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека. Те отношения, которые ребенок видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения со взрослыми, в свою будущую семейную жизнь. Каждый родитель хотел бы воспитывать в сыне или дочери: честность, трудолюбие, аккуратность. А разве не так же важно девочкам прививать женственность, покладистость, умение быть хорошей матерью, доброй и умелой хозяйкой, так как именно эти качества способствуют укреплению семьи. А как необходимо воспитывать в сыновьях уважение к девочке, женщине, чувство долга, терпение, умение делать все по дому, великодушие.

 К сожалению, выходные дни в семьях бывают такие: мама готовит обед, папа читает книгу, играет в игры на телефоне или компьютере, лежит на диване и смотрит телевизор. Когда у мамы на кухне все готово, папа приходит, обедает и занимается своими делами, а ребенок опять остается без внимания. Почему родители удивляются, что их дети невнимательны, черствы, грубы, невоспитанны? А кто их этому учил?
Рядом со взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.
Но есть, к счастью, и такие семьи где по выходным родители и дети собираются вместе, выполняют совместно все дела по дому, уходят после завтрака в лес на целый день, совершают небольшие путешествия, наблюдают за природой, мастерят что – то вместе, приучая сына к мастерству, мамы учат вязать или шить свою дочь. Нельзя забывать о том, что наши дети должны вырасти прекрасными людьми, хорошими отцами и матерями. Наши дети – это наша старость.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ( А.С.Макаренко)
Чтобы воспитание детей было правильным, надо правильно организовывать досуг детей, быть рядом с ними, помогать им и тогда вы увидите результаты своей работы.

« Доказывать человеку необходимость знания – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения».
(М. Горький)

 Первый год в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание как для детей, так и для родителей. Все родители, отправляя ребенка в первый класс, думают: « Попал бы к хорошему учителю!»
Но что такое хороший учитель в понимании родителей?
Оказывается, каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Записывая детей в школу, мы слышим: « Пожалуйста, запишите моего ребенка к строгому учителю!» Другой просит к учителю подобрее, третий – помоложе. Но во всех этих на первый взгляд разных просьбах, один смысл: « Хотим, чтобы наши дети хорошо учились.»
Да, одному ученику помогает безусловно строгость учителя, другому – доброта. Очень немало дает опыт учителя, но больше, как и в любой другой профессии - мастерство. А вот достаточно ли одного характера, опыта и даже мастерства учителя, чтобы каждый ребенок хорошо учился?
Нет, конечно.
Многие родители считают, подготовить ребенка к школе - значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка сами так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка. Конечно, научить ребенка читать можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которая предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за шесть – семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, поселке , в котором он живет, о труде взрослых, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется интеллектуальная активность, рождается радость познания. Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к обучению в школе.
Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу нужно научиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в начальных классах испытывают дети, которые не умеют связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигнуть смысл слов «надо» и « нельзя». Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ученика. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают школьника из привычного ритма. Поправившись, ему приходится догонять программу, заниматься дополнительно и от этого дети теряют веру в свои силы. Часто встречаются дефекты речи у детей, которые затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма на слух. Родителям надо своевременно обращаться к логопеду и получить консультацию.
И вот ваш ребенок пришел в класс. Родители заранее позаботились о том, чтобы у малыша было все необходимое для обучения. Но в школу пришел не только ученик, вместе с ним пришли учиться и его родители. С первого школьного дня бороться за успехи ребенка – значит учить быть организованным, вместе собирать портфель, не забыть спортивную форму, альбом и краски, вместе выполнять домашнее задание, учить выполнять режим – основу основ любого труда.
Ребенок должен всегда чувствовать, что родители огорчаются, когда у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам, даже маленьким на первых порах. Учение ребенка – это труд. Труд человека должен замечаться, оцениваться. Самое страшное в этом деле – равнодушие, безразличие к учению ребенка. « Ребенок, вращающийся в среде равнодушных, безразличных к его работе, сам становится безразличным в учении», - писал В.А. Сухомлинский.

 Научить испытывать радость труда – значит научить детей быть счастливыми по большому счету. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, - это несчастный человек. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Современная система образования в нашей стране не является раз и навсегда установленной – она постоянно развивается и совершенствуется. Важным шагом в этом направлении является реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Цель ее –создать все условия для всестороннего гармоничного развития личности – представителей молодого поколения, для налаживания непосредственной связи школьных программ с новейшими достижениями науки и техники.

«Знания не должны лежать мертвым грузом, а все время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями».
 В.В.Вересаев

 Знание, и только знание делает человека свободным и великим»
 (Д.И.Писарев)