Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.
В школе обращают мало внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем материала, порой огромный. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе.
Цели:
- Развитие таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
- Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
- Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть.
Цель:
- Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.
Проблема третья – творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.
Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
Цели:
- Овладение ребенком дошкольником техникой оригами.
- Развитие самостоятельной творческой деятельности.
- Развитие эстетического вкуса.
Проблема четвертая – применение продуктов детской деятельности в самостоятельных играх детей.
Очень часто мы не знаем, куда девать поделки, сделанные детьми. Отдавая их домой, они быстро приходят в негодность и подлежат выбросу. В группе хранить «мертвым грузом» тоже не годиться.
Цель:
- Создание театра оригами
Проблема пятая – создание сюжетно-тематических композиций.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы.
Цель:
- Создание иллюстраций к литературным произведениям.
- Дать первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.
- Возможность применения различных художественных материалов и техник: коллаж, живопись, графика.
Проблема шестая – развитие коммуникативных способностей детей
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания.
Цель:
- Создание коллективных панно.
- Выполнение оригинальных подарков своими руками.
- Оформление открыток, приглашений, помещений к празднику.
Проблема седьмая – связь оригами с другими видами деятельности
Ни в одном источнике нет единого планирования по оригами от младшей до подготовительной группы. Даже в программе "Детство" рекомендуемые к изготовлению поделки не имеют взаимосвязи с другими разделами программы. Я попыталась определить темы изготовления поделок всех возрастных групп, исходя из методического планирования к программе "Детство".
Цель:
- Составление тематического планирования во всех возрастных группах.
Подпроект
Выучим технику оригами
(младший дошкольный возраст)
Цель:
- Знакомство младших дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.
Задачи:
а) развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами;
б) развитие уверенности в своих силах и способностях;
в) развитие творческого воображения за счет использования дополнительных деталей;
г) помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
д) обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
е) знакомство с основными геометрическими понятиями;
ж) развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов;
з) работа по схемам.
Необходимые условия:
а) создание пооперационных карт-схем;
б) место в группе для работы – "уголок оригами";
в) возможность демонстрации детских работ;
г) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;
д) литература, иллюстрации.
Предполагаемый результат:
Соотнесение наглядных символов (показ) со словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение работы без помощи педагога).
Способы диагностики:
а) овладение техникой оригами;
б) анализ продуктов детской деятельности;
в) проявление творчества.
Сроки реализации: в течение года.
Подпроект
Театр оригами
(старший дошкольный возраст)
Цель:
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.
Задачи:
а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами;
б) умение работать по схемам;
в) развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
г) развитие уверенности в своих силах и способностях;
д) развивать желание придумывать свои поделки;
е) обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам.
Необходимые условия:
а) место в группе для изготовления и хранения поделок;
б) схемы, пооперационные карты, литература;
в) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей;
г) знакомство с литературными произведениями, которые можно драматизировать;
д) рассказы детей.
Предполагаемый результат:
а) применять знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок);
б) приходить на помощь своему товарищу при изготовлении поделок;
в) проявление творчества при изготовлении поделок (дополнительные детали);
г) придумывание своих поделок.
Способы диагностики:
а) умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения;
б) умение сделать изделие по инструкционной карте;
в) анализ готовой работы, умение украсить дополнительными деталями.
Сроки реализации: в течение года
Мы использовали несколько вариантов работы:
а) театр на столе;
б) пальчиковый театр;
в) театр масок.
Подпроект
Игра
Цель:
- Создание условий, насыщающих жизнь детей в группе игрой.
Задачи:
а) испытывать радость от исполнения роли, общения, игры;
б) развитие умения "входить в образ";
в) вовлечение детей в драматизации, изготовление персонажей и декораций;
г) поощрение детских игровых объединений.
Необходимые условия:
а) место в группе для игры;
б) разнообразие игрового театрального оборудования;
в) хранение созданных игровых персонажей;
г) рассказы и сказки детей.
Предполагаемый результат:
а) чувство радости от совместного труда, общения, игры;
б) доброжелательность, внимание к сверстникам;
в) готовность к взаимному сотрудничеству.
Способы диагностики:
а) наблюдение;
б) анализ театрально-игровой деятельности;
в) анализ сюжетов самостоятельных детских игр.
Сроки реализации: в течение года
Подпроект
Создание сюжетно-тематических композиций
Цель:
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Задачи:
а) учить правильно располагать предмет на плоскости листа
б) устанавливать связь между предметами расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали
в) Обучение различным приемам работы с бумагой, творческий подход к выполнению работы
Необходимые условия:
а) рамки для коллективных панно, служащие в том числе и для украшения интерьера;
б) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей;
в) литературные произведения с красочными иллюстрациями;
г) схемы, пооперационные карты, литература по оригами.
Предполагаемый результат:
а) дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
б) уметь проявлять творчество в художественном оформлении работ, уметь применять в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика);
в) применять знания, полученные на занятии, при создании композиций;
г) научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Способы диагностики:
а) работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
б) анализ готовых композиций.
Сроки реализации: в течении года
Подпроект
Нравственно-этические нормы поведения и общения
Цель:
- Расширение коммуникативных способностей детей
Задачи:
а) формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности;
б) испытывать радость, изготовляя поделку в подарок;
в) воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
г) развивать уверенность в своих силах и способностях.
Необходимые условия:
Участие в коллективном обсуждении предстоящей работы.
Предполагаемый результат:
а) улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
б) развитие чувство коллективизма, так как только работая вместе можно сделать множество интересных композиций;
в) уметь приходить на помощь товарищу.
Сроки реализации: постоянно
Подпроект
Планирование работы
Цель:
- Проектирование стратегии ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами во всех возрастных группах.
Задачи:
а) взаимосвязь всех разделов программы на основе определения;
б) определение оптимальных условий в различных возрастных группах;
в) расширение творческих способностей, связной речи посредством оригами.
Необходимые условия:
Обеспечение необходимой литературой, тщательное изучение разделов программы "Детство".
Предполагаемый результат:
Соответствие запланированных тем навыкам и умениям детей.
Способы оценки эффективности:
а) анализ продуктов детской деятельности;
б) анкетирование;
в) анализ документации.
Приложения:
- Планирование в младшей группе (Приложение 1)
- Планирование в средней группе (Приложение 2)
- Планирование в старшей группе (Приложение 3)
- Планирование в подготовительной группе (Приложение 4)