Цели:
- формирование представления о городах Кемеровской области;
- воспитание чувства гражданственности и гордости за родной край и уважения к жителям Кемеровской области;
Форма проведения: урок-путешествие.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Участники: обучающиеся 2 б класса, библиотекарь, руководитель музея.
Приглашённые: ветераны педагогического труда Рудничного и Центрального районов.
Оборудование:
- карта Кемеровской области;
- гербы городов (формат А4) ;
- гимн Кемеровской области;
- « Песня о Кузбассе»;
- песня «Край Кузнецкий»;
- песня «Город Топки»;
- награды Кемеровской области (формат А4);
- костюмы для участников путешествия;
- жетоны для викторины;
- медали для награждения «Юный знаток Кузбасса»;
- фотография губернатора Кемеровской области;
- фотография «Школьный автобус около школы»;
ХОД УРОКА
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас особенный, торжественный день. Мы проводим Урок Города, посвящённый Дню рождения Кемеровской области. На нашем уроке присутствуют ветераны педагогического труда города Кемерово Рудничного и центрального районов. Поприветствуем их.
Звучит мелодия о Кузбассе. Дети читают стихотворение.
1 ученик.
Родина наша малая –
Там, где родился и рос
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берёз.
2 ученик.
С родным нашим городом Кемерово.
Где дружно все вместе живём.
И всё это с милой душевностью
Мы Родиной малой зовём!
Учитель.
– Ребята, а как вы понимаете слова «малая
Родина»? (Отвечают) .Да, все ваши ответы
правильные – Кемеровская область, Кузбасс, земля
Кузнецкая…
Названия разные, но обозначают они одно и то же.
Это наша малая Родина, где мы родились
и живём.
– Ребята, а вы знаете, когда день рождения нашей
Кемеровской области, нашего родного края?
Сколько лет нашему
краю?
– Как вы думаете – это много или мало? (Показать
на дату)
В кабинет входят четыре ученика. Они одеты в костюмы «Уголька», ,«Колоска», «Юного Краеведика», «Берёзка. Между ними происходит спор о том ,кто будет первым говорить
Краеведик. Здравствуйте, друзья!
Уголёк. Мы к вам так спешили.
Колосок. Чтобы пригласить вас на экскурсию по городам Кемеровской области.
Берёзка. У Кузбасса скоро День рождения. Мы хотим вам очень многое рассказать про наш край и нам нужно спешить, потому что осталось мало времени.
Учитель. Кто вы такие?
Краеведик (девочка) Я – самый юный краевед в этой школе. Я уже многое узнала о нашем крае и хочу с вами поделиться своими находками. Я очень люблю свой край и горжусь им. А это мои помощники (показывает на переодетых ребят). Они о себе всё расскажут
Уголёк. Ребята, вы уже знаете описание
герба Кемеровской области? (Да)
А я – Уголёк, маленькая частичка символа
угольной промышленности Кузбасса.
Колосок. К вершине террикона устремлены 3 пшеничных колоса. Они символизируют плодородие земли. Я – один из этих колосков.
Берёзка. Я – берёзка. В берёзке воплощён образ Берегини. В Сибири берёзка –почитаемое дерево, и я – образ Берегини земли Кузнецкой. Вот кто мы такие!
Краеведик. А экскурсию мы вас приглашаем совершить на нашем школьном автобусе, на котором вы каждый день приезжаете в школу и уезжаете домой. Ключи от автобуса вручил А.Г. Тулеев – губернатор Кемеровской области вот в этой шкатулке нашему директору школы Ильиной Г.М. в 2006году (показать шкатулку и ключ от автобуса)
Краеведик раздаёт детям сувениры с изображением Кемеровской области. Они отметят фломастерами города, в которые будут совершать путешествие
Учитель (используется карта
Кемеровской области) Давайте, ребята,
совершим путешествие по родному краю, не выходя
из этой уютной комнаты. А дети нам
расскажут всё то, что они узнали.
Небольшая по территории, компактная, с хорошо
развитой сетью дорог, мощным многоотраслевым
хозяйством Кемеровская область играет
ведущую роль в экономике не только Сибири, но и
всей страны. Нашу область называют Кузбассом,
потому что в самом центре её лежит Кузнецкий
угольный бассейн, который принёс славу нашему
краю и стал крупнейшим промышленным краем
России.
На карте мы видим условные знаки, которые говорят
о том, что у области огромные запасы полезных
ископаемых, благодаря которым она отправляет в 80
стран мира 1200 видов промышленной
продукции: уголь, кокс, чугун, алюминий, цинк,
шифер, цемент, стекло, азотные удобрения,
пластмассы, химические волокна и другие виды
продукции.
На севере область граничит с Томской областью,
соседи на востоке – Красноярский край и
республика Хакасия, на юге – республика Алтай и
Алтайский край, на западе – Новосибирская
область.
Сколько на карте синих ленточек! Это наши озёра и
реки. Вслушайтесь, как красиво звучат их названия
– Томь, Кия, Яя, Чулым, Чумыш, Мрассу.
Всего на территории Кемеровской области 20
городов. Область, словно большая, крепкая и
дружная семья. И вот первый гостеприимный город,
куда мы отправляемся – город Топки. Мы
отправляемся по автомобильной дороге. (Показать)
Звучит фрагмент песни «Город Топки».
Учитель. А вот и наша первая остановка.
Краеведик.Город Топки расположен в 27 км от города Кемерово. В нём проживают русские, немцы, чуваши, украинцы и другие национальности.
Идёт показ слайдов на компьютере о тех городах, куда совершается экскурсия
Учитель. Город Топки назван по названию деревни Топки, которая была расположена на топком болотистом месте. А сейчас Топки из наиболее важных железнодорожных узлов Кемеровской области.
Краеведик. В этом городе развита отрасль машиностроения, металлообработки, пищевая промышленность. Хорошо известен всей области Топкинский цементный завод. Это герб города Топки. (Показать герб)
Уголёк. Продолжаем путешествие. Нас ждут в другом городе.
Учитель.
Над землёю рассветное зарево,
Лёгкий ветер прозрачен и свеж
Хорошо, что ты есть Полысаево
Полысаево – город надежд.
Колосок. Нас встречает город Полысаево.Это самый юный город нашей области. Ему 19 лет, но сегодня – он один из самых развивающихся городов Кузбасса.
Уголёк. Основой экономики являются угольные предприятия. Ежегодно полысаевские угольщики прибавляют не менее одного миллиона тонн к общей добыче угля по области.
Берёзка. Главным приоритетом остаётся строительство жилья. Город выполняет Национальный проект «Доступное жильё» каждой семье. В скором будущем Полысаево станет городом-садом.
Учитель.Это герб города Полысаево. Фигура юноши, несущего огонь, говорит об основной деятельности населения – добыче угля.
На карте Кемеровской области отмечается значком пребывание вгородах.
Учитель. Путешествие продолжается! Нас встречает город Белово.
Раздаётся колокольный перезвон–аудиозапись
Краеведик
Кузбасс! Тебе хвала!
Десятилетиями ты видывал немало.
Раскинув гордо голубые шири.
Ты расцветаешь, словно май,
Родной мой край, могучий сын Сибири,
Красавец край, Кузнецкий край!
Входят ученики .Они встречают детей ,совершающих путешествие. В руках у них каравай. Дети исполняют частушки.
1 ребёнок.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
2 ребёнок.
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.
Хорошо чайку попить.
О том о сём поговорить.
3 ребёнок.
И, смотря на ваши лица,
Хорошо, отрадно всем.
Словно мы в огромной, дружной
И приветливой семье.
2 ребёнок.Добро пожаловать, гости дорогие. Мира, добра вам и счастья!
Учитель. Люди – главная гордость города Белово. Все достижения этого города, всё лучшее, что в нём есть, стало возможным благодаря самоотверженному труду беловчан.
Уголёк. По объёму добычи угля город много лет входит в первую тройку вместе с Новокузнецком и Междуреченском. Добыча угля здесь ведётся подземным и открытым способами.
Берёзка.Эти места богаты берёзовыми лесами. Берёза как дерево рождения и начала, указывает на первенство в открытии и разработке месторождений каменного угля
Учитель. Город назван по имени первого его жителя Белова. Только тогда, это был не город, а деревня.
Берёзка. Ребята, вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть вместе со мной.
Физминутка
Мы берёзку посадили,
(выпрямиться)
Мы водой её полили,
(руки согнуть к плечам, ладонями вверх)
И берёзка подросла.
К солнцу ветки подняла.
(руки вверх, встать на носочки)
А потом их наклонила.
(руки вниз)
И ребят благодарила.
(наклоны головой).
На карте отмечается место пребывания в этом городе
Учитель.А наше путешествие
продолжается. Мы подъезжаем к городу Киселёвску.
Это ещё один из шахтёрских городов. Углю город
обязан своим рождением и развитием.
– Почему он назван Киселёвск?
Одна из окраин деревни называлась Киселёвский
край, так как там проживало несколько
семей Киселёвых. Продукцию города знают не
только в области, но и за её пределами: более 200
наименований – обувь, кондитерские изделия ,
мебель, машины. Это герб города (Показать)
Пора отправляться в дорогу. На нашем пути ещё
один город.
Колосок.
Как величав Сибирский наш простор,
Какой чистейший снег надел вершины гор,
Новокузнецк наш, точно богатырь,
Как молода земля по имени Сибирь!
Учитель. Среди коренных жителей этих мест, северных шорцев, было распространено кузнечное дело: добывали и плавили руду. Кузнецкий острог, Кузнецк, Сад-город, Сталинск – вот прежние названия города Новокузнецка. Это самый крупнейший город области.
Колосок.Герб города представлен в виде щита, разделённого на зелень и золото. В зелени – скачущий золотой конь, в золоте – стоящая в поле натурального цвета кузница с орудиями труда перед ней.
(Отметить на карте значком город)
Учитель.Мы побывали в городах Кемеровской области. Что их объединяет?
Краеведик. А сейчас проверим, как вы запомнили, в каких городах Кемеровской области мы побывали.
Проводится викторина
Учитель.
– Кто помнит, сколько всего городов в
Кемеровской области?
– Кто может назвать те города, в которых мы ещё не
побывали?
– Кто назовёт самую главную водную артерию
нашего Кузбасса?
– Когда День рождения у нашего Кузбасса?
– Сколько лет исполнится нашему краю?
– Назовите год образования области?
– Сколько лет исполнится нашему городу Кемерово?
– Когда? (9 мая, 90 лет)
– Кто может на карте показать, с кем граничит
Кемеровская область?
– Кто-нибудь знает, какие реки протекают в
Кузбассе? (Самые крупные реки области – Томь,
Кия, Яя, Чумыш, Чулым.)
За верный ответ Краеведик выдаёт жетоны
Учитель.Ребята, как вы думаете, о чём рассказывается в гимне Кемеровской области? Ведь мы побывали во многих городах и узнали очень многое.
Дети отвечают. Звучит гимн Кемеровской области
– Как вы думаете, ребята, если человек добросовестно трудится, совершает героические поступки, открытия как его благодарят? (Дети отвечают)
У Кемеровской области есть тоже награды:
1. Орден «Доблесть Кузбасса».
2. Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса».
3. Нагрудный знак «Лауреат премии Кузбасса».
4. Нагрудный знак «Почётный гражданин
Кемеровской области».
5. Медаль «60 лет образования Кемеровской области»
Учитель рассказывает о наградах и показывает их на формате А4.
Ученик.
В российской нашей необъятной шири
Есть край изысканный, где мы живём.
Зовут его жемчужиной Сибири,
А мы землёй любимою зовём!
Берёзка.
Вырастает, расцветает
Наша область с каждым днём.
Мы ребята-второклашки
Вместе с ней растём!
От нас, ребята зависит будущее Кузбасса.
Колосок. Своими делами будем прославлять богатство Кузбасса, будем любить его и беречь то, что у него есть. (Дети исполняют песню)
Ты да я, да мы с тобой. (2 раза)
Очень любим город наш родной.
И фонтан, и парк наш чудесный.
Где на каруселях мы вместе
С папой, мамой кружим в выходной.Ты да я, да мы с тобой, (2 раза)
Любим мы Кузнецкий край родной.
Вырастем и будем мы сами
Славить наш Кузбасс делами,
Чтобы жить всем дружною семьёй.
Слово гостям. Гости награждают детей за ответы при проведении викторины и в дружеской обстановке обсуждают урок.