ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Игровые задания
Гейм 1. Разминка
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского
языка. Проведем мы его в виде игры «Счастливый
случай». Начнем нашу игру с небольшой разминки.
Так как у нас урок русского языка, то первый мой
вопрос: Какие известные вам орфограммы есть в
названии игры? (Счастливый – безударная а,
ча–ща, окончание -ый, случай –
безударная а).
– А сейчас загадки, записываем отгадки и
комментируем написание.
1. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)2. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом поведет –
Там заметку кладет. (Карандаш)3. Едет конь стальной,
Рычит.
Сзади плуги волочит. (Трактор)4. Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)6. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор)7. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)8. Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)9. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Объявляется счет.
Гейм 2. Темная лошадка.
Вот что могла бы сказать о себе наша героиня.
– Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное. Я – ведущая часть речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение. Я – важная часть речи. Давно живу в мире слов. Я – называю предмет, даю им названия.
– О какой части речи идет речь?
– Итак, тема нашего урока …
– Цель…
Как нам известно, «Темная лошадка» задает
вопросы.
(Вопросы сразу двум командам)
1. Что называется именем существительным?
2. Какие еще части речи существуют?
3. Определите части речи у названия нашей игры.
4. Как изменяются имена существительные?
5. Какого рода может быть существительное?
6. Можно ли определить род в словах:
Се..
Кры..
З..
Ши…
Са…
Стек…
7. Какие это могут быть слова?
8. Назовите имена существительные: 1 команда – м.р.,
2 команда – ср.р.
9. Как можно узнать род существительного?
10. Как различают имена существительные ед. и мн.
числа?
11. Что такое склонение?
12. Какая часть слова изменяется при склонении?
13. Сколько всего падежей в русском языке?
14. Перечислите падежи и их вопросы.
15. Подлежащее в предложении в каком падеже?
16. Выпиши существительное «кот» в столбик
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
17. Определите падеж данного слова.
18. Сколько типов склонения у существительных?
19. Как определить склонение?
20. Определите склонение и падеж имен
существительных: без кисти, по капле, с неба, о
речке, после дождя, к дубраве, на колос, под лесом,
у горы, под землей.
Итог гейма.
Гейм 3. Заморочки из бочки
Каждый из вас вытащит бочонок. № бочонка – задание, которое надо выполнить и за которое вы получите оценки. № 19 и 24 – со словами «Счастливый случай» автоматический ставится «5».
Гейм 4. Гонка за лидером.
Вы должны определить склонение, падеж и окончание.
1 команда Над морем |
2 команда От деревни |
III. Итог игры
IV. Домашнее задание
Заморочки из бочки
1. Найди имена существительные и подчеркни их: сова, ученик, пальто, играть, бежит, зеленый, шарф, земля, братья, голубь, честный, рисовал, карандаш, капуста.
2. Подчеркни синим карандашом одушевленные имена существительные, а красным – неодушевленные: ветер, синица, огурец, дятел, Николай, Волга. Ястреб, ученик, тигр, болтун, стрекоза, степь, груша, девочка.
3. Подчеркни существительные мужского рода: облако, малина, топор, трактор, вода, земля, пенал, ранец, заявление, варенье, лестница,, уголь, вещь.
4. Подчеркни существительные женского рода: шалун, кузнечик, капуста, карусель, стрекоза, Россия, хулиган, скатерть, принцесса, журавль, актриса, лошадь.
5. К каждому из данных слов подбери однокоренное имя существительное:
Ездить –
Подарить –
Жить –
Помогать –
Кричать –
Грачиный –
Врачебный –
Честный –
Мышиный –
Смелый –
6. Подчеркни имена существительные в именительном падеже:
- Сухая степь просторно раскинулась под палящим солнцем.
- Горячие порывы ветра шелестят ковылем.
- Высоко в небе звенит песня жаворонка.
- Вкусная вода родника ждет путника.
7. Подчеркни имена существительные в дательном падеже: подъезжаем к пустыне, толпились на площади, подошли к опушке, плыли по Волге, дрожат в море, хожу по тропинке, кружились в воздухе, тянулись над долиной, жил у старушки, подарил другу.
8. Подчеркни имена существительные мужского рода в родительном падеже: пришел без плаща, принес малину, побывал у дедушки, костюм брата, свернул с дороги, жил у друга, появились на клене, бегал около парка, убежал от хищника, прочитал сказку.
9. Подчеркни имена существительные женского рода в предложном падеже: оказался в стае, пахнуло черемухой. появилась на горизонте, замолкла в чаще, приехал к бабушке, качалась на паутине, подошел к беседке, объявили на линейке, отдыхал в лагере, на крышке коробки.
10. Подчеркни имена существительные 1 склонения: полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, стена, куртка.
11. Подчеркни имена существительные 2 склонения: герой, дупло, пчела, пустошь, ерш, ералаш, ночь, ерунда, дядя, яблоко, чувство, мать, море, зеркало, метель, родник, плюш, приятель. яйцо, огонь.
12. Подчеркни имена существительные 3 склонения: медведица, дверь, подруга, мешок, сирень, шапка, лягушка, дочь, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, ночь, фасоль, морковь, картофель, лекарство, метель.
13. Просклоняйте имена существительные:
И. п. окно ночь
14. Произвести морфологический разбор:
Кораблями Об облаке
15. Просклоняйте имена существительные:
И.п. футбол веревка
16. Произвести морфологический разбор:
На елке Из травы
17. Запиши имена существительные в Т.п.
Турист, ворона, верность, лето, слоненок, товарищ, сова.
18. Запиши имена существительные в П.п.
Сюрприз, ноябрь, конверт, вилка, пенал, лапа, шмель, деревня.
19. Счастливый случай.
20. Спишите.
На подставк…, к ящериц…, в зелен…, без братишк…, около ел…, в чащ…, из деревн…, в зоопарк…, по тетрадк…, о Кост…, о кост…, из жизн….
21. Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.
О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…, о мыш…, о капелл…
22. Спишите. Поставьте ударение, выделите окончание.
С багаж…м, перед дач…й, с нож…м, под крыш…й, с лапш…й, перед смерч…м, за туч…й, за ключ…м, с продавц…м, со щприц…м, с пряж…й.
23. Сделайте морфологический разбор имени существительного.
- На великолепной лошади.
- У широкой Волги.
24. Счастливый случай.