На всех этапах истории каждое поколение стремилось вырастить достойных приемников – ибо будущее страны – в руках молодёжи.
От того, как воспитывается рабочая молодёжь, каковы её трудовая и политическая активность, нравственные черты, уровень духовной культуры, зависит завтрашний день нашего государства.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Сегодня система дополнительного образования столкнулась с рядом новых вопросов, на которые пока нет адекватных ответов. Конкурентноспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Сегодня у детей широкие возможности выбора развлечения и других форм интересного времяпрепровождения: компьютерные игры, кино, телевидение. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу.
Дополнительное образование в техникуме строится главным образом на интересах обучающихся, что представляет его особенность и педагогическую ценность и определяет поиск новых форм работы.
Дополнительное образование молодёжи – это не просто свободное время, время досуга и отдыха, но отдыха разумного, полезного и деятельного. Оно способствует обеспечению непрерывности образовательного процесса.
«Основой цивилизованного общества всегда является культура, которую принято рассматривать как поиск, нахождение, изменение, разрушение, критику, взаимопроникновение смыслов» (А.И. Арнольдов), что зачастую происходит через восприятие произведений искусства, окружающего мира, в ходе практической творческой деятельности.
Искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
Только творческие натуры способны взглянуть по-особому на привычные для ординарного взгляда вещи или ситуации, создать нечто свое, неповторимое, и тем внести свой вклад в общественный прогресс.
Поскольку, каждый человек индивидуален, творческое начало может проявляться в разных сферах: музыкальное, изобразительное, интеллектуальное, вербальное или хореографическое творчество, изобретательская, исследовательская деятельность и т.д.
Данная программа может быть использована для учебных заведений как культурно-досуговая. Она рассчитана на обучающихся от 14 до 20 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности с учётом их запросов и интересов (вечера современной музыки, диско-шоу, спортивные игры, дискуссии, праздники, конкурсы, фестивали, КВН).
Данная программа предполагает использование всевозможных форм общественно-полезной деятельности (выезды с концертными программами, целевые экспедиции – экологические, фольклорные, духовно-нравственные).
Основной целью программы является:
- Развитие общей культуры обучающихся, раскрытие их индивидуальных творческих способностей через организацию культурно-досуговой деятельности.
- Расширение путей и способовиспользования свободного времени
для развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
Образовательные
- расширить знания обучающихся в разных областях искусств, православной культуры и традиций русского народа посредством привлечения к проведению праздников светского и народного календаря.
Развивающие
- научить видеть и создавать прекрасное в себе: своих чувствах, мыслях, словах, поступках, внешнем облике;
- сформировать опыт организации содержательного досуга;
- сформировать навыки культуры исполнения и культуры восприятия;
- посредством привлечения к разным видам и жанрам высокого искусства помочь обучающимся овладеть искусством общения, поведения, культуры речи.
Воспитательные
- воспитать у учащихся гуманность, толерантность;
- способствовать выработке у обучающихся эстетического вкуса, духовного иммунитета к безобразному;
- воспитать у подростков потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы
осуществляется по следующим направлениям:
- Светские праздники
- Народные праздники
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает взаимодействие с другими программами: «Жар-цвет», «Живая вода».
Программой предусматриваются следующие формы работы:
- Групповые (игры, экскурсии, конкурсы, турниры, фестивали, экспедиции, проекты);
- Индивидуальные (диалог, беседы, анкетирования, занятия)
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы должны быть расширены пути и способыиспользования свободного времени.
Обучающиеся должны
знать:
- основы различных областей искусства;
- основы православной культуры и традиции русского народа;
уметь:
- свободно вести себя на сцене, владеть собой во время публичных выступлений,
- уметь организовать свой досуг, организовывать и проводить внутриучилищные мероприятия, тематические праздники и концертные программы;
- организовывать акции, участвовать в экскурсиях и экспедициях, проектах;
- видеть и создавать прекрасное в себе: своих чувствах, мыслях, словах, поступках, внешнем облике;
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (См. Приложение1)
Содержание программы.
В начале учебного года по результатам тестирования и анкетирования проводится анализ социокультурной среды учебного заведения. На его основании организуются кружки, клубы по интересам и т.д. Следующим этапом работы является прослушивание обучающихся, распределение их по кружкам, в соответствии с их интересами и возможностями.
На вводных занятиях педагоги дополнительного образования знакомятся с кружковцами, затем работают над постановкой голоса, правильного дыхания, дикцией, учат свободно ориентироваться в работе с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.), обучают правилам поведения на сцене.
Далее идёт подбор репертуара, разработка сценариев предстоящих мероприятий. Репертуар подбирается по принципу: от простого к сложному (от современной поп-музыки к народному фольклору и классике). Часто для составления сценария праздника требуется применение проектной технологии, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Репетиции с кружковцами проводятся в форме индивидуальных и групповых занятий. Учащиеся также участвуют в создании концертных костюмов и декораций.
Параллельно с выступлениями на сцене ребята участвуют в различных молодёжных акциях: «Нет – наркотикам!», «Против табака!» и др., экспедициях (экологических, духовно-краеведческих). В читальном зале библиотеки организуются беседы на духовные, правовые и другие темы, приглашаются служители городского храма, сотрудники правоохранительных органов, медработники, так же проводятся посиделки различной тематики, посвящённые праздникам народного календаря.
В техникуме постоянно работают:
- Студия эстрадного искусства
- Молодёжное объединение «Театр моды»
- Краеведческий клуб «Родник»
- Краеведческий кружок при музее истории техникума
- Театральная студия
- Этно-культурный центр «Жар-цвет»
- Изостудия
Светские праздники
Могут проводиться в различных формах:
- День знаний – торжественной линейки
- День города
- День Учителя, День ПТО,
- День пожилых людей.
- День автомобилиста и дорожника
- День сельского хозяйства
- День матери
- День Защитников Отечества
- Международный женский день
Как музыкально-литературные композиции, традиционные концертные программы
- Всемирный День студента
- Новогодний бал
- «Татьянин день»
- День влюблённых
- День смеха
- Выпускной вечер.
- День молодёжи
В форме КВН, капустника, шоу,,дискотеки, вечера
- «Аукцион талантов».
- «Солдатская песня»
- «Народные жемчужины
- «Песни солдатского сердца».
- День славянской письменности и культ.
- Творческий отчёт художественной самодеятельности
Данные мероприятия проводятся в форме конкурсов, фестивалей
Другие мероприятия проводятся в форме акций, бесед, диспутов, докладов, экскурсий и т.д.
Народные праздники, такие как:
- Святки,
- Рождество,
- Масленица,
- Благовещение,
- Пасха,
- Кузьминки,
- Троица и др.
Могут проводится в форме посиделок, народных гуляний, экспедиций, экскурсий, ярмарок
Используемая литература:
- Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Образовательные программы дополнительного образования: классификация, требования, технология разработки. – М.: ЦРСДОД, 1999
- Буйлова Л.Н., Тупальская А.В. Программа дополнительного образования «Вокал». –Москва
- Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Журнал «Практика административной работы в школе», №4, 2004
- Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ /Ключ к успеху. Сборник №10, с. 277.
- Коркина М.В. Авторская программа «Материнская школа «Исток» для девочек-подростков»
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005
- Фролоф А.С. Программа «Праздники Детства» // Детский досуг, 2003, №2.
- Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. – Кострома, 1998.
- Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник, 1997, №1(4)
- Ганичев Ю.В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации, с. 76-83.
- Тихомирова В.Ю., Кузнецова Е.В. и др. Театрально-концертное объединение: современные подходы к работе педагога-организатора // Дополнительное образование, 2002, №5