ХОД УРОКА
I. Повторение изученного
1) В чем проявляется тепловое действие тока? При каких условиях оно наблюдается?
При прохождении тока по проводнику она нагревается и, удлинившись, слегка провисает. В электрических лампах тонкая вольфрамовая проволочка нагревается током до яркого свечения.
2) Почему при прохождении тока проводник нагревается?
– В проводнике при протекании тока происходит превращение электрической энергии во внутреннюю, и проводник нагревается.
3) Почему, когда по проводнику пропускают электрический ток, проводник удлиняется?
– При нагревании проводника увеличивается потенциальная энергия взаимодействия молекул тела; расстояние между молекулами возрастает, проводник удлиняется.
4) По какой формуле можно рассчитать кол-во теплоты, выделяемой проводником с током?
Q = I2RT
5) Как формулируется закон Джоуля-Ленца?
– Кол-во теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
6) Две проволоки одинаковой длины и сечения – железная и медная – соединены параллельно. В какой из них выделится наибольшее кол-во теплоты?
– Т.к. кол-во теплоты, выделяемое проводником,
зависит от сопротивления, а сопротивление
определяется удельным сопротивлением:
Проводники соединены параллельно, то U1 = U2
Q = , чем больше R1, тем меньше Q, следовательно, на
медном проводнике выделяется больше теплоты.
II. История и развитие электрического тока
История электрического освещения началась в 1870 году с изобретения лампы накаливания, в которой свет вырабатывался в результате поступления электрического тока. Самые первые осветительные приборы, работающие на электрическом токе, появились в начале 19 века, когда было открыто электричество. Эти лампы были достаточно неудобны, но, тем не менее, их использовали при освещении улиц.
И, наконец, 12 декабря 1876 года русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую «Электрическую свечу», в которой 2 угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводником электричества, накалявшего дугу, и служившую источником света. Лампа Яблочкова нашла широчайшее применение при освещении улиц крупных городов.
III. Потребители электрической энергии
Устройство лампы накаливания:
1) Спираль
2) Стеклянный баллон
3) Цоколь лампы
4) Основание цоколя
5) Пружинящий контакт патрона
Газоразрядная лампочка светиться под действием коротковолнового излучения.
VI. Формулы расчета стоимости электрической энергии
А = Pt
Стоимость = А(кВт*ч) х Тариф
А – работа тока
Р – мощность тока
t – время работы потребителя
V. КЛЛ – компактная люминесцентная лампа
Я рассчитал экономию израсходованной электроэнергии и стоимость её при использование КЛЛ в своей комнате:
W = 150 * 12 * 30 = 54 кВт ч – за месяц
Ст. = 54 * 2,81 = 151,74 (руб.) – оплата в месяц за лампу
накаливания
W = 20 * 12 * 30 = 7,2 кВт ч, если энергосберегающая лампа
Ст.= 7,2 * 2,81 = 20,23 (руб.) – оплата в месяц за
энергосберегающую лампу
Ст.= 151,74 – 20,23 = 131,51 (руб.)
Ст.= 131,51 * 2 = 263,02 (руб.) – экономия, так как в моей
комнате 2 КЛЛ
Таким образом, получается, что энергосберегающая компактная люминесцентная лампа, несмотря на высокую стоимость, экономичнее, чем дешевая лампа накаливания.
VI. Практическое исследование
P1 = 100Вт = 0,1кВт – лампа накаливания
P2 = 20Вт = 0,02 кВт – энергосберегающая лампа
За месяц (30 дней )
Ст1. = 0,1кВт*180 час*2,81 руб= 50,58 руб.
Ст2. = 0,02кВт*180час*2,81руб.=10,16 руб.
Экономия электроэнергии 18 кВт - 3,6кВт =14,4 кВт
За год
Ст 1. = 0,1 кВт * 2190 час * 2,81 руб. = 615,39 руб.
Ст 2. = 0,02 кВт * 2190 час * 2,81 руб. = 123,08 руб.
Экономия электроэнергии: 219 кВт – 43,8 кВт = 175 кВт
Затраты с учётом стоимости лампочек :с
энергосберегающей лампочкой экономия составила
492,3 руб.
VII. Энергосбережение – одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с экологическими проблемами.
23 ноября 2009 года президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал федеральный закон № 262-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Что проходит в нашей школе по энергосбережению?
– В нашем лицее используются энергосберегающие люминесцентные лампы. На классных часах проводятся краткий инструктаж по энергосбережению. Нагревательные приборы используются рационально.
Возможности энергосбережения в школе (лицее)
- Основные возможности энергосбережения зависящие от нас, учеников – это экономия электроэнергии и тепла
- Пользоваться электрическим светом, только по необходимости
- В кабинетах не «гонять» компьютер с утра до вечера
- Сохранять тепло помогает оклейка и утепление окон.
- Следить, чтобы двери и окна были плотно закрыты
- Открыть жалюзи в кабинетах иначе лампочки в кабинетах горят целый день
- В коридорах горит свет во время уроков
Возможности энергосбережения в своём доме
- Заменить лампы накаливания на современные энергосберегающие лампы
- Выключать неиспользуемые приборы из сети (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр)
- Стирать в стиральной машине при полной загрузки и правильно выбирать режим стирки
- Своевременно удалять из электрочайника накипь
- Не пересушивать бельё это даёт экономию при глажке
- Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе
- Ставить холодильник в самое прохладное место на кухне
- Использовать светлые шторы, обои
- Чаще мыть окна, на подоконники ставить небольшое количество цветов
- Не закрывать плотными шторами батареи отопления
VIII. Закрепление изученного материала
Обсудить решение нескольких задач:
- Спираль электрической плиты укоротили. Как измениться количество выделяемой в ней теплоты, если плитку включить в тоже напряжение.
- Какое количество теплоты выделится в течении часа в проводнике сопротивление 10 Ом при силе тока в 2 А?
- Определите количество теплоты которое дает электроприбор мощностью 2 кВт за 10 мин работы.
IX. Домашнее задание
§ 53, 54 учебника, вопросы к параграфу.
Выполнить задание из упр. 27