Цели.
- учить выполнять разметку, работать по шаблону,пользовать инструментами (линейка, ножницы);
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
- формировать уверенность в своих силах;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение и экономное использование материала, интерес к ручному труду; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Оборудование: мультимедийное устройство, музыкальный центр, запись музыки Чайковского «Времена года»,карта России, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, образец ёлочной игрушки «снегирь», плакат «Работа с ножницами».
ХОД УРОКА
I. Организация класса
(Приложение 1, слайд 1)
(Звучит музыка П.Чайковского «Времена года». Учитель загадывает загадку.)
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима).
– Зима – сказочное время года, но и самое
тяжёлое время.
– Кому особенно трудно переживать зиму? (диким
животным, птицам)
II. Сообщение темы.
(Приложение 1, слайд 2)
– Наш урок труда мы сегодня посвятим зимующим
птицам.
– Скажите, почему зимой птицам особенно тяжело?
(Приложение 1, слайд 3)
(Подготовленный ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой»)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
III. Основная часть
1. Загадки «Зимующие птицы»
(Приложение 1, слайды 4-10)
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Есть крушина, есть калина,
А в совхозе у овина
Cтынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей
Заскрипели, засвистели...
Все до ягодки поели. (Свиристель)Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом? (Клёст)Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий п........ь ямщик. (Поползень)Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик. (Сорока)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
Животиком
желтовата,
Черненькая
шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
– Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
– Как мы можем помочь нашим маленьким друзьям?
2. Чтение учителем
(Приложение 1, слайд 11)
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!Повесьте домик на суку!
Насыпьте крошки на снегу!
А то и манной кашки….
И оживут бедняжки!
3. Сообщение цели урока
(Приложение 1, слайд 12)
Цель нашего урока – своими руками изготовить игрушку на ёлку .
Тема урока «Зимующие птицы».
– Посмотрите, как можно своими руками
выполнить птицу.
– Мы изготовим игрушку «Снегирь».
(Учитель показывает заранее подготовленный образец игрушки «Снегирь»).
(Приложение 1, слайд 13)
(Ученик читает стихотворение.)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Это что за чудо? На берёзе
Яблоки поспели!
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится!
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
4. Анализ изделия
Снегирь размером немногим больше воробья.
Снегирь – обитатель таёжных лесов (показываю по
карте России место обитания снегирей). Их родина
там. У них родной дом от Сибири до Камчатки и
Японии. А у нас они лишь зимние гости.
Считается, что снегири одни из самых любимых птиц
в России.
Снегирь – птица солидная. Их называют
«рыцарями». Самцы, как бы ни были голодны, всегда
уступят лучшие гроздья рябины самке.
Самцы окрашены ярче, чем самочки. Нижняя часть
тела кирпично-розовая, спина – пепельно-серая;
верх головы, крылья и хвост блестяще-чёрные.
– Что потребуется для ёлочной игрушки «Снегирь»? (Цветной картон чёрного цвет; цветная бумага чёрного, красного, синего цветов; линейка, карандаш, клей)
5. Изготовление изделия
1) Повторение правил по технике безопасности.
(Плакат «Работа с ножницами).
Обращайтесь с ножницами,
Очень осторожно.
Резать кончиком нельзя,
Серединкой – можно.
Когда выполнишь работу,
Тут же ножницы закрой.
Чтобы до острых краешков,
Не коснулся, кто другой.
Если нужно инструмент,
Передать другому.
То колечки от себя,
Ты спокойно поверни.
И, за кончики держась
Ножницы ему верни.
2) Выполнение разметки деталей туловища, головы.
3) Изготовление деталей крыльев, хвоста и красной грудки с помощью шаблонов.
4) Вырезание деталей.
5) Сборка деталей с помощью клея.
IV. Итог урока
– Чем занимались на уроке? Что понравилось?
– Выставка готовых изделий под музыку П.Чайковского «Времена года».
– Оценка готовых игрушек.
V. Домашнее задание
Изготовьте дома кормушку и повесьте её около дома. Понаблюдайте за гостями вашей «столовой», свои наблюдения запишите. Они пригодятся нам для написания сочинения на уроке русского языка.
(Приложение 1, слайды 14-15)