Цели:
- Подвести детей к осознанию того, что дружбу нужно беречь, а если уж пришлось поссориться, то необходимо быстрее мириться, познакомить со способами примирения;
- Развивать общение, эмоциональную сферу детей, формировать общую сплоченность группы посредством игр.
- Учить детей взаимодействовать в парах, договариваться и организовывать общую деятельность с целью создания общего результата ( рисунка ).
Оборудование:
- Мячик;
- Акварельные краски, кисти, альбомные листы;
- Магнитофон, аудиокассеты.
Ход занятия
1 часть
- упражнение “Дождик”
- упражнение “Шум растет”
– Набежали тучки, и пошел дождик...Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще... Настоящий ливень!
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.
– Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру “Дождик”, но “разговаривать” будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Называется игра “Шум растет”. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: “Ш-ш-ш”. Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: “Ж-ж-ж”, и наконец Шумок превратился в настоящий Шум: “Ж-ж-ж-ж-ж!!!” Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
2 часть – дискуссия
– Ребята, мы с вами играли в игру “Дождик”. Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю. А одна капелька смогла бы это сделать?
– А один человек может прожить на свете?
– Что такое дружба?
– У всех людей в мире иногда бывают ситуации, когда они ссорятся со своими родными или друзьями. В этот момент им бывает очень грустно, обидно, иногда даже сердятся на других. Нужны ли ссоры?
– Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?
– А тот, с кем он поссорился?
– Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
– А что сделать, чтобы их стало меньше и они не были такими уж серьезными?
– А как можно помирить двух поссорившихся друзей?
Вспоминаются детские шуточные “мирилки”. Например, дети цепляют друг друга за полусогнутые мизинцы и говорят: “Мирись, мирись, мирись – и больше не дерись! А если будешь драться, то я начну кусаться!” ( объясняется шуточный характер “мирилки”).
– Послушайте стихотворение:
А из пальцев мой любимчик
Самый маленький – мизинчик!
Потому что если только
С кем поссорюсь невзначай,
Попрошу его тихонько:
“Поскорее, выручай!”
Кто обижен, кто обидчик –
Повернись друг к другу,
Подавай – сперва мизинчик,
А потом – всю руку.
– Мир, мир – навсегда,
– Будем вместе?
– Да-да-да!
– О чем рассказывается в стихотворении?
– Да, действительно, описывается еще одна
“мирилка”. Давайте ее запомним (повторяются
последние строчки с движениями руки).
3 часть – игра “Ругаемся овощами”
(Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей” – Ярославль, 1996 )
– Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их “приручить”. Как? А вот как!
– Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова – названия овощей. И вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только “овощи”.
Два ребенка разыгрывают сценку. Например:
– Капуста!
– Сам ты капуста зеленая!
– А ты огурец!
– А ты редиска!
– А ты – помидорище!
– Легко ли так ругаться? Что вы почувствовали?
– Возникла ли охота кричать и ссориться?
Игра повторяется несколько раз с разными участниками.
4 часть – игра “Ласковые слова”
– Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова.
– Давайте встанем в круг и по очереди будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он – своему и так – по кругу.
– Вам понравилось играть в эту игру?
– Какие слова были самыми приятными?
– Что труднее – произносить обидные слова или
приятные?
– А что приятнее слышать?
Обобщение ответов детей: друзья не должны ссориться, но если это случилось, то лучше вместо обидных слов сказать какое-то ласковое, и ссора может кончиться сама собой.
5 часть – рисунок на тему “Дружба двух цветов”
– Я хочу рассказать вам историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили-были на свете два цвета – желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.
Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.
– Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!
– Нет, самый важный я! Смотри – и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!
Вот так спорили – спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет .
Так родился зеленый цвет, а из него – трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава – все разноцветное!
А желтый и синий поняли, что были они не правы, что каждый из них хорош по-своему, и что если они будут дружить, появится зеленый цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись.
Вот и мы, ребята, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный – и посмотрим, чем их дружба нас порадует.
Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один цвет, о котором я только что говорила. После этого начнем раскрашивать лист – каждый со своей стороны. Цвета будут совсем разными, но чем ближе к серединке листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет должен соединится с цветом вашего партнера, вы должны подружить свои цвета, так чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет.
Обсуждение работ.
6 часть – релаксация “Тихое озеро”
– Сядьте в удобное положение. Вытянитесь и
расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте
меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы
находитесь возле тихого, прекрасного озера.
Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце
ярко светит, и это заставляет вас чувствовать
себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как
солнечные лучи согревают вас! Вы слышите щебет
птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно
спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен.
Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны
и неподвижны, как это тихое утро. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду,
мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и
приятные ощущения не покинут нас в течение всего
дня.