Урок физики в 8-м классе "Источники света. Распространение света"

Разделы: Физика


Цели:

  • Сформировать знания учащихся  об оптических явлениях.
  • Показать, что свет важнейший фактор жизни на Земле.
  •  Сформировать знания учащихся  об источнике света. Раскрыть понятие точечного источника света.
  • Рассмотреть законы прямолинейного распространения света.
  • Показать связь физики с музыкой, поэзией, живописью.

Оборудование:

  1. Различные источники света: свеча, светильники, елочная гирлянда.
  2. Оборудование для опыта по получению тени и полутени.
  3. Оборудование для демонстрации слайдов.

План урока:

Этап

Время

Методы и приемы

1. Мотивационный этап. Актуализация знаний и умений.
2. Введение новых знаний.
3. Закрепление.
4. Рефлексия.
10 мин.
20 мин.
7 мин.
3 мин.
Беседа. Просмотр слайдов
Рассказ учителя. Показ слайдов.
Беседа
Обсуждение.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап

Актуализация знаний и действий. Подготовка к восприятию нового материала.

 
Ученик включает и выключает лампу. Что ты делаешь?
Ты включаешь лампу, и горит свет. А знаешь ли ты что такое свет?  Свет, светло, светлый человек, светлый образ,…Что означают эти слова? Откуда берется свет? Давайте выясним это.  Тема урока: «Свет источники света».  Какую цель мы поставим сегодня на уроке
Играю.

Учащиеся дают различные варианты, что такое свет.
Записывают тему урока.
Выяснить, что такое свет. Откуда он идет. Каково его значение для человека. Свойства света.

2. Введение новых знаний

Мир световых явлений ярок и разнообразен. Каждый человек воспринимает этот мир по-своему. Ученые считают, что свет это лучистая энергия, поступающая в глаз. Иначе думают люди искусства.
Звучит  «Лунная соната» (Приложение, слайд 1).
Для композитора это музыка полная печали, любви. Для поэта Луна багряная, печальная, висит вдали. Для астронома спутник Земли. Луна светит отраженным светом. Огромным отражателем света является океан, реки, озера, снежный покров.
(Приложение, слайд 2). Восход солнца.  Как красочно описывают поэты  восход солнца. Что для нас солнце?
Таким образом, чтобы свет был нужен источник света. (Приложение, слайды 3-6)
Но мы видим не только источники света, но и такие предметы, как ручку, парту и др. Когда мы их видим? Верно. Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, отражается от него и попадает к нам в глаз.
Источники света имеют разные размеры. Мы будем пользоваться понятием точечный источник света. (Приложение, слайд 7)
Свет от источника распространяется по всем направлениям в виде светового луча. Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. Посмотрите примеры.  Луч маяка, луч фонаря, солнечный луч.  Проведем опыт. Закройте свет от лампы книгой. Источник света мы невидим. Почему? Объясняется это тем, что  свет распространяется прямолинейно.
Этот факт установил еще Евклид (300 лет до н.э.)
Прямолинейное распространение света в однородной среде объясняется образование тени и полутени. Посмотрим опыт по рис. 120 и 121 учебника. Дадим определение тени. Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника. Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника. Посмотрите на слайде 8. (Приложение) Образованием тени объясняются Солнечные и Лунные затмения,  смотрим слайды 9-11,
Проведем физический эксперимент. Обнаружение тени и полутени.
Приборы и материалы: источник сета, экран, разные предметы.
Задание: настройте источник света и поместите между экраном и источником света какой-нибудь предмет. Получите на экране четкую тень и полутень. Зарисуйте увиденное. Сделайте вывод.
Закройте глаза. Что я делаю? Вы, закрыв глаза, не можете точно сказать, что у меня в руках и что я делаю. 90 % информации человек получает благодаря зрению. Посмотрите слайды, как красивы пейзажи. (Приложение, слайд 12-14). Только благодаря зрению мы видим эту красоту. Чтобы лучше изучить природу человек создал оптические приборы: телескоп, микроскоп, фотоаппарат. Значение света в жизни человека очень велико. Все рождается и живет под властью света и тепла.   Многие из вас видели светящиеся циферблаты часов, приборов. Такой свет называется люминесцентным. В природе встречаются жучки-светлячки, которые светятся в темноте, встречаются светящиеся рыбы. (Приложение, слайд 15)
История создания искусственного освещения очень разнообразна. Первые источники света: факел, пучок лучины, лампа, свеча.
В 70 годах 19 века П.Н. Яблочков изобрел лампу с электрической дугой. В 1870 году А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. Долгие годы прошли прежде, чем лампа накаливания стала похожа на современную лампочку. (Приложение, слайд 16) Таким образом, существует много различных источников света. Составим таблицу. (Приложение, слайд 17)
Закончить эту часть нашего урока я хочу словами «Ученье – свет, неученье тьма»

 

 

 

Свет и тепло.
Источник света

Учащиеся составляют таблицу.

Когда они освещены.

 

 

 

Записывают в тетради.

Учащиеся предлагают разные варианта.

Записывают в тетради.

Учащиеся работают в тетради.
Делают вывод

Учащиеся составляют таблицу.

3. Закрепление
  1. Что такое свет?
  2. Что называется источником света?
  3. Какие источники света вы знаете?
  4. Какое значение имеет свет в жизни человека?
  5. Что общего во взгляде на световые явления у людей искусства и ученых. В чем различие?
  6. Что такое точечный источник света?
 

Дети дают варианты ответов.

4. Рефлексия

Тихо звучит музыка. Что вам показалось трудно на уроке? Что был не понятно?  Музыка дает полное представление о свете? А поэтические образы?
Мнение, что наука и поэзия противоположны друг другу заблуждение. Художник не может произвести истинно художественной работы, не понимая законов представленных им явлений. Г. Спенсер.
Научное познание и поэтическое, музыкальное восприятие мира идут рядом; вместе они дополняют друг друга и обогащают нас. Свет – великий художник. Это он заставляет таинственно светиться море в полночь. Послушайте аккорды Бетховена «Лунной сонаты». Хочется сказать, красота спасет мир!

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение.

Домашнее задание: § 62. Найти пословицы, поговорки о различных источниках света. Записывают домашнее задание.

Список литературы:

  1. А.В. Перышкин Физика 8 М. «Дрофа» 2004.
  2. А.И. Семке. Занимательные материалы к урокам. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2006.
  3. А.В. Перышкин. В.П. Чемакин. Факультативный курс физики 8.М. «Просвещение» 2000.
  4. С. Есенин. Собрание сочинений в 2 томах. М. «Советская Россия» 1990.
  5. Русские поэты 19 века: Первая половина. / Сост. М.С. Вуколова. М. «Просвещение». 1991.