В рамках традиционной школьной программы по
литературе для изучения на уроках внеклассного
чтения в старших классах предлагались, как
правило, следующие произведения А. И. Куприна :
«Поединок», «Гамбринус», « Суламифь», «
Гранатовый браслет», «Листригоны», «Изумруд».
Повесть А.И. Куприна «Молох» в программу уроков
внеклассного чтения почти никогда не включалась.
Автору данной работы именно повесть «Молох»
представляется произведением, способным
всколыхнуть интерес в среде старшеклассников к
творчеству А.И. Куприна в условиях российской
действительности. Не секрет, что нынешние
старшеклассники живут в эпоху такой общественно
политической формации, для которой у современных
историков и политологов нет даже точного
определения. Одни склоняются к тому, чтобы
обозначить современный исторический отрезок как
дикий капитализм, другие – как феодальный
капитализм, третьи – как, опять же дикий,
пост-социализм. Одно бесспорно, современные
старшеклассники живут в эпоху первоначального
накопления капитала, а точнее , в эпоху
первоначального пост-социалистического
разграбления общественного капитала.
Негативные черты и явления, свойственные периоду
классического первоначального накопления
капитала, описанному в «Молохе» А.И. Куприна, без
труда угадываются и в нашем времени, времени
дикого накопления капитала, накопления через
разграбление.
Цели:
- Обучающие: познакомить с историей создания повести «Молохо», проанализировать повесть А.И. Куприна со стороны содержания и художественных особенностей;
- Развивающие: продолжить работу над развитием диалогической и монологической речи учащихся, отработать навыки анализа художественного произведения, развитие внимания к художественному слову, развитие понятий морали, нравственной чистоты, культуры;
- Воспитательные: воспитание читательской культуры, литературного вкуса, формирование отдельных личностных качеств: достоинство, честь, порядочность, освещение вопроса пагубного влияния наркотиков на физическое и психологическое состояние человека.
Оборудование: запись на доске, тексты художественного произведения, протрет А.И. Куприна, иллюстрации А. Тамбовкина.
ХОД УРОКА
I. Слово об авторе и истории создания повести
Работа Куприна над «Молохом» – образец
удивительного трудолюбия. Он сидел над рукописью
по четырнадцать часов подряд. Не спал ночи. С
бесконечным терпением переписывал каждую
строку, каждую страницу. А читателям казалось,
будто автору все далось очень легко : и внешняя
простота, и напряженное действие, и изящество
формы, Как добивался он этого, как понимал
своё призвание?
В основу повести легли впечатления, полученные
писателем во время поездки весной и летом 1896 года
по Донбассу, где он знакомится с
рельсопрокатными и сталелитейными
промышленными предприятиями. Куприн поступил
работать на один из заводов Донбасского бассейна
заведующим учета кузницы и столярной мастерской
на заводе в Волынцеве. Впечатления, полученные
Куприным в ходе работы на заводе, писатель
отразил в очерках: « Юзовский завод», «
Рельсопрокатный завод».
Помимо того факта, что для написания повести А.И.
Куприн лично изучал производство, о котором
писал, о том, как трепетно он относится к вопросам
художественного мастерства свидетельствуют и
его высказывания: « Если хочешь что-нибудь
изобразить...сначала представь себе это
совершенно ясно, цвет запах, вкус, положение
фигуры, выражение лица, Никогда не пиши: «какой-то
странный цвет» или « он как-то неловко
вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты
его видишь. Изобрази позу или голое
совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел
и слышал читатель. Найди образные, незатасканные
слова, лучше всего неожиданные...»
II. Беседа-опрос
Вопрос учителя: Прежде, чем обратимся к тексту повести, попробуем прояснить смысл заглавия, Кто такой Молох.
Ответ: Молох – бог огня и войны в религии древних финикийцев, для умилостивления которого сжигали детей.
Вопрос учителя: «Встречаем ли мы такого персонажа в повести?»
Ответ: Нет.
Вопрос: «Почему же повесть носит такое заглавие? Кому или чему дает Куприн имя кровожадного божества?»
Ответ: Под Молохом Куприн подразумевает гигантское промышленное предприятие, работа на котором трудна, опасна, и вытягивает из человека жизнь, и в целом новый буржуазный уклад жизни, пожирающий обычного человека. В повести есть и прямые сравнения одного из героев, крупного дельца Квашнина, с Молохом, с идолом, божеством (стр. 77).
Вопрос: «Почему Квашнина сравнивают с Молохом?»
Дается характеристика Квашнину.
Варианты:
1) Индивидуальные заранее подготовленные сообщения
2) В ходе коллективного обсуждения по вопросам:
- Кто такой Квашнин?
- Как он появляется на страницах повести?
- Что известно о нем до его приезда?
- Каким представляется он Боброву:
- Как к нему относятся в семье Зиненко?
- Как Куприн создает этот образ?
- Обратить внимание на гротеск в изображении героя, сравнения, эпитеты, метафоры.
- Квашнин в сцене бабьего бунта.
- Квашнин на пикнике.
- Рассмотреть иллюстрации Тамбовкина.
III. Характеристика центрального героя А.И. Боброва
План характеристики.
- Знакомство с героем.
- Его отношения к Нине Зиненко. Работа с иллюстрациями.
- Его взаимоотношения с семьей Зиненко.
- Завод в жизни Боброва.
- Бобров и Свежевский. Сравнительная характеристика.
- Бобров и Квашнин. Нравственное противостояние.
- Доктор Голдберг и Бобров.
- Сцена на пикнике.
- Попытка взорвать котлы на заводе.
- Возврат к морфию
IV. Характеристика конфликта повести
Своеобразие, острота.
Роль любовной интриги в развитии конфликта в
повести.
V. Подведение итогов, систематизация, вывод.
VI. Домашнее задание: подготовить полный развернутый ответ на вопрос: «Любовь Боброва к Нине Зиненко – благо или наказание?»