Урок по теме "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные:
    • отработать и закрепить умения и навыки работы с координатной прямой;
    • показать, как с помощью координатной прямой построить точку, соответствующему любому положительному или отрицательному числу;
    • проверить знания и умения учащихся по уже изученному материалу.
  • Воспитательные:
    • воспитание внимания, критичности и строгости мышления, самоконтроля.
  • Развивающие:
    • развитие логики мышления, умения анализировать, развитие алгоритмического мышления.

Раздаточный материал:  напечатанные карточки с устным заданием; карточки с заданиями для индивидуальной работы  у доски;

Оборудование: чертёжный инструмент (линейка, треугольник), раздаточный материал (Приложения 1, 2).

Оформление доски на начало урока:

3.02.2010.
Д/з:
П.26
№ 921
№ 922
№ 923
Классная работа.                              число
Координаты на прямой.
 

№ 899
№ 900
№ 902
№ 896
№ 897

Структура урока:

№ этапа Название этапа Время мин. Форма проведения
1 Организационный момент 2-3  
2 Водно-мотивационный этап 1-2 Беседа, монолог
3 Устный счёт 12-14 Диалог, беседа,
4 Повторение темы 11-13 Беседа
Повторение новой темы
5 Физкультминутка 3-4  
6 Решение задач 12-15 Ученики решают задачи с помощью учителя
7 Подведение итогов, задание на дом. 1-3 Учитель у доски

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Домашнее задание: п.26 № 921, № 922, № 923

II. Вводно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовка класса к уроку, мотивация для изучения новой темы.

Учитель:  Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами начинаем изучение, а точнее повторение и обобщение темы «Координаты  на  прямой».
Девиз сегодняшнего урока  «Учиться надо весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Слова Анатоля  Франса. Как вы понимаете эту фразу?
Сегодня на уроке мы должны с вами закрепить тему, которую начали на прошлом уроке, выявить все непонятные моменты, разрешить их.

Ученики:  Высказывают своё мнение, рассуждают.

III. Устный счёт

Дополнительное оформление прилагается в Приложении 1, 2.

Учитель перед началом работы, вызывает к доске 2-3 человек, которые работаю за закрытой доской, задания им даны на заранее приготовленных карточках. Все остальные работают устно по сопроводительным карточкам (Приложение 2). Когда устная работа класса подходит к заданию 6), его начинают проверять все вместе на доске. Окажется, что данное задание выполняли те дети, которые были вызваны к доске ранее. При выставлении оценки за работу у доски, сначала себя оценивает сам  ученик, затем высказываются все остальные, учитель корректирует окончательную оценку (если это потребуется).

Учитель в процессе выполнения устных заданий задаёт вопросы, например:

– Скажите определение пропорции?
– Прочитайте основное свойство пропорции?
– Как найти неизвестные члены пропорции (крайний, средний)?
– Что значит решить пропорцию?
– Что такое координатная прямая?
– Что называют координатой точки на прямой?
– Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных:    а) слева от начала координат; б) справа от начала координат?
– Какую координату имеет начало координат?
– Какими числами  обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных:  а) выше начала координат; б) ниже начала координат?

(Решение: 6) С (–5); N (–3);  А (–1,5);  F (2);   D (4);  В (5,5), обратить внимание учеников  на качество записи)

Учитель:    Итак, мы вспомнили основные понятия и определения. Далее, мы с вами поработаем письменно и будем решать задачи данных понятий. Открываем тетради и записываем число и тему урока.

IV. Повторение темы

Цели: вспомнить с учащимися основные правила построение и нанесения координат на координатной прямой. 

№ 895

Ученики вместе с учителем работаю с номером  и отвечают на текущие вопросы.

V. Физкультминутка

Игра: Учитель называет числа, ученики должны правильно среагировать. Если названо:

положительное число – ученик сидит;
отрицательное число – ученик встаёт;
положительная дробь – ученик должен встать и хлопнуть в ладоши;
отрицательная дробь – ученик должен сесть и хлопнуть в ладоши.

Примерная последовательность названных чисел: –8; 12; –32; 1,2; –80; 1/2; –3/8; 5; –7,1; 15; –9,3; –2/7; –8/7; –9/15;–65/36 … (похлопали себе в ладоши).

VI. Решение задач

Цели: обобщение и систематизация ЗУН учащихся.

Учитель:  К нам сегодня на урок пришли сказочные рассказчицы, которые приготовили для нас очередную интересную сказку.

Выходят девочки, которые заранее приготовили выступление и рассказываю мини-сказку с целью обобщения и закрепления данной темы в несколько не стандартной форме (сказка).  Рассказ сопровождается творческим оформление доски.

Примерный текст сказки:

Сказка «Координатная прямая»

Где-то есть страна МАТЕМАТИКА. В этой стране живут числа: Положительный, Отрицательные и Нуль. Однажды приползла к ним прямая и сказала:
– Помогите, пожалуйста, мне приподняться, сама я не могу этого сделать, боюсь переломиться.
Числа не отказались помочь. Положительные числа встали и приподняли Прямую справа, а Отрицательные – слева. Всё бы хорошо, но Прямая чуть не переломилась, не хватило одного числа. Выручил НОЛЬ: он быстро подбежал и встал между Отрицательными и Положительными числами.
Прямая приподнялась, но упала и придавила числа. Они так и не смогли  выбраться и остались там навсегда. Ноль стали называть началом отсчёта, а саму Прямую – числовой или координатной прямой.

Учитель: Продолжим работать в тетрадях.

№899 на доске  и в тетрадях
№ 900 самостоятельно
№ 902 устно
Выявили закономерность, что на горизонтальной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.
№ 896 на доске  и в тетрадях
№897 на доске  и в тетрадях

Ученики вместе с учителем смотрят на доску, работают и отвечают на вопросы.

VII. Подведение итогов

Цели: объявить отметки за работу на уроке; обобщить и систематизировать определения разобранные на уроке; самоанализ работы на уроке.