В настоящее время происходит процесс становления информационного общества, в котором знания становятся главным товаром и главным продуктом производства. В таких условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных источников. В современном информационном обществе многие профессии требуют уверенных навыков работы на персональном компьютере с базами данных и знания таких программ как базы данных в системах: Visual FoxPro – это программная среда, созданная для управления данными – каталогизации, поддержки и обработки информации. Microsoft SQL Server - одна из наиболее мощных систем работы с базами данных в архитектуре "клиент-сервер".
Система Microsoft Access является одним из основных компонентов Microsoft Office и предназначена для работы с реляционными базами данных. Особенность данной СУБД: вся информация базы данных хранится в одном файле (*.mdb). Кроме информации таблиц, в этом же файле сохраняются компоненты приложения для работы с базой данных - экранные формы, отчеты, запросы, программные модули. Эти умения приобретаются и развиваются в процессе освоения технологий хранения и поиска информации и информационных систем, использующих эти технологии. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных (СУБД)», в процессе изучения, которого у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области. Однако базовый курс информатики в силу ограниченности своего объема недостаточно освещает вопросы технологий систематизации, хранения и поиска информации, применения баз данных к решению практических задач из различных предметных областей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью школьников. Школы сегодняшнего дня призваны не только формировать знания, но и способствовать саморазвитию и самореализации учащихся в процессе овладения знаниями. Этим задачам отвечает личностно-ориентированная модель обучения, которая нашла отражение в создании новой методологической системы дифференцированного обучения учащихся, в частности профильной дифференциации БД – это прикладная область информатики. Профильный элективный курс «Базы данных MS Office Access» дополняет содержание курса информатики, таким образом, курс информатики становится углубленным. Элективный курс «База данных MS Office Access» развивает содержание учебной линии – линии информационных технологий, и дает возможность получить дополнительную подготовку по предмету на профильном уровне. Элективный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов школьников в областях деятельности человека.
Цели курса:
- Систематизирование и углубление знаний учащихся по организации СУБД и формирование готовности обучаемых к использованию СУБД в своей учебной и будущей профессиональной деятельности
Задачи курса:
- Сформировать умения:
- создавать структуру БД,
- связывать таблицы БД,
- создавать запросы,
- создавать отчёты,
- создавать формы,различной степени сложности.
- Углубление, обобщение и систематизация знаний по СУБД.
- Развитие творческих способностей при решении нестандартных задач;
- Социальная адаптация учащихся к жизни в обществе.
Курс осуществляет:
Систематизацию и углубление знаний в области офисных возможностей современной компьютерной техники, а именно, СУБД Microsoft Access; ориентацию на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного промышленного производства; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Учащиеся получают дополнительные знания и умения при работе с офисной программой СУБД Microsoft Access. Основная форма аттестации учащихся проводится в форме практических работ по изучаемым темам. Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для всех современных профессий, оперирующих базами данных. Кроме этого данный курс позволяет подготовить учащихся к дальнейшему обучению в вузе или профессиональной деятельности связанных с применением СУБД. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и будет особенно полезна тем учащимся, кто собирается в дальнейшем выбрать профессию, связанную с применением СУБД.
По окончании данного курса учащиеся
Должны знать:
- Основные возможности современной компьютерной техники и перспективы ее развития в сфере баз данных, классификацию баз данных.
- Назначение и функции систем управления базами данных.
- Основные понятия и методы организации БД и манипулирование ими.
Должны уметь:
- Приводить примеры информационных моделей реальных объектов и процессов.
- Уметь создавать общую структуру организации информационных систем.
- Решать поисковые и статистические задачи средствами Microsoft Access (создавать запросы и отчёты различной степени сложности).
В процессе выполнения проекта формируется:
- умение правильно организовать работу своей группы (распределение ролей-обязанностей в группе, составление плана работы над проектом),
- практическая направленность деятельности (учащиеся, работая над проектом, моделируют реальную жизненную ситуацию),
- развитие коммуникативных навыков (умение договариваться между собой по разным вопросам, умение сотрудничать, аргументировано обосновывать свои предложения, взаимообучение),
- получение готового, совместно созданного продукта.
Содержание элективного курса
Раздел 1. Принципы организации БД
Тема .1. Базы данных: общие понятия. Назначение приложения MS Access 2007
Общие понятия: БД. СУБД. Структура БД. Способы представления БД. (Модели БД. Реляционная БД. Иерархическая БД. Сетевые БД). Распределённые БД. Технология «клиент-сервер». СУБД (Прикладные СУБД. Инструментальные БД). Операции, производимые с БД (Создание структуры БД. Ввод и редактирование данных. Хранение и передача данных. Преобразование данных. Поиск данных. Оформление результатов поиска.)
Раздел 2. Технология создания и использования БД
Тема 1. Реляционные (табличные) структуры БД. СУБД.
Поля, записи. Структура базы данных. Первичный (главный) ключ. Объекты базы данных. Ввод данных в таблицу. Свойства полей таблиц. Типы данных.
Тема 2. Технология создания БД. Типы данных полей и их свойства, используемые в БД.
Типы данных: особенности, свойства. Конструирование баз данных. Технология создания таблиц в режиме конструктора. Задание ключевого поля. Сортировка записей таблицы. Удаление, восстановление и редактирование записей. Построитель выражений.
Тема 3. Технология создания таблицы путём ввода данных. Маски.
Создание таблиц в режиме мастера. Копирование данных из одной таблицы в другую. Установка значений по умолчанию. Маски как средство ограничения ввода данных в таблицы. Создание почтовых наклеек.
Тема 4. Запросы как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы.
Общие сведения о запросах. Запросы на поиск повторяющихся записей. Запросы на добавление и создание таблиц. Технология конструирования запросов. Создание запроса в режиме конструктора и режиме мастера. Создание нормализованной (многотабличной) БД.
Тема 5. Подстановки как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы.
Технология создания подстановок. Мастер подстановок.
Тема 6. Формы как средство повышение комфортности ввода данных.
Технология создания форм. Создание форм в режиме автоформ и режиме мастера форм. Элементарное редактирование автоформ в режиме конструктора. Операции над объектами формы. Создание форм в режиме конструктора. Работа с полями. Работа с инструментами панели элементов. Создание кнопочных форм.
Тема 7. Запросы и фильтры как средства отбора нужной информации
Технология создания различных запросов (запросы на выборку, простые запросы, построение сложных выражений в построителе выражений, запросы на групповые операции, запросы с параметрами). Технология создания различных фильтров. Расширенный фильтр.
Тема 8. Отчёт как средство вывода информации из базы данных.
Технология создания автоотчётов, с использованием мастера отчётов, в режиме конструктора. Сортировка и группировка данных при составлении отчёта.
Раздел 3. Выполнение и защита проекта
В течение 2-х занятий учащиеся в группе выполняют проект на выбранную тему (тематика школьная). Темы на выбор: Кадры. Учащиеся. Библиотека.
На последнем занятии защита проекта
Методические рекомендации по изучению курса
«Базы данных MS Office Access»
Занятия данного курса рекомендуется проводить в форме лекций, практических занятий, коллективного творчества. Начать изучение раздела следует с обсуждения вопроса о сущности информационных систем и их использовании во всех сферах деятельности. Следует уделить внимание таким аспектам, как структура систем, актуальность их защиты, а также правовым аспектам их создания и применения. Лучше начинать работу в СУБД MS Access с простого задания по созданию основных объектов базы с помощью Мастера на основе шаблона. Выполнение такого задания на первом же практическом занятии позволит сформировать представление о базе данных как о системе взаимосвязанных объектов (таблиц, форм, отчетов и т. д.) и познакомит учащихся с особенностями ввода данных в готовые таблицы и формы. Каждая следующая учебная единица базируется на уже освоенных приемах работы и предполагает их развитие, преемственность в приобретении новых приемов. В практическом задании за основу может быть взят результат выполнения задания предыдущей практической работы. Например, практическая работа "Вставка объектов в поле объекта OLE, создание форм с помощью Мастера и работа в режиме Конструктора форм" строится на основе результата предыдущей работы "Создание основного объекта базы — таблицы путем ввода данных (в режиме таблицы) и выбор формата полей (в режиме Конструктора)". Это экономит время урока и одновременно позволяет продолжить знакомство с форматами данных и режимом Конструктора для разных объектов базы. Переход от таблиц к формам происходит естественно, поскольку обусловлен тем, что графические объекты в таблицах не отображаются и для просмотра всех данных необходимо создать форму. Логично продолжить знакомство с режимом Конструктора форм практической работой по созданию элементов управления. Приобретя навыки создания таблицы и формы, ученики могут перейти к созданию баз, состоящих из нескольких таблиц и форм, к созданию Главной кнопочной формы, объединяющей все формы базы и выполняющей функцию удобной заставки-оглавления базы. Для базы, состоящей из нескольких таблиц, закономерно возникает проблема связей между таблицами. И это является темой следующей практической работы.Использование рекомендаций, выработанных в процессе создания элективного курса "БД" позволит активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на занятиях, усилить самостоятельность обучаемых. Изучение данного курса способствует достижению следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий, а именно в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В курсе излагаются основные понятия и методы организации реляционных баз данных и манипулирования ими, а также описываются базовые подходы к проектированию реляционных баз данных. Вводится понятие реляционной модели данных, обсуждаются структурная, манипуляционная и целостная составляющие модели. Обсуждаются важные аспекты теории баз данных, связанные с функциональными зависимостями. Описываются процесс проектирования реляционных баз данных на основе принципов нормализации. Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется по результатам устного опроса, выполнения учащимися практических заданий, самостоятельных работ, тестов и кроссвордов.
Итоговый контроль осуществляется разработками учащимися самостоятельных проектов в среде Microsoft Access по заданной тематике
Техническое оснащение курса: персональные компьютеры, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (на компьютере и на бумаге)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Всего час | В том числе | Форма контроля |
|
лекция | практика | ||||
1 | Раздел 1. Принципы организации БД | 1 | 1 | — | |
Тема .1. Базы данных: общие понятия. Назначение приложения MS Access 2007 | 1 | 1 | — | Устный опрос Решение практических заданий |
|
2 | Раздел 2. Технология создания и использования БД | 13 | 3 | 10 | |
Тема 1. Реляционные (табличные ) структуры БД. СУБД. | 1 | 0,25 | 0,75 | Устный опрос Решение практических заданий |
|
Тема 2. Технология создания БД. Типы данных полей и их свойства, используемые в БД. | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая работа БД Дети, Абитуриент |
|
Тема 3. Технология создания таблицы путём ввода данных. Маски | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая работа БД Дети, Ученик |
|
Тема 4. Запросы как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа БД Дети | |
Тема 5. Подстановки как одно из средств автоматизации ввода данных в таблицы. | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая работа БД Дети |
|
Тема 6. Формы как средство повышение комфортности ввода данных. | 3 | 0,75 | 2,25 | Практическая работа БД Дети, Абитуриент |
|
Тема 7. Запросы и фильтры как средства отбора нужной информации. | 2 | 0,5 | 1,5 | Итоговая Практическая работа БД Дети, Видеотека |
|
Тема 8. Отчёт как средство вывода информации из базы данных. | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая работа БД Дети |
|
Контроль знаний | 1 | — | 1 | Тестирование Кроссворд |
|
3 | Раздел 3. Выполнение и защита проекта | 3 | — | 3 | |
Выполнение проекта | 2 | — | 2 | БД Кадры БД Учащиеся БД Библиотека |
|
Защита проекта | 1 | — | 1 | Защита проекта | |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Учебный план
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
лекция | практика | ||
Принципы организации БД | 1 | 1 | - |
Технология создания и использования БД | 13 | 3 | 10 |
Выполнение и защита проекта | 3 | - | 3 |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список литературы (основной)
- И. Семакин, Е. Хеннер Информатика. Задачник — практикум.
М. Лаборатория Базовых Знаний 2000. - В.А. Каймин, Б.С. Касаев Информатика: практикум на ЭВМ
М. ИНФРА-М 2001. - Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал. Учредители: Российская Академия образования, Издательство “Образование и Информатика”. Использованы сл. №№ 6-2006, 2-2003, 3-2003, 9-2002, 12-2002, 1-2010, 2-2010
- Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование». Использовала следующие №№1-2008, 2-2008, 3-2009
Список литературы (дополнительный)
- Блюттман К. Access. Трюки: Оригинальные решения задач по обработке данных. СПб.: Питер, 2006.
- Гандерлой М. Харкинз С. Моя первая книга о Microsoft Office Access 2003. М.: Эксмо-Пресс, 2005.
- Дженнингс Р. Использование Microsoft Office Access 2003; Специальное издание. М.: Вильямс, 2005
- Кузин А.В. Левонисова С.В. Базы данных: Учеб. Пособие для студ. Высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2005
- Мак-Федрис П. Формы, отчёты и запросы в Microsoft Office Access 2003. М.: Вильямс, 2005.
Список интернет-ресурсов
- http://www.informatik.kz/pplany_access.htm#1 Поурочные планы по MS Access
- http://school-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы
- http://www.metod-kopilka.ru/page-2-3-1-6.html Методическая копилка учителя информатики
- http://klyaksa.net/htm/download/index.htm Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках