Цель: Выработать алгоритм решения систем уравнения с использованием метода подстановки. Научить учащихся этим методом пользоваться.
Ход урока.
1. Объявляется тема урока «Решение систем уравнений».
Ставится цель урока (слайд№1)
Цель урока:
Закрепить понятие решения системы уравнений;
Закрепить умение выражать одну переменную через другую;
Закрепить умение решать системы уравнений способом подстановки;
Выработать правило подхода к решению систем уравнений способом подстановки.
Учащиеся по очереди читают вслух поставленные цели. Они понимают, чего они должны достичь в конце урока.
а) х+7=4у2; (1)
б)х2+у2=0; (2)
в) х-у-1,2=0; (1)
г) х5-5х4у2+х2у=0; (6)
д) х(1-у)=4; (2)
е)(х2-2у2)2=5у; (4)
ж) 7х8-12ху+у=7х2(х2+1) (8)
При этом проговаривается правило определения степени уравнения.
II.Является ли пара чисел (х;у) решением уравнения?(слайд №3)
|
(1;-2) (-4; 1) (-1;-2) (2; 3) |
2∙1+3∙(-2)=-4 (и) -4+5∙1=1 (и) 2∙(-1)-5∙(-2)=8 (и) 3∙2-4∙3=-4 (л) |
Вывод: в первых трёх примерах пары чисел (х;у) являются решением уравнения. Четвёртая пара решением уравнения не является.
Проверяется определение: «пара (х;у) является решением уравнения, если она обращает уравнение в истинное равенство»
III. Вычислить: (слайд№4)
а) 2х-3
х=2; -3; 5; -2; -1; 0
Ответы: 1; -9; -7; -5; -3.
б) 1-4х
х=2; -3; 5; -2; -1; 0
Ответы: -7; 13; -19; 9; 5; 1.
IV. Выразить одну переменную через другую. (слайд№5)
х+2у=7;
При выполнении этой работы необходимо выяснить, что выразить одну переменную через другую можно всегда, но для удобства вычислений необходимо научиться выбирать более простую форму. (Лучше работать с целым выражением, а не с дробным)
3.Мы пришли к теме урока. Теперь нам понятно, что решение систем уравнений способом подстановки сводится к решению одного уравнения с одной переменной. Для этого необходимо: (слайд№ 6)
- Выписать уравнение, из которого легче сделать подстановку.
- Выразить одну переменную через другую.
- Сделать подстановку в другое уравнение.
- Решить получившееся уравнение.
- Найти значения другой переменной.
Записать ответ.
Выводы делают сами учащиеся, постепенно грамотно оформляя свою мысль.
4.Теперь начинается закрепление материала.
Решаем №244 ( С комментированием)
Выставляются оценки за работу учащихся за время урока.
5. слайд№7 Проводится анализ урока. Учащиеся по очереди читают цели, которые ставились перед ними в начале урока. Каждый контролирует свою степень усвоения материала.
6. Даётся домашнее задание (слайд№8)