Цели урока.
Обобщить и систематизировать знания о степной зоне.
Уточнить и расширить представления учащихся о лесе.
Формировать умение работать с картой природных зон.
Воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе.
Ход урока.
Ученики на уроке работают в группах.
1. Организационный момент.
Дежурные синоптики
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
Декабрь
И вот декабрь, он белой стужей дышит,
И дома запирается медведь.
И на дверях мохнатой лапой пишет:
«Я в зимней спячке. Просьба не шуметь».
Теперь уместен снег, и даже очень.
Кружат снежинки, бабочкам под стать.
Всё кутаются. Заяц озабочен:
«Теперь бы лыжи хорошо достать!»
Сводка о погоде
2. Обобщение изученного.
- С давних пор на Руси устраивали ярмарки – большой торг с увеселениями, развлечениями. И происходило это регулярно. Что самое главное – в одном и том же месте и в одно и тоже время. Традиция проводить красочные богатые ярмарки сохранилась и до наших времён. Сегодня у нас «Интеллектуальная ярмарка». У вас «приглашение» на ярмарку по городам – тест по теме, которую вы должны определить, разгадав ключевое слово кроссворда («Степь»).
На разных континентах эта природная зона имеет разные названия:
3. в Северной Америке – прерии;
4. в Южной Америке – пампасы;
5. в тропиках – льянос;
1. Аналогом южноамериканских льянос в Африке и в Австралии является саванна;
2. В Новой Зеландии эта зона называется туссоки.
Ключевое слово кроссворда «Степь».
Заполните тест, выбирая верное утверждение.
1. Степь это…
- это небольшая равнина, покрытая лесом;
- бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
2. Климат в степи:
- жаркий и влажный;
- жаркий и сухой.
3. Зона степей расположена:
- в тропическом поясе;
- умеренном поясе.
4. Почвы в степи:
- глинозём;
- чернозём.
5. Растения в степи бывают:
- раннецветущие;
- многолетние;
- засухоустойчивые.
6. Выбери только животных степей:
- медведь;
- сайгак;
- дрофа.
- Предлагаю принять участие в ярмарочной блиц - викторине «Степь». Вы должны дать два ответа на один и тот же вопрос.
- Какие почвы в зоне степей? (Плодородные, чернозём)
- Какие антилопы живут в степи? (Сайгаки, джейраны)
- Ветер в степи (буран, суховей)
- Крупные города степной зоны? (Волгоград, Ростов – на – Дону)
- Чьё это лакомство – кузнечики, жуки? (жаворонки, дрофы)
- Кто зимой впадает в спячку? (сурок, хомяк)
- В настоящее время на ярмарке представляют самое лучшее. А что мы можем показать? (Наши знания)
- Проводим «Конкурс для любознательных».
- Сообщите по группам о неожиданных фактах из жизни животных степей и саванн.
1. Самый крепкий сон у суслика. Во время зимней спячки его можно вынуть из норки, катать, словно шар, тормошить, как угодно – он не проснётся.
Жёлтый суслик спит девять месяцев в году.
2. Самое маленькое сердце из всех хищников имеет лев.
3. Самый лучший бегун среди птиц – бегунок, мчится быстрее зайца.
4. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. Начинаются осенние холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.
5. Волк – не такой уж и хищник, каким его принято считать. Во всяком случае, он вполне может обходиться лягушками, насекомыми. Даже ягодами и дарами полей и огородов.
3.Введение в тему. Постановка целей урока.
- Почему степь называют «житницей»? (Самые плодородные почвы, земледелие.)
- Отметьте зону степей на карте природных зон России.
- Каким цветом отметите? (жёлтым)
- Как вы думаете, какую зону называют «лёгкими планеты», «фабрикой кислорода»? (Растения выделяют кислород, а также вещества, убивающие микробов.)
Прочитайте тему нашего урока. Что надо изучить о зоне лесов?
Подготовка плана по городам.
- Географическое положение
- Климат
- Почвы
- Растения
- Виды лесов
- Сезонные изменения в лесу
- Животные
Физкультминутка
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх – хлопки над головой, руки вниз – хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
4. Изучение нового материала.
1. Работа с картой.
- Рассмотрите по карте природных зон, где находится в нашей стране зона лесов?
(Широким кольцом опоясывает с запада на восток, к северу от степной зоны; самая большая природная зона.)
- Каким цветом обозначена на карте? (От тёмно-зелёного до светло-зелёного.)
- Как вы думаете, почему используются разные оттенки. А не один цвет, как в раскраске зоны степей? (Можно найти ответ по учебнику)
- Что можно рассказать о климате по карте? (Лежит в умеренном поясе, значит, выражает 4 сезона.)
Климат умеренно-континентальный. Зима четыре-пять месяцев, лето умеренно-тёплое и влажное – три, три с половиной месяца, много осадков.
1. Работа по учебнику
- Сравните рисунки разных типов леса. Какие из предложенных названий подходят к ним: лиственный, смешанный, дубрава, березняк, тайга?
5. Итог
- Вы говорите: «Смешанный лес, тайга, лиственный …» А что такое вообще лес?
- Послушайте историю, которая произошла однажды с одним знакомым художником. Постарайтесь запомнить, что такое лес и с помощью ваших приложений составить макет «Лесной зоны» нашего края. Представители одной группы выполняют работу на компьютере.
Что такое лес.
Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – Лес – это ведь деревья». Взял он кисти краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошие получились у него деревья. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородкой – старичка –лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть лесовичок.
Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось? Почему лес засох?
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья. – Это говорит старичок-лесовичок. – Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних деревьев? А кусты, трава, цветы?
Правильно. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, красивые кустарники, и на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов. «Вот теперь хорошо, - сказал художник, - вот теперь получился настоящий лес».
Но прошло немного времени, и деревья стали чахнуть.
- А это, потому, что ты забыл нарисовать грибы.
- Да, позабыл. Но разве обязательно в лесу должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, грибы должны быть обязательно.
Художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, что нет в нём насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и жуки.
- Ну, теперь всё в порядке, - сказал художник и опять уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра из трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине… и вдруг отшатнулся. Всё на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины и был грустный – прегрустный.
- Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
- Конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать? Неужели я не нарисую никогда настоящий лес?
- Никогда, если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался закончить, лесовичок проговорил:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…
- Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь здесь всё есть.
- Не всё. Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
- Нет!
- Нарисуй! – твёрдо сказал лесовичок, если хочешь, чтоб лес твой жил.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку и ещё разных зверей и зверушек.
- Вот теперь это настоящий лес, - послышался голос лесовичка, - теперь он будет жить. Потому что здесь всё есть: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес.
- Сделайте же вывод: что же такое настоящий лес?
Просмотр макетов «Лес».
6. Домашнее задание.
Конкурс для любознательных «Лесная зона»
- Какие растения лучше улавливают пыль?
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
- Какую ягоду называют северным гранатом?
- Как называется гнездо белки?
- Какой зверь самый чистоплотный?
- Каковы причины лесных пожаров?
- Какого лесного зверя называют великаном?
- Какие грибы не любят, чтобы к ним прикасались?
- Какая птица бегает по стволу сверху вниз?
- Какая птица бегает по стволу снизу вверх?