(II ступень – «Спектр», 3-й год обучения по экспериментальной комплексной дополнительной образовательной программе «Художественное оформление и дизайн». Возраст обучающихся – 14 - 15 лет.)
Цель: углубление знаний обучающихся в области художественного оформления, повышение профессионального уровня.
Задачи: - дать представление об общепринятых правилах оформления работ в различных видах изобразительного искусства;
- познакомить с композиционными приемами, применяемыми при оформлении;
- дать представление о возможностях программы CorelDRAW при подборе вариантов оформления работ.
Оборудование: ПК с установленной программой CorelDRAW, медиапроектор
Наглядные материалы: интерактивные таблицы с примерами оформления работ в разных видах искусств (Приложение1); ярко декорированная рамка; фото цветное, черно-белое и цветное с преобладанием ахроматических цветов.
План занятия:
- оргмомент – 5 мин.
- сообщение материала – 40 мин.
- перерыв – 10 мин.
- практическая работа с интерактивными таблицами – 30 мин.
- подведение итогов занятия, обобщение – 15 мин.
Ход занятия:
Теория искусства различает следующие виды изображения на плоскости: графика, живопись, ДПИ, фотография черно-белая и цветная. Существуют разные правила оформления для работ, относящихся к различным видам изобразительного искусства, однако надо знать два главных принципа оформления – принцип подобия (родственности) и принцип контраста.
При использовании принципа подобия для оформления подбирают сочетание цветов, находящихся в цветовом круге рядом, но отличающихся по насыщенности (яркости).
При использовании принципа контраста для оформления подбирают сочетание цветов, находящихся на противополжных сторонах цветового круга и также отличающихся по насыщенности на 2 – 3 тона.
Кроме того, при оформлении большинства работ обязательно наличие следующих составляющих: рамы, паспарту, стекла (оргстекла).
Вид работы | Общие требования | Цветовая гамма оформления | № страницы в интерактивных таблицах (Приложение1) |
|
ахроматическая | хроматическая | |||
Любая | Рама: - максимальная ширина не должна превышать ½ длины меньшей стороны работы Паспарту: - ширина должна составлять не менее 1/5 длины меньшей стороны работы и не более ½ этого размера Рама и паспарту в совокупности по ширине не должны превышать 2/3 размера меньшей стороны работы |
Страница 1
Страница 3
Страница 1-2 |
||
Графика (ч/б изображение) |
Паспарту: - белый, серый, черный – беспроигрышный вариант оформления. Небольшое условие существует для черного: если его доля в работе превышает 50%, то паспарту требует оконтуривания по границе с работой. Рама: - по контрасту с паспарту |
Паспарту: - предпочтительны слабо насыщенные, светлые пастельные оттенки любых цветов спектра Рама: - подбор по принципу подобия к паспарту |
Страница 4 | |
Живопись | Паспарту и стекло не употребляются при оформлении работ, выполненных маслом на холсте (для картона наличие паспарту и стекла возможно) и пастелью на ДВП (для пастели на картоне паспарту и стекло необходимы). Паспарту и стекло применяются в основном для оформления работ, выполненных акварелью, гуашью и пастелью на бумаге или картоне. Рама и паспарту: - расцветка и фактура рамы предпочтительна с имитацией натуральных природных материалов – дерева или минералов; - если гамма работы светлая, следует избегать слишком темных, насыщенных цветов. Лучший вариант тона рамы – на 2-3 тона темнее общего тона картины (по самому насыщенному пятну). - если гамма работы темная, насыщенная, паспарту следует выбирать на 2-3 тона светлее, а раму – того же тона, как общая гамма или на тон светлее. |
Паспарту: - белый – подходящий вариант, если в живописи не использованы максимально насыщенные цвета; - серый – выбирается в том случае, если в работе присутствуют родственные оттенки или колорит картины очень насыщенный; - черный – для живописи противопоказан, т.к. своей глубокой насыщенностью подавляет колорит картины. Рама: -цвет подбирается по принципу подобия с колоритом картины, а тон (светлота) – по принципу контраста с паспарту. |
Паспарту: - не приемлем цвет, который полностью отсутствует в данной картине или имеется в ней в очень ограниченном количестве; - абсолютно противопоказаны чистые насыщенные цвета спектра, лишь их светлые пастельные оттенки; - в случае использования цветного паспарту, выбирать его следует только по принципу подобия тем оттенкам, что используются в картине и определяют ее колорит. Рама: - в подборе цвета применяется принцип подобия к колориту картины, а в подборе тона (светлоты) – принцип контраста к тону паспарту. *Колорит работы определяют те цветовые тона, доля которых в работе превышает 20-25% от всей поверхности. |
Страница 5 |
Фотография черно-белая |
Общие правила аналогичны правилам оформления графики | Паспарту: - белый – с применением оконтуривания практически беспроигрышен; - серый – абсолютно противопоказан, если только по насыщенности не приближается к черному; - черный – применяется в том случае, если его доля в объеме работы превышает 50% и обязательно сочетается с контрастным оконтуриванием. Рама: - тон не должен быть интенсивнее, чем тон полутени в фотографии; - при черном паспарту тон должен соответствовать полутени. |
Паспарту: - применимы любые слабонасыщенные, светлые пастельные цветовые тона. Рама: - цвет подбирается обязательно по принципу подобия цвету паспарту; - тон предпочтителен в 2-3 раза темнее, чем тон паспарту. |
Страница 6 Страница 9 |
Фотография цветная | Паспарту: - белый – при современной яркости печати не рекомендуется, т.к. создает чрезмерный контраст; - серый – нейтрален и подходит почти для всех фото за исключением тех, где цвета приглушены (т.е. имеют в своем составе серый), дело лишь в насыщенности. Больше всего подойдут светлые тона серого. - черный – при наличии контрастного контура в цвет одного из основных составляющих колорита фото – почти беспроигрышный вариант. Исключение составляют те случаи, когда фото имеет очень темный насыщенный тон. Рама: - идеально подойдет рама, имитирующая фактуру природного материала, в состав цвета которой входят 3 цветовых тона, определяющих колорит работы – наиболее темный, средний и наиболее светлый; - тон по интенсивности должен быть в 2-3 раза темнее паспарту. |
Паспарту: - совершенно противопоказано применение цвета, не входящего в цветовую гамму фото; - не рекомендуется также использование цвета, равного по интенсивности одному из основных цветовых тонов фотоработы, т.к. он создает эффект подавления цветовой гаммы работы; - лучше всего подойдут мягкие и светлые оттенки тех цветов, что являются преобладающими в работе (т.е. создают ее колорит). Рама: - идеально подойдет рама, имитирующая фактуру природного материала, в состав цвета которой входят 3 цветовых тона, определяющих колорит работы – наиболее темный, средний и наиболее светлый; - тон по интенсивности должен быть в 2-3 раза темнее паспарту. |
Страница 10 Страница 11 |
|
Декоративное панно | Оформление в раму и паспарту не применяется для: - панно из кожи, меха и замши; - гобелена. Оформление в паспарту не применяется для: - вышивки крестом и гладью (если вышивка покрывает все поле работы); - батика; - панно из соленого теста или гипса. Рекомендации: - очень корректно выглядит монохроматическое решение оформления, когда цвет паспарту представляет собой высветленный на 2-3 порядка цвет фона работы, а цвет рамы состоит из трех тонов: темно-серого, цвета фона работы и самого светлого цвета, содержащегося как в фоне работы, так и в колере паспарту; - возможен подбор оформления с помощью цветового круга по принципу подобия или контраста: а) цвет паспарту – дополнительный к одному из определяющих колорит работы, а цвет рамы – осветленный или затемненный дополнительный к цвету паспарту; б) фон работы и ее оформление составляют пару дополнительных цветов, а паспарту и рама – пару родственных, различающихся по тону; в) фон работы и ее оформление составляют пару дополнительных цветов, а паспарту и рама в свою очередь – такую же пару. |
Паспарту: - белый – не самое выгодное решение для работы, построенной на открытых локальных цветах, он создает слишком резкий контраст; - серый – более предпочтителен, подходит к любой работе при условии изменения насыщенности (яркости) тона на 2-3 порядка относительно фона работы; - черный – только если он не 100%-ый, т.е. с небольшой добавкой белого (при таком составе не возникает чрезмерный контраст). Рама: - идеально подойдет рама из дерева или имитирующая его фактуру, цвет которой подобран по принципу подобия или контраста к цвету паспарту, а тон – по принципу контраста к паспарту. |
Паспарту: - не рекомендуется использовать картон ярких, насыщенных цветов (даже тех, что использованы в самой работе), т.к. они подавляют колорит работы; - почти идеальным цветом считается колер, состоящий на 60% из нейтрального серого цвета и на 40% из цвета, определяющего цвет фона работы; - не стоит использовать цвет, полностью отсутствующий в колорите работы. Рама: - - идеально подойдет рама из дерева или имитирующая его фактуру, цвет которой подобран по принципу подобия или контраста к цвету паспарту, а тон – по принципу контраста к паспарту. |
Страница 7 Страница 8 |
Практическая работа:
Теперь с помощью программы CorelDRAW вы можете самостоятельно попытаться подобрать оформление для вашей работы, воспользовавшись ее цифровой фотографией и инструментами программы.
Общие закономерности, характерные для оформления работ любого вида изобразительного искусства:
- подбор паспарту по тону осуществляется так, чтобы тон этот отличался от тона работы и тона рамы на 2-3 порядка;
- подбор паспарту по цвету производится так, чтобы в его колере присутствовали:
а) один из цветов, определяющих колорит работы,
б) белый или серый; - ) подбор рамы ведется по следующим правилам: а) фактура - природный материал или его имитация,
б) в составе расцветки должны содержаться три цвета:
- темный - черный или 90%-ый черный;
- средний – один из определяющих колорит работы;
- светлый – один из определяющих колорит работы.
Сочетание с объектом декорированной рамы:
- чем ярче и обильнее декорирована рама, тем меньше она гармонирует с хроматическим объектом и тем больше подходит для объекта ахроматического.
*Приложение можно получить у автора статьи>.