Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области

Разделы: География


ЦЕЛИ:

  • совместно с учащимися систематизировать, обобщить и закрепить знания о разнообразии природных ресурсов Волгоградской области;
  • продолжить формирование представлений о взаимосвязях все компонентов природы в ПК;
  • показать роль и значение природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • продолжить развивать навыки работы учащихся с различными источниками информации, творческих способностей посредством исследовательского метода;
  • воспитывать умение слушать друг друга, уважать, работать в группах.

ЗАДАЧИ:

  • развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность обучаемого;
  • развивать познавательный интерес, элементы исследовательской, проектной деятельности на уроке и в ходе совместной подготовки к уроку;
  • совершенствовать практические умения и навыки в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной литературой, мультимедийными средствами;
  • применять новые формы и приемы обучения для повышения мотивации обучающихся, развивать их творчество, инициативу, вовлечь в активный познавательный процесс.

ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта Волгоградской области, атлас Волгоградской области, коллекция полезных ископаемых, таблицы, листы самооценки, мультимедийная установка.

ТИП УРОКА: урок- исследование.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Презентация.

Здравствуйте, ребята! Мы живем на земле волгоградской. Примечательно то, что наш урок проходит 2 февраля в 65 годовщину Сталинградской битвы.(Слайд №1) Именно эта битва преломила ход войны и приблизила победу советского народа над фашистскими захватчиками. Враги не даром хотели захватить Сталинград, здесь походила главная артерия транспортировавшая для нужд армии нефть.

Ребята, мы с вами изучили Г.П, природные ресурсы, население Волгоградской области. С этого урока мы приступаем к изучению еще одного большого блока- это “Особенности хозяйства области”. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы нам с вами необходимо оценить природно-ресурсный потенциал области и решить проблему: достаточно ли природных ресурсов и других факторов для развития экономики нашей области?

И так, тема сегодняшнего урока.(Слайд №2) “ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ”

Для решения поставленной проблемы нам с вами необходимо выполнить поставленные цели и задачи урока: (Слайд №3)

ЦЕЛИ

  • обобщить и закрепить полученные знания о природных ресурсах Волгоградской области;
  • выявить роль и значение природных ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • выявить природно-ресурсный потенциал области на примере 3-х районов: Быковского, Урюпинского, Котельниковского;
  • решить проблему о достатке природных ресурсов, для развития экономики Волгоградской области.

РАБОТА БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В 3 ЭТАПА (Слайд№4)

I. ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ “ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ”.

II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ІІІ. ВЫВОДЫ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Для того чтобы выполнить эту работу мы разбились на 3 группы и каждому из нас необходимо: слушать к слышать друг друга, уважать друг друга!

I ЭТАП РАБОТЫ:

Этот этап мы проведем в форме интеллектуального поединка! (Слайд №5)

Для этого мне понадобится помощник, который будет раздавать жетоны. У кого их окажется больше

тот и победит в интеллектуальном поединке.

ВОПРОСЫ НА ЭКРАНЕ.

1. Что такое природные ресурсы? (Слайд №6)

- ресурсы, которые нас окружают;

- ресурсы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

2. Какие ресурсы относятся к топливно- энергетическим? (Слайд №7)

- нефть

- соль;

- газ;

-песок.

3. Где на территории области находятся топливно-энергетические ресурсы? (Слайд №8-9)

- Быковский;

- Урюпинский;

- Фроловский;

- Котельниковский

4. Что относится к металлическим ресурсам? (Слайд №10)

- уголь;

- соль;

- железная руда;

- известняк.

5. Где на территории области находятся металлические ресурсы? (Слайд №11-12)

- Котельниковский;

- Урюпинский;

- Быковский;

- Руднжтсжий.

6. Что относится к неметаллическим ресурсам? (Слайд №13)

- фосфориты;

- соль;

- бишофит;

- железная руда.

7. Где находятся неметаллические ресурсы на территории области? (Слайд №14-15)

- Суровикннскнй;

- Урюпинский;

- Светлоярский;

- Эльтон.

8. Какие природные ресурсы относятся к строительным материалам? (Слайд №16)

- алмазы;

- мел;

- глина;

- песок.

9. Где на территории области находятся известняк, мел, песчаник, суглинки? (Слайд №17-18)

- Михайловский;

- Урюпинский;

- Фроловский;

- Руднянский

10. Какие типы почв представлены на территории Волгоградская область? (Слайд №19)

- тундрово-глеевые;

- каштановые;

- пойменные;

- черноземы.

11. В каких природных зонах расположена Волгоградская область? (Слайд №20)

- лесостепная;

- смешанные леса;

- степи;

- полупустыни.

12. Какие крупные реки протекают по территории Волгоградская область? (Слайд №21)

- Дон;

- Хопер;

- Волга;

- Енисей.

13. Что относится к рекреационным ресурсам Волгоградская область? (Слайд №22)

- живописные берета рек;

- мягкий климат;

- минеральные источники;

- любование северным сиянием.

ПОДСЧИТАЙТЕ У КОГО СКОЛЬКО ЖЕТОНОВ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НАШЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОЕДИНКА?(награждение)

- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВОДИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК?

Перед тем как перейдем ко второму этапу работы проведем физкульт-минутку, которая улучшит кровообращение мозга.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - СИДЯ НА СТУЛЕ:

1. голову наклоним вправо;

2. исходное положение

3. голову наклоним влево;

4. исходное положение

5. голову наклоним вперед, плечи не поднимать;

6. исходное положение

Повторить 3-раза.Темп медленный.

II. ЭТАП РАБОТЫ.

ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА! ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!

Мы с вами из предыдущих уроков узнали о большом разнообразии природных ресурсов Волгоградской области. А достаточно ли их для экономического развития области? И какие отрасли экономики могут развиваться на основе собственных ресурсов?

Для того чтобы решить эту проблему, мы с вами проведем исследование в группах на примере 3-х районов: БЫКОВСКОГО, УРЮПИНСКОГО, КОТЕЛЬНИКОВСКОГО, с помощью карт атласа, учебника, дополнительной литературы, мы дадим оценку их природно-ресурсного потенциала.

КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА (Слайд №23) РАЙОНОВ.

I. ГП

1. Рельеф.

3. полезные ископаемые.

4. Климат и агроклиматические ресурсы.

5. Почвенно-растительные ресурсы.

6. Рекреационные ресурсы.

Кроме того вы можете дать оценку и своей работы на уроке. У каждого из вас есть лист самооценки. Вы его заполните в конце работы сдадите мне. (Слайд №24)

Знания и умения по разделу: Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области. Оценка
1. Объяснение понятий  
2. Работа с картами  
3. Работа с учебником и дополнительной литературой.  
4. Умение выступать публично  

РАБОТА В ГРУППАХ (20-МИН.) (Слайд №25)

И ТАК исследование закончилось, теперь каждая группа отчитывается о проделанной работе, все остальные записывают данные в сводную таблицу, (каждый отчитывающийся ученик прикрепляет к доске лист с короткой записью ответа). (Слайд №26)

ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОТЧЕТОВ ВОПРОС: какой мы сделаем вывод о природно-ресурсном потенциале Волгоградской области? Достаточно ли их для экономического развития области? (ДАТЬ СЛОВО ДЕТЯМ, А ПОТОМ ДЕЛАЮ ВЫВОД САМА).

Ш ЭТАП РАБОТЫ:

ВЫВОДЫ МОИ: “ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Волгоградской области”.

1. На территории области сосредоточено значительное количество полезных ископаемых. Важнейшими из них являются: нефть, природный газ, строительные материалы, фосфориты, минеральные соли. Но топливно-энергетических ресурсов не хватает, поэтому их приходится завозить. Освоение минеральных ресурсов в области ведется неравномерно. Так, нефтяные и газовые месторождения эксплуатируются интенсивно, но геологоразведочные работы практически не ведутся. Сырье для химической промышленности осваивается слабо. (Слайд №27)

2. Волгоградская область обладает благоприятными агроклиматическими условиями. Климат континентальный, с жарким засушливым летом, холодной малоснежной зимой. Количество осадков изменяется от 350-500 мм. на С-3 до 200 мм. на Ю-В. Для области характерна ветровая деятельность, с суховеями. Почвы в зависимости от влагообеспеченности и почвенно-климатических условий меняются от черноземных на С-3 до светло-каштановых и сероземов на Ю-В. (Слайд №28)

3. Волгоградской области есть все условия для отдыха и поправки здоровья населения: мягкий климат, бескрайние степные просторы, лесные поймы, обширные луг с буйным разнотравьем, тихие и чистые реки, зеркальные озера с крутыми обрывистыми берегами, минеральные воды. (Слайд №29)

4. Природа нашей области действительно прекрасна! Чего стоит красавица Волга, река Хопер с крутыми белыми берегами, свободолюбивым нравом, занесена в своеобразный каталог красивейших уголков земного шара. Но, к сожалению, индустрия туризма, приносящая огромную прибыль, у нас развита очень слабо? (Слайд №30-31)

И ТАК ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАШЕЙ ПРОБЛЕМЕ, КАКИЕ ОТРАСЛИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, БУДУТ РАЗВИТЫ У НАС НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. (Слайд №33)

ИТОГ.А теперь сделайте глубокий вдох. По расчетам областного комитета (ныне управления) природных ресурсов, потенциальная стоимость наших недр равна более 9 триллионов долларов! Если поделить эту сумму на всех, то выходит почти по 3 миллиона 350 тысяч долларов на брата. Теперь выдохнули.

Бывший председатель областного комитета природных ресурсов Я.Н.Бондаренко в свое время говорил, что богатства наших недр “могли бы обеспечить всем жителям области примерно такой же уровень жизни, как в Арабских Эмиратах!”. Валовая стоимость всех этих запасов составляет 42 миллиарда долларов! Если их поделить на число жителей области, то на каждого, включая младенцев, приходится 16 000 долларов! В связи с этим напрашивается вопрос: если мы такие богатые, то почему бедные? На этот вопрос мы попытаемся ответить при изучении следующей темы “Особенности хозяйства Волгоградской области”.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нанести полезные ископаемые на контурную карту. А теперь мне хотелось бы послушать свою самооценку некоторых учащихся!

СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд№34)

Приложение №1

Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области на примере Быковского, Урюпинского, Котельниковского районов.

Критерии оценивания Быковский район Урюпинский район Котельниковский район
1) Географическое положение      
2) Рельеф      
3) Полезные ископаемые      
4) Климатические и агроклиматические ресурсы      
5) Почвенно- растительные ресурсы      
6)Рекреационные ресурсы