ЦЕЛИ:
- совместно с учащимися систематизировать, обобщить и закрепить знания о разнообразии природных ресурсов Волгоградской области;
- продолжить формирование представлений о взаимосвязях все компонентов природы в ПК;
- показать роль и значение природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- продолжить развивать навыки работы учащихся с различными источниками информации, творческих способностей посредством исследовательского метода;
- воспитывать умение слушать друг друга, уважать, работать в группах.
ЗАДАЧИ:
- развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность обучаемого;
- развивать познавательный интерес, элементы исследовательской, проектной деятельности на уроке и в ходе совместной подготовки к уроку;
- совершенствовать практические умения и навыки в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной литературой, мультимедийными средствами;
- применять новые формы и приемы обучения для повышения мотивации обучающихся, развивать их творчество, инициативу, вовлечь в активный познавательный процесс.
ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта Волгоградской области, атлас Волгоградской области, коллекция полезных ископаемых, таблицы, листы самооценки, мультимедийная установка.
ТИП УРОКА: урок- исследование.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Мы живем на земле волгоградской. Примечательно то, что наш урок проходит 2 февраля в 65 годовщину Сталинградской битвы.(Слайд №1) Именно эта битва преломила ход войны и приблизила победу советского народа над фашистскими захватчиками. Враги не даром хотели захватить Сталинград, здесь походила главная артерия транспортировавшая для нужд армии нефть.
Ребята, мы с вами изучили Г.П, природные ресурсы, население Волгоградской области. С этого урока мы приступаем к изучению еще одного большого блока- это “Особенности хозяйства области”. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы нам с вами необходимо оценить природно-ресурсный потенциал области и решить проблему: достаточно ли природных ресурсов и других факторов для развития экономики нашей области?
И так, тема сегодняшнего урока.(Слайд №2) “ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ”
Для решения поставленной проблемы нам с вами необходимо выполнить поставленные цели и задачи урока: (Слайд №3)
ЦЕЛИ
- обобщить и закрепить полученные знания о природных ресурсах Волгоградской области;
- выявить роль и значение природных ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- выявить природно-ресурсный потенциал области на примере 3-х районов: Быковского, Урюпинского, Котельниковского;
- решить проблему о достатке природных ресурсов, для развития экономики Волгоградской области.
РАБОТА БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В 3 ЭТАПА (Слайд№4)
I. ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ “ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ”.
II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ІІІ. ВЫВОДЫ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Для того чтобы выполнить эту работу мы разбились на 3 группы и каждому из нас необходимо: слушать к слышать друг друга, уважать друг друга!
I ЭТАП РАБОТЫ:
Этот этап мы проведем в форме интеллектуального поединка! (Слайд №5)
Для этого мне понадобится помощник, который будет раздавать жетоны. У кого их окажется больше
тот и победит в интеллектуальном поединке.
ВОПРОСЫ НА ЭКРАНЕ.
1. Что такое природные ресурсы? (Слайд №6)
- ресурсы, которые нас окружают;
- ресурсы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.
2. Какие ресурсы относятся к топливно- энергетическим? (Слайд №7)
- нефть
- соль;
- газ;
-песок.
3. Где на территории области находятся топливно-энергетические ресурсы? (Слайд №8-9)
- Быковский;
- Урюпинский;
- Фроловский;
- Котельниковский
4. Что относится к металлическим ресурсам? (Слайд №10)
- уголь;
- соль;
- железная руда;
- известняк.
5. Где на территории области находятся металлические ресурсы? (Слайд №11-12)
- Котельниковский;
- Урюпинский;
- Быковский;
- Руднжтсжий.
6. Что относится к неметаллическим ресурсам? (Слайд №13)
- фосфориты;
- соль;
- бишофит;
- железная руда.
7. Где находятся неметаллические ресурсы на территории области? (Слайд №14-15)
- Суровикннскнй;
- Урюпинский;
- Светлоярский;
- Эльтон.
8. Какие природные ресурсы относятся к строительным материалам? (Слайд №16)
- алмазы;
- мел;
- глина;
- песок.
9. Где на территории области находятся известняк, мел, песчаник, суглинки? (Слайд №17-18)
- Михайловский;
- Урюпинский;
- Фроловский;
- Руднянский
10. Какие типы почв представлены на территории Волгоградская область? (Слайд №19)
- тундрово-глеевые;
- каштановые;
- пойменные;
- черноземы.
11. В каких природных зонах расположена Волгоградская область? (Слайд №20)
- лесостепная;
- смешанные леса;
- степи;
- полупустыни.
12. Какие крупные реки протекают по территории Волгоградская область? (Слайд №21)
- Дон;
- Хопер;
- Волга;
- Енисей.
13. Что относится к рекреационным ресурсам Волгоградская область? (Слайд №22)
- живописные берета рек;
- мягкий климат;
- минеральные источники;
- любование северным сиянием.
ПОДСЧИТАЙТЕ У КОГО СКОЛЬКО ЖЕТОНОВ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НАШЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОЕДИНКА?(награждение)
- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВОДИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК?
Перед тем как перейдем ко второму этапу работы проведем физкульт-минутку, которая улучшит кровообращение мозга.
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - СИДЯ НА СТУЛЕ:
1. голову наклоним вправо;
2. исходное положение
3. голову наклоним влево;
4. исходное положение
5. голову наклоним вперед, плечи не поднимать;
6. исходное положение
Повторить 3-раза.Темп медленный.
II. ЭТАП РАБОТЫ.
ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА! ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!
Мы с вами из предыдущих уроков узнали о большом разнообразии природных ресурсов Волгоградской области. А достаточно ли их для экономического развития области? И какие отрасли экономики могут развиваться на основе собственных ресурсов?
Для того чтобы решить эту проблему, мы с вами проведем исследование в группах на примере 3-х районов: БЫКОВСКОГО, УРЮПИНСКОГО, КОТЕЛЬНИКОВСКОГО, с помощью карт атласа, учебника, дополнительной литературы, мы дадим оценку их природно-ресурсного потенциала.
КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА (Слайд №23) РАЙОНОВ.
I. ГП
1. Рельеф.
3. полезные ископаемые.
4. Климат и агроклиматические ресурсы.
5. Почвенно-растительные ресурсы.
6. Рекреационные ресурсы.
Кроме того вы можете дать оценку и своей работы на уроке. У каждого из вас есть лист самооценки. Вы его заполните в конце работы сдадите мне. (Слайд №24)
Знания и умения по разделу: Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области. | Оценка |
1. Объяснение понятий | |
2. Работа с картами | |
3. Работа с учебником и дополнительной литературой. | |
4. Умение выступать публично |
РАБОТА В ГРУППАХ (20-МИН.) (Слайд №25)
И ТАК исследование закончилось, теперь каждая группа отчитывается о проделанной работе, все остальные записывают данные в сводную таблицу, (каждый отчитывающийся ученик прикрепляет к доске лист с короткой записью ответа). (Слайд №26)
ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОТЧЕТОВ ВОПРОС: какой мы сделаем вывод о природно-ресурсном потенциале Волгоградской области? Достаточно ли их для экономического развития области? (ДАТЬ СЛОВО ДЕТЯМ, А ПОТОМ ДЕЛАЮ ВЫВОД САМА).
Ш ЭТАП РАБОТЫ:
ВЫВОДЫ МОИ: “ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Волгоградской области”.
1. На территории области сосредоточено значительное количество полезных ископаемых. Важнейшими из них являются: нефть, природный газ, строительные материалы, фосфориты, минеральные соли. Но топливно-энергетических ресурсов не хватает, поэтому их приходится завозить. Освоение минеральных ресурсов в области ведется неравномерно. Так, нефтяные и газовые месторождения эксплуатируются интенсивно, но геологоразведочные работы практически не ведутся. Сырье для химической промышленности осваивается слабо. (Слайд №27)
2. Волгоградская область обладает благоприятными агроклиматическими условиями. Климат континентальный, с жарким засушливым летом, холодной малоснежной зимой. Количество осадков изменяется от 350-500 мм. на С-3 до 200 мм. на Ю-В. Для области характерна ветровая деятельность, с суховеями. Почвы в зависимости от влагообеспеченности и почвенно-климатических условий меняются от черноземных на С-3 до светло-каштановых и сероземов на Ю-В. (Слайд №28)
3. Волгоградской области есть все условия для отдыха и поправки здоровья населения: мягкий климат, бескрайние степные просторы, лесные поймы, обширные луг с буйным разнотравьем, тихие и чистые реки, зеркальные озера с крутыми обрывистыми берегами, минеральные воды. (Слайд №29)
4. Природа нашей области действительно прекрасна! Чего стоит красавица Волга, река Хопер с крутыми белыми берегами, свободолюбивым нравом, занесена в своеобразный каталог красивейших уголков земного шара. Но, к сожалению, индустрия туризма, приносящая огромную прибыль, у нас развита очень слабо? (Слайд №30-31)
И ТАК ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАШЕЙ ПРОБЛЕМЕ, КАКИЕ ОТРАСЛИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, БУДУТ РАЗВИТЫ У НАС НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. (Слайд №33)
ИТОГ.А теперь сделайте глубокий вдох. По расчетам областного комитета (ныне управления) природных ресурсов, потенциальная стоимость наших недр равна более 9 триллионов долларов! Если поделить эту сумму на всех, то выходит почти по 3 миллиона 350 тысяч долларов на брата. Теперь выдохнули.
Бывший председатель областного комитета природных ресурсов Я.Н.Бондаренко в свое время говорил, что богатства наших недр “могли бы обеспечить всем жителям области примерно такой же уровень жизни, как в Арабских Эмиратах!”. Валовая стоимость всех этих запасов составляет 42 миллиарда долларов! Если их поделить на число жителей области, то на каждого, включая младенцев, приходится 16 000 долларов! В связи с этим напрашивается вопрос: если мы такие богатые, то почему бедные? На этот вопрос мы попытаемся ответить при изучении следующей темы “Особенности хозяйства Волгоградской области”.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нанести полезные ископаемые на контурную карту. А теперь мне хотелось бы послушать свою самооценку некоторых учащихся!
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд№34)
Приложение №1
Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области на примере Быковского, Урюпинского, Котельниковского районов.
Критерии оценивания | Быковский район | Урюпинский район | Котельниковский район |
1) Географическое положение | |||
2) Рельеф | |||
3) Полезные ископаемые | |||
4) Климатические и агроклиматические ресурсы | |||
5) Почвенно- растительные ресурсы | |||
6)Рекреационные ресурсы |