Цели: Повторить знания о величинах; продолжить учить решать задачи, в которых присутствуют различные величины; формировать вычислительные навыки; познакомить с интересными сведениями из истории города Санкт-Петербурга.
План
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Тема сегодняшнего урока – величины. Сегодня мы с вами вспомним изученные величины и единицы их измерения, продолжим учиться решать примеры и задачи с ранее изученными величинами. А ещё мы отправимся на экскурсию в один из самых красивых городов нашей страны.
(на доске фотографии с изображением памятников Санкт-Петербурга)
- Что это за город?
- Решив сегодня на уроке примеры и задачи, вы узнаете новые интересные факты об этом городе.
3. Устные вычисления.
- 1700 увеличить на 3
- 1 сотню увеличьте на 1 единицу
- 420 уменьшить в 10 раз
- из 1000 вычесть 200
- 6021 уменьшить на 6000
- Во сколько раз 800 больше 100
- Запишите, какое число больше 100 на 6
На доске записываются ответы:
- 1703
- 101
- 42
- 800
- 21
- 8
- 106
1703 – год основания Санкт-Петербурга, а какой это век?
101 остров, на которых раскинулся город. А в результате того, что за время строительства города засыпали реки и каналы, сейчас город расположен на 42 островах.
800 различных мостов и мостиков насчитывается в городе в настоящее время 21 из них – разводные
8 – это число мостов через Неву.
106 метров ширина самого широкого моста в городе. Это Синий мост.
4. Перевод одних единиц измерения в другие.
(на доске написаны незаконченные равенства)
74000м = … км - протяжённость Невы
32000м =… км -течёт река в пределах города
3000дм = …м – самое узкое место реки
1250м = …км…м – самое широкое место реки
120дм = …м – средняя глубина
2400см = …м –самое глубокое реки
Дети записывают равенства в тетрадь, после чего учитель читает объяснения.
5. Решение задач.
1. Один из самых известных памятников города – Исаакиевский собор. Архитектор Монферран. Его начали сооружать в 1819 году и строили 40 лет. В каком году закончили строительство?
Объясните, как считали.
2. На доске краткая запись задачи:
На изготовление купола Исаакиевского собора ушло:
- Железа – 4900 центнера
- Чугуна – 990 тонн ? тонн различных металлов ушло на сооружение купола
- Меди – 490 центнеров
- Бронзы – 30000кг
Можем сразу решить задачу?
Надо перевести все величины в одинаковые единицы измерения.
( дети самостоятельно решают задачу с последующей проверкой)
3. В Санкт-Петербурге день длится зимой 1/4 часть суток Сколько это часов?
А летом наступают знаменитые белые ночи, и день длится 3/4 суток. Сколько часов длится летом день?
(дети решают задачу с объяснением у доски)
4. По статистике в Санкт-Петербурге 1/2 часть в году пасмурные дни, 1/3 – дождливые, 1/6 часть – с туманами, и всего лишь 1/10 – ясные дни. Давайте посчитаем сколько пасмурных, дождливых, туманных дней в году, если год високосный.
(дети производят вычисления, записывая действия столбиком)
6. Решение примеров.
Самый большой музей в городе – это Эрмитаж. Зимний дворец был построен архитектором Растрелли.
- 1700+124:2 = 1762 - год окончания строительства дворца
- 25х(34:17)+1000=1050 - столько покоев во дворце
- 2117-4х5х100=117 - столько во дворце лестниц
- 1800+45х2-4=1886 - столько во дворце дверей
- 2000-100+9х5=1945 - столько во дворце окон
- 18х10+37=1837 в этом году случился во дворце страшный пожар,
- 2х(1250-1200)-70=30 часов продолжался пожар.
(дети решают примеры самостоятельно, учитель при проверке ответов читает факты о Зимнем дворце)
7. Итог.
В городе очень много достопримечательностей. Это и Петропавловская крепость, и Ростральные колонны, и Александрийская колонна, и Кунсткамера, и многие-многие другие.
Площадь города – более 50000га, а площадь зелёных насаждений около 12000га.
Гектары – это единицы измерения какой величины?
А в чём ещё измеряют площадь?
Назовите все величины, с которыми вы знакомы.
В каких единицах их измеряют.
Некоторые интересные данные о памятниках города.
- 101,5 метров – высота Исаакиевского собора.
- 122,5 метров – высота Петропавловской крепости
- 32 метра – высота Ростральных колонн
- 47,5 метров – высота Александрийского столба
- 4км 400м – протяжённость Невского проспекта
- 20 метров – ширина (была)
- 60 метров – ширина (сейчас)
- 1714 год – переехала Кунсткамера в Санкт-Петербург, на В.О стали возводить для музея здание , его строили 16 лет.
Самая главная диковинка Кунсткамеры – глобус, на внешней стороне которого была изображена поверхность Земли, а с внутренней – звёздное небо. Внутри глобуса стояли стол и 2 скамьи на 10-12 человек. Диаметр глобуса 336м.
Камень Медного всадника – 1600тонн, высота 13 метров
290 наводнений.
Самые страшные:
- 1777 год – 321см
- 1824 год – 421см
- 1924 год – 380см