Конспект занятие по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Уточнить знания детей о гласных и согласных звуках, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
  • Продолжать работу по ознакомлению детей со схемой слова и предложения.
  • Упражнять детей в умении изменять существительные в числе, роде.
  • Упражнять детей в словообразовании - образовывать прилагательные от существительного (медведь - медвежий и т.д.), и подборе действий предмета.
  • Развивать речь, внимательность.
  • Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.

Оборудование.

Карточки с гласными и согласными буквами.

Карточки для составления схемы слова.

Мяч; кукла - Елена Премудрая.

Карточки со слогами: МА КО РЫ БА ПО СИ ВА РИ СУ

Карточки – картинки: медведь, хлеб, морковь, лиса, звезда, лимон, дерево, часы, окно, дождь.

 Картинки для определения звука [В] в словах:  слива, вилы, обувь, телевизор, трава, ворота, вертолет, дерево, ведро, волк.

Корзинка с игрушками: мяч, машинка, звонок, часы, книга, колесо, телефон, погремушка, цветок.

На мольберте напечатано предложение: Спасибо, дорогие ребята!

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, знаете ли вы сказку “Царевна-лягушка”?

Из-за того, что Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Елена Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.

Иван-царевич отправился в дальний путь искать Елену Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес, да и заблудился…

- Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)

- Какой первый звук? (А)

- Что мы о нем знаем? (Он гласный)

- Какой второй звук ? (У)

- Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)

- Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, и, ы, э)

- Почему они гласные? (Тянутся, нет преграды при произношении)

- Помогите Ивану-царевичу выбраться из темной лесной чащи.

- Найдите буквы, которые обозначают гласный звук.

А, О, Э , Я, Ю, Ы, У, С, П, К, Н, Р,

- Какие буквы остались? (Согласные)

- Почему мы их называем согласные? (Шипят, рычат, свистят, требуется помощь язычка, есть преграда в произношении)

Воспитатель:

- Долго ходил Иван-царевич, проголодался, стал искать себе пищу, да вот что нашел.

(Карточки-схемы слов)

 - Что это? (Схемы слов)

- Каких слов? (Коротких, длинных)

Дети садятся за столы на столах карточки.

Найдите на карточке слова к схемам проведите стрелочку.

- Назовите первый звук, последний.

- Сколько звуков в слове?

- Сколько гласных? Согласных?

- Раздели слово на слоги.

 - Иван-царевич шел, шел, устал. И мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру с мячом.

Игра с мячом в кругу

- Измени мое слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Стол-, день-, кот-, голубь-, стрела-, цветок-, ягода-, лапа-, дворец-, ковер-….

- Отправился Иван-царевич дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

- Надо прочитать слог и договорить его до целого слова (КО-…коза, МА- мама, и т.д.)

А сейчас, мы узнаем, кого поймал Иван-царевич себе на обед. Дети читают по слогам и составляют к этому слову схему.

РЫ-БА - оставь схему к слову.

- Молодцы! Выбрались мы из этого болотистого места. Помогли и Ивану- царевичу.

- Скоро сказка - сказывается, да нескоро дело - делается. Продолжает Иван- царевич поиски своей Елены Премудрой идет по дороге, торопиться! А мы с вами поиграем в слова.

- Образуйте новое слово, которое отвечает на вопрос, какой?

Дети выбирают себе карточку с картинками:

Медведь -…медвежий; хлеб - хлебный, ….

Лимон -…., лиса -…., звезда -…., дерево -…,

Часы -…, окно - ..., дождь -… .

- Кощей понял, что к нему идет Иван-царевич и стал еще больше злиться, все дорожки перепутал. Остановился Царевич, не знает, куда путь держать.

- А мы тут как тут! На помощь пришли.

- Найдите место звуку (В) в словах.

Воспитатель показывает карточку, а дети отвечают.

Слива - в середине, вилы - вначале, обувь-…, ворота-…, вертолет-…, телевизор-… дерево-…, ведро-…, трава-…, волк-… .

- Вот и замок показался вдали. Кощею скоро погибель будет. Уже совсем скоро и Елену Премудрую спасем!

- Тропа узкая надо пройти и в пропасть не упасть.

- Тот кто назовет слово, в котором есть звук (К) сможет пройти (дети по очереди называют слова).

- Молодцы!

- Посмотрите, какие вещи нам оставил Кощей.

Дети в корзинке находят игрушки.

- Заколдовал Кощей эти вещи. Подберите действия к предметам, которые в корзине и мы сможем найти ключ к замку.

Мяч - лежит, машина - едет, звонок - звенит, часы - (…) , книга (…), колесо (…), цветок (…), погремушка (…) .

- Смотрите, вот яйцо - это смерть Кощея.

Как же хорошо спрятал Кощей Елену Премудрую, что не может найти ее Иван-царевич.

- Произнесите правильно словосочетания, и мы найдем дорожку к Елене Премудрой.

Работа над словообразованием (изменение окончания).

По картинке - голубое блюдце, черный шарф, синее платье, красный мак, зеленая груша, красное яблоко, белый голубь, зеленый лист, белый мел, желтая репа.

Вы очень хорошо справились с заданием.

Осталось только встретить Елену Премудрую и отправиться в обратный путь. Посмотрите, что написала нам Елена Премудрая.

На мольберте напечатано предложение: Спасибо, дорогие ребята!

Прочитайте, что тут написано.

Начертите схему к предложению.

- Вот и Елена Премудрая (кукла)! Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.

- Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу.