Программное содержание.
- Уточнить знания детей о гласных и согласных звуках, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
- Продолжать работу по ознакомлению детей со схемой слова и предложения.
- Упражнять детей в умении изменять существительные в числе, роде.
- Упражнять детей в словообразовании - образовывать прилагательные от существительного (медведь - медвежий и т.д.), и подборе действий предмета.
- Развивать речь, внимательность.
- Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.
Оборудование.
Карточки с гласными и согласными буквами.
Карточки для составления схемы слова.
Мяч; кукла - Елена Премудрая.
Карточки со слогами: МА КО РЫ БА ПО СИ ВА РИ СУ
Карточки – картинки: медведь, хлеб, морковь, лиса, звезда, лимон, дерево, часы, окно, дождь.
Картинки для определения звука [В] в словах: слива, вилы, обувь, телевизор, трава, ворота, вертолет, дерево, ведро, волк.
Корзинка с игрушками: мяч, машинка, звонок, часы, книга, колесо, телефон, погремушка, цветок.
На мольберте напечатано предложение: Спасибо, дорогие ребята!
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, знаете ли вы сказку “Царевна-лягушка”?
Из-за того, что Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Елена Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.
Иван-царевич отправился в дальний путь искать Елену Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес, да и заблудился…
- Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)
- Какой первый звук? (А)
- Что мы о нем знаем? (Он гласный)
- Какой второй звук ? (У)
- Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)
- Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, и, ы, э)
- Почему они гласные? (Тянутся, нет преграды при произношении)
- Помогите Ивану-царевичу выбраться из темной лесной чащи.
- Найдите буквы, которые обозначают гласный звук.
А, О, Э , Я, Ю, Ы, У, С, П, К, Н, Р,
- Какие буквы остались? (Согласные)
- Почему мы их называем согласные? (Шипят, рычат, свистят, требуется помощь язычка, есть преграда в произношении)
Воспитатель:
- Долго ходил Иван-царевич, проголодался, стал искать себе пищу, да вот что нашел.
(Карточки-схемы слов)
- Что это? (Схемы слов)
- Каких слов? (Коротких, длинных)
Дети садятся за столы на столах карточки.
Найдите на карточке слова к схемам проведите стрелочку.
- Назовите первый звук, последний.
- Сколько звуков в слове?
- Сколько гласных? Согласных?
- Раздели слово на слоги.
- Иван-царевич шел, шел, устал. И мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру с мячом.
Игра с мячом в кругу
- Измени мое слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Стол-, день-, кот-, голубь-, стрела-, цветок-, ягода-, лапа-, дворец-, ковер-….
- Отправился Иван-царевич дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.
- Надо прочитать слог и договорить его до целого слова (КО-…коза, МА- мама, и т.д.)
А сейчас, мы узнаем, кого поймал Иван-царевич себе на обед. Дети читают по слогам и составляют к этому слову схему.
РЫ-БА - оставь схему к слову.
- Молодцы! Выбрались мы из этого болотистого места. Помогли и Ивану- царевичу.
- Скоро сказка - сказывается, да нескоро дело - делается. Продолжает Иван- царевич поиски своей Елены Премудрой идет по дороге, торопиться! А мы с вами поиграем в слова.
- Образуйте новое слово, которое отвечает на вопрос, какой?
Дети выбирают себе карточку с картинками:
Медведь -…медвежий; хлеб - хлебный, ….
Лимон -…., лиса -…., звезда -…., дерево -…,
Часы -…, окно - ..., дождь -… .
- Кощей понял, что к нему идет Иван-царевич и стал еще больше злиться, все дорожки перепутал. Остановился Царевич, не знает, куда путь держать.
- А мы тут как тут! На помощь пришли.
- Найдите место звуку (В) в словах.
Воспитатель показывает карточку, а дети отвечают.
Слива - в середине, вилы - вначале, обувь-…, ворота-…, вертолет-…, телевизор-… дерево-…, ведро-…, трава-…, волк-… .
- Вот и замок показался вдали. Кощею скоро погибель будет. Уже совсем скоро и Елену Премудрую спасем!
- Тропа узкая надо пройти и в пропасть не упасть.
- Тот кто назовет слово, в котором есть звук (К) сможет пройти (дети по очереди называют слова).
- Молодцы!
- Посмотрите, какие вещи нам оставил Кощей.
Дети в корзинке находят игрушки.
- Заколдовал Кощей эти вещи. Подберите действия к предметам, которые в корзине и мы сможем найти ключ к замку.
Мяч - лежит, машина - едет, звонок - звенит, часы - (…) , книга (…), колесо (…), цветок (…), погремушка (…) .
- Смотрите, вот яйцо - это смерть Кощея.
Как же хорошо спрятал Кощей Елену Премудрую, что не может найти ее Иван-царевич.
- Произнесите правильно словосочетания, и мы найдем дорожку к Елене Премудрой.
Работа над словообразованием (изменение окончания).
По картинке - голубое блюдце, черный шарф, синее платье, красный мак, зеленая груша, красное яблоко, белый голубь, зеленый лист, белый мел, желтая репа.
Вы очень хорошо справились с заданием.
Осталось только встретить Елену Премудрую и отправиться в обратный путь. Посмотрите, что написала нам Елена Премудрая.
На мольберте напечатано предложение: Спасибо, дорогие ребята!
Прочитайте, что тут написано.
Начертите схему к предложению.
- Вот и Елена Премудрая (кукла)! Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.
- Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу.