Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
оспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела ….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по-нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем.
Мы, наши дети живем в XXI веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.
Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников.
Цель: формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.
Задачи:
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона;
- формировать осознанного правильного отношения к объектам природы;
- расширить и уточнить знания детей о жизни животных в природе, о их особенностях строения тела;
- формировать представление о том, какую пользу оказывают разные виды животных и растений людям и окружающей природе;
- воспитывать привычку заботиться природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы;
- воспитывать любовь к природе своего края;
- воспитывать гуманное, бережное отношение к природе;
- привлечь родителей к совместному участию в реализации проекта по созданию музейной экспозиции.
Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:
- знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования;
- деятельность общения с природой, основанная на знаниях:
- о жизни животного и его закономерностях;
- о тождестве человека с другими живыми существами, проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы.
- накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на основе формирования отношения к природе.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и бережном отношении к ней.
Таким образом, мы считаем, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через:
- изучение природы и истории своего края,
- взаимоотношения человека и окружающей среды на примере местных традиций,
- формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, “заронить зерна” доброго, бережного отношения к природе,
- научить его видеть и понимать красоту.
Поэтому мы решили создать собственный экологический мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Нам удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала мы задались вопросом: “Часто ли дети бывают в музеях?” Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Как привлечь внимание родителей к музеям?
Была определена тема и название, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещений). Экспонаты располагаются по тематическим блокам. Коллекции мини-музеев постоянно обновляются и пополняются. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников. Увлеченность, с которой пополнялся и расширялся музей, способствовала расширению круга сторонников и активных участников, не только сотрудников, но и детей и их родителей. В итоге накопилось много интересного, познавательного, имеющего ценность для каждого из нас, а самое главное связанного с природным и культурным наследием Югры.
Основными посетителями музея являются дети самых разных возрастов. Формы работы с посетителями разные, учитывающие интерес как больших групп, так и не многочисленных. Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий для разных категорий посетителей:
- животный и растительный мир края;
- хвойный лес и его значение;
- Красная Книга Югры;
- лес и лесопользование, и другие темы экскурсий, отвечающие экологическому направлению.
Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея - экспозиции выставки, экскурсии, музейные праздники можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.
Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово “музей” привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на различных занятиях для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.
Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.
Работа экологического мини-музея реализуется уже в течение трех лет. В 2007-2008 учебном году мы впервые активно, интересно, с творческим огоньком приняли участие в международной акции “Марш парков”, организованным Природным Парком “Сибирские Увалы”: “Краснокнижники Югры”, где продемонстрировали высокий результат работы с детьми и родителями в данном направлении.
Ответственное отношение к природе – означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношению к окружающему миру, расширению экологических знаний.
Ежегодное участие в международной экологической акции “Марш парков” позволяет расширять тематические блоки музея. Сегодня это:
Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.
Рисунки, коллажи, плакаты. В своих творческих работах ребята отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту в рисуночном и аппликативном изображении.
Декоративно-прикладные творческие работы. Осознание проблемы идет через творчество, совместный труд ради одной большой общей цели раскрывает способности детей, их творческий потенциал.
Памятки, буклеты, календарики – оказывают экологическое просвещение для тех, кто учится и учит, и несут информацию об особо охраняемых территориях, но также воспитывают у подрастающего поколения любовь к природе родного края.
Альбомы, азбуки, папки-раскладушки – носят информационный характер и оказывают большое влияние на повышение уровня экологической культуры дошкольников и родительской общественности.
Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.
В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители: папа и мама, бабушка и дедушка. Созданный экологический музей - результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности. По результатам проведенного мониторинга за формированием компетентности детей в вопросах экологической культуры выяснилось, что мы достигли хороших результатов: у старших дошкольников высокий уровень компетентности составил – 62%, средний – 38%, низкий уровень - 0; в подготовительных группах: высокий уровень – 75%, средний – 25%, низкий уровень - 0%. Эти показатели нас приятно обрадовали, поэтому мы будем продолжать работать в том же направлении.
Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения! Человек - это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля - наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!
Список литературы
- Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание.-1993. №7
- Маневцова Л.М. Динамика познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения связей и отношений в природе. Герценовские чтения Ленинград 1974.
- Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ \ Журнал “Обруч” №6, 2000
- Николаева С.Н., Лункевич Н.В. Экологическое воспитание дошкольников. 1998.
- Найденова Е.. Профессия – педагог. \ Журнал “Дошкольное воспитание” №3, 2000
- Пантелеева Л.В. “Музей и дети”– М.: Изд. дом “Карапуз”, 2000
- Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
- Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.