Цели:
- познакомить со звуками [ в ], [ в’], буквами В, в;
- развивать умения различать твёрдые и мягкие звуки, осознанно читать слова и предложения с новой буквой;
- развивать речь, память, логическое мышление;
- прививать интерес к чтению, воспитывать черты характера: доброту, взаимопомощь.
Оборудование:
- магнитная доска,
- герои: Буратино, Незнайка, Бельчонок , Котёнок, динамическая игрушка Медвежонок (вырезанные из картона и ярко разукрашенные),
- карточки со слогами,
- “портрет” буквы В,
- землянички с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Ученики (хором).
Начинаем чтение.
Вместе с ним придёт умение И читать и узнавать,
Все науки познавать!
II. Повторение.
Работа с лентой букв. Назвать гласные буквы, согласные. Почему гласные? Почему согласные? (Дети называют, объясняют).
2. Работа со слоговой таблицей. (На доску вывешивается фигурка Котёнка). Котёнок предлагает спеть песенку:
На - на – ну – ну – ни –ни - но
Са – са – су – су – си – си – сы
Ку – ку – ко – ко – ки – ки – ка
То – то – ту – ту – ты – ты – ти
(Дети поют хором на мотив знакомой детской песенки)
3. Работа с таблицей. Прочитайте, не отрывая глаз от точки.
4. Чтение слов.
Учитель. Найдите лишнее слово.
Лариса, Ирина, Ната, Тарас, Рита, Нина, Алла. ( Дети находят лишнее слово, объясняют).
Учитель. Молодцы!
Учитель. Составь предложение. (Дети составляют предложение из пары слов, добавляя новые слова)
Кактус ¦ салат ¦ стол
окно ¦ солил ¦ стакан
Учитель. Помогите Незнайке. ( На доску вывешивается фигурка Незнайки). Составить слова из отдельных слогов.
(Котик, лиса, ранка, ворона).
Учитель. Ещё поможем Незнайке прочитать предложения. (Работа группами)
У Риты коса. Она руса.
У Нины скакалка. Она скакала.
Физминутка.
III. Изучение новой темы.
1. Учитель. Сообщение цели: узнаем новые звуки и новую букву. Догадайтесь, какой новый звук слышите в словах?
Ворон, ветер, вата, вилы, вишня.
Ученики. (Отвечают, доказывают).
2. Анализ звука (гласный или согласный).
Учитель. Как буксует машина? Ученики. В-в-в-в-в-в.
3. Игра “Твёрдый или мягкий”?
Учитель. Если в слове услышите твёрдый звук [в], то хлопните в ладошки.
Совы, коровы, варенье, слива, вихрь, Валя, винт, Вова, вилка.
4. Знакомство с буквой.
Учитель. Это буква “вэ”. (Учитель показывает карточку с буквами В, в)
Звуки [в], [в’] на письме обозначают буквой “вэ”.
Учитель. На что похожа буква?
Ученики. (Называют предметы, похожие на букву В)
Учитель.
Словно букву В | Вот буква В Алёна | Видна вдали - красивая, витая. Держит | Как будто крендель испекли, Трубку телефона. | Приезжих поджидая. |
Вот ведь горе у старушки: | К единице три приставили… На очках сломались дужки. | Что за букву мы составили? | ||
Спать отправились подружки, Взяли пышные подушки: Р – одну, а буква В – две. |
Учитель. А сейчас мы с вами нарисуем “портрет” буквы В.
(Дети в печатных тетрадях рисуют цветными карандашами букву “В”. Это может быть человечек или животное).
Учитель. Молодцы! (Выборочно показывает рисунки).
А сейчас для буквы “В” мы прочитаем слоги-слияния.
ВА ВО ВЫ ВУ ВИ.
В каком слоге-слиянии слышится мягкий звук? Почему? (Дети называют слог-слияние, объясняют).
5. Учитель. Вместе с Буратино и Незнайкой мы поиграем в “Сочинилки”. (Учитель проговаривает слоги-слияния, а дети добавляют в рифму).
ВА-ВА-ВА (выросла зелёная трава)
ВО-ВО-ВО (я залез на дерево)
ВИ-ВИ-ВИ (поют на ветке соловьи)
ВЫ-ВЫ-ВЫ (по лугу идут коровы)
ВУ-ВУ-ВУ (я убрал ботву)
Учитель. Молодцы! Незнайка и Буратино очень рады, что вы им помогли.
6.Чтение слов.
Учитель. Сначала прочитают слова с новой буквой мальчики, а потом девочки.
Вова, вата, сова, трава, вилы, коровы.
В каком слове слышится мягкий звук [в’]? (Дети отвечают, анализируют).
Учитель. К нам на урок пришёл Бельчонок . Он предлагает поиграть в прятки. Какие животные спрятались?
ОАИКОТНИР ЖРИКЛУКШ (ловушка для детей)
СВОЛКРАТС
НЗЧРКИСЛОН В
каком слове встретилась новая буква?
7. Чтение предложений.
(Сначала самостоятельно читают предложения, а потом хором и индивидуально)
У ВОВЫ ВЫРОС ЛУК.
У ВАЛИ ВЫРОС САЛАТ.
А У ВАС?
Учитель. Какие овощи выросли у вас в огороде? (Ответы детей)
Физминутка.
IV. Работа с учебником. (Учебник “Русская азбука” В.Г.Горецкий стр. 72-73)
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 72-73. Из каких мультфильмов герои? Сколько их? Во что они играют? (Ответы детей).
Работа с текстом.
Учитель. Кто стоял в воротах? Что им кричали? (Ответы детей. Можно выборочно прочитать.)
V. Индивидуальная работа с читающими детьми.
Учитель. “Сюрприз от Медвежонка” (На доску вывешивается динамическая игрушка медвежонок).
Медвежонок решил угостить вас ягодами земляники, но после того, как отгадаете его загадки.
(Приглашаются хорошо читающие ребята. Им выдают землянички, на которых написаны загадки. Ученик читает, а остальные отгадывают.)
Ученик 1.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это я…(ворона)
Ученик 2.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей)
Ученик 3.
День рожденья у меня –
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубой - преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (велосипед)
Учитель. Молодцы, ребята! Отгадали правильно все загадки. Мишутка угостил вас вкусной земляничкой. Посмотрите, как он рад за вас! (Медвежонок машет ребятам лапками)
VI. Итог урока.
- С какими новыми звуками мы сегодня познакомились на уроке? С какой буквой?
- Кто нам помогал на уроке?
- Встаньте те, кто хорошо работал.
Молодцы! Все сегодня хорошо работали!