1. Формировать знания у учащихся о вредном воздействии на организм курения.
2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, памяти.
3. Воспитывать в учащихся негативное отношение к курению.
Задачи:
1. Дать детям представление о вреде табака. (Курительная машина)
2. Формировать понятие табака.
3. Выработать отрицательное отношение к попытке попробовать табак.
4. Объяснить, что лучше вырабатывать в себе полезные привычки.
5. Перечислить привычки, укрепляющие здоровье.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы:
1. Вербальные (беседа, рассказ).
2. Наглядные.
3. Иллюстративно-демонстрационные.
4. Практические.
Оборудование: плакат; костюмы для инсценировки; вата, сигарета, шприц, спички для опыта
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Орг.момент.
- Ребята, какой сейчас урок?
- Давайте проверим всё у нас готово к уроку.
- Молодцы!
- Сегодня у нас конференция и материл вы готовили самостоятельно заранее.
II. Целепологание.
- Одна русская пословица гласит:
“Живи разумом, так и лекаря не надо”.
- Как вы понимаете, слова “живи разумом”?
- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?
- Тема нашей конференции “Злой волшебник табак”.
- И чтобы узнать основную задачу нашей конференции я предлагаю разгадать вам кроссворд.
Кроссворд:
1 слово, которое нужно отгадать
- Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)
2 слово
- Стоит Трошка на одной ножке, его ищут, а он молчит! (Гриб)
3 слово
- В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души! (Пенал)
4 слово
- В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу! (Дневник)
- Всё отгадали правильно. Но какое же здесь зашифровано слово? (Вред)
- Как вы понимаете это слово?
- Так какая основная задача нашей темы?
- Как табак влияет на наш организм.
- Теперь, зная тему мы можем начать конференцию.
- Сегодня у нас три стола. Первый стол приготовил теорию по нашей теме.
Второй стол приготовил “инсценировку” по нашей теме. И третий стол покажет эксперимент.
Послушайте сказку.
В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, и оказывали помощь другим. В один чудесный день они приземлились в очень странном задымленном городе: их встретили маленькие жёлтые человечки с желтыми ногтями и зубами, дурным запахом изо рта и все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слёзы. Они быстро улетели из этого города с твёрдым намерением узнать всё о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки. Давайте поможем волшебникам и расскажем им всё, что знаем о табаке и табачном дыме.
III. Работа над новой темой.
- Слово предоставляется первому столу. (Рассказывают дети)
- Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряет легкие. Ученные установил, что извлечённые из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 - лошадь.
Табак - это однолетние растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долгое время не было известно курение табака.
Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажжённых на конце. Такие трубки индейцы называли “сигаро”. Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли “табако”. В Европу табак был ввезён со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Панно в 1496 г. В 1560 году табак попал во Францию. Французский посол Португалии подарил его Екатерине Медичи , которая страдала приступами головной боли. По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Это стало приносить ей облегчение и она стала называть это целебное средство никотином. Однако это продолжалось не долго. Частые случаи отравлением табаком, пожары от курения вызвали разочарование. В России табак был завезен англичанами и немцами в начале 17 столетия. Курение табака жестоко преследовалось. Курильщики строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, и ссылали в далекие города. С приходом Петра I был отменен запрет (наказание курильщиков). Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость.
- Теперь вы волшебники из сказки много знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымленной страны.
Физминутка:
Часы идут, часы идут.
Тик-так, тик-так.
Они счёт времени ведут.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Они помогут точным быть.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Не отставать и не спешить.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Жить по режиму не пустяк.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Беречь же время нужно так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
- Очень неприятно, когда вокруг витает табачный дым, который вреден не только для самого курильщика, Нои для того человека, который находится с ним. В его организм, тоже попадают те вредные вещества, которые содержатся в сигарете. В дыму одной сигареты содержится до 20 ядовитых веществ, в том числе никотин- сильнейший яд. Вам, наверно, известно такое выражение: капля никотина убивает лошадь.
Показ инсценировки “Как медведь трубку нашел” детьми второго стола.
(Литература “Инсценированные классные часы в начальной школе” О.В.Белоножкина стр.78)
Вопросы:
- Как никотин повлиял на медведя?
- Что с ним происходило?
- Понял он что курение вредит здоровью?
Микроитог.
- У человека, который начал курить, появляется более серьезная зависимость от сигарет, он теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел не позволяет сосредоточиться, резко изменяет образ жизни.
IV. Закрепление знаний, умений, навыков.
Проведение эксперимента учащимися третьего стола.
- При проведении опыта понаблюдайте за “нашими легкими” (ватой), что с ними происходит и как никотин влияет на все окружающее.
- Давайте теперь, после проведения этого эксперимента, посмотрим, что произошло с ваткой?
- Как она выглядит?
- Вот так же дым влияет и на лёгкие, где оседают все эти вредные вещества, находящиеся в сигаретах, желтеют и зубы от дыма, и кожа.
- Как выглядит шприц, каким цветом стали его стенки?
- Итак, что же мы можем сказать, какой эффект оказывает курение на организм?
Задание.
- А сейчас давайте сделаем такое задание, мы разделены на три группы. Каждой группе я раздам карточки, где описан портрет человека, его образа жизни. А ниже дана шкала здоровья. Ваша задача- прочитать это описание, а потом при помощи данной шкалы здоровья оценить состояние здоровья каждого из них.
Карточка № 1. Молодой человек делает физические упражнения. Прекрасно справляется со школьными заданиями, не курит, не пьёт, всегда жизнерадостный.
Карточка № 2. Молодой человек делает физические упражнения, 1-2 раза в месяц, иногда не знает, что делать со школьными заданиями и куда от них деваться, иногда покуривает и выпивает на вечеринках.
Карточка № 3. Молодой человек не занимается спортом, нервничает, но успокаивает себя тем, что перекусит какой – нибудь едой (чипсы, конфеты…). Куря сигарету за сигаретой и выпивая с друзьями по вечерам.
ШКАЛА ЗДОРОВЬЯ
После того, как вы справитесь с этим заданием, 1 представитель от каждой группы выйдет познакомит всех остальных с ситуаций и докажет, почему была выбрана именно эта отметка на шкале, а не другая.
Итог урока.
- Какую тему мы обсуждали на конференции?
- Что нового вы узнали?
- Чем опасен на здоровье табачный дым?
- Прочитаем и запомним эти правила:
1. Никогда не соглашайся закурить первую сигарету!
2. Не старайся подражать взрослым, так как со стороны это выглядит смешно!
3. Не находись в помещении, где курят - становишься пассивным курильщиком!
4. Займись любимым делом и занимайся спортом!