Цели: Упражнять детей в различных видах ходьбы, подавляя сопутствующие движения, развивать координацию движений, укреплять мышечный тонус. Развивать мелодический, ритмический слух и коммуникативные качества. Активизировать артикуляционный аппарат и улучшать дикцию. Учить управлять функцией внимания (концентрация, устойчивость, распределение). Обогащать эмоциональный мир детей.
Оформление: зал оформлен в виде осенней поляны. С потолка свисают осенние листья, тучки. Сбоку от ковра – большой зонт.
Ход занятия
Муз. руководитель: Вы бывали в осеннем лесу? Лес стоит по-сказочному красивый. Все деревья в разноцветных нарядах – березки в золотых, рябинки и осинки в красных, ели в зеленых. Воздух необыкновенно чист и прозрачен. Под ногами – пушистый ковер из шелестящих листьев. Пахнет грибами и спелой брусникой. А если посмотреть наверх, то увидишь голубое небо. С такой сказочной картиной не хочется расставаться. Вот я и хочу сегодня предложить вам, ребята, еще раз прогуляться по осеннему лесу. Согласны? Тогда отправляемся! Но в пути вам могут встретиться трудности, будьте осторожны и внимательны.
1. Двигательная игра-разминка - дети выполняют движения согласно стихотворному тексту [текст Ж.Е.Фирилёвой и Е.Г.Сайкиной, программа “Са-фи-дансе”].
Отправляемся в дорогу,
Дружно зашагали в ногу.
Вы, ребята, не зевайте,
Все команды выполняйте.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко,
Видишь, как идти легко!
Дальше глубже в лес зашли,
Налетели комары,
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Комаров всех перебьем
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз и два, раз и два –
Позади уже вода.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Лес дремучий, ниже ветки,
Испугались наши детки.
На коленях поскорей
Страшный путь преодолей.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов!
По тропиночке пойдем
И грибочки соберем.
Вот мы и пришли. Сядем удобнее на полянку. Отдохните, наверное, вы устали с дороги (сели на ковер).
2. Голосовая игра-импровизация с фонемами, включающая дыхательную гимнастику.
Муз. руководитель: Как вы думаете, какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шелест листьев, капли дождя, вой ветра, пение птиц, крики зверей...). А теперь послушаем, какие же звуки слышны в нашем осеннем лесу?
Включается фонограмма звуков леса.
Муз. руководитель: Художники рисуют картину красками, а мы с вами нарисуем картину звуками.
Импровизация “Звуки леса” - дети изображают своими голосами различные звуки леса.
Муз. руководитель: Какая разноголосая картина у нас получилась! Молодцы! А теперь вспомним признаки осени в осенней гамме.
3. Осенняя гамма - закрепление названий нот в игровой форме, артикуляционная гимнастика, работа над интонацией [Т.Э.Тютюнникова].
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много листочков нападало. А как красиво они кружатся, когда подует ветерок. Попросим наших девочек потанцевать с ними.
4. Танец девочек с желтыми платками (музыка П.И.Чайковского “Сладкая грёза”).
Фонограмма. Шум дождя…
Воспитатель: Ой, дождь начинается. Куда бы нам спрятаться?
(Все прячутся под большой зонт)
5. Речевая игра “Мелкий дождик” - дети вместе с педагогом произносят текст, сопровождая его движениями и звучащими жестами.
Мелкий дождик моросит: кап – кап – кап – кап, - кистевые движения,
В листьях сада шелестит: ш – ш – ш - ш, - плавные махи руками над головой,
Мокнет мяч у ворот: шлеп – шлеп… - шлепки по бёдрам,
Мокнет поле, огород: топ – топ – топ – топ. - топать ногами,
Что-то шепчут листья, - плавные махи над головой.
Подойдем и спросим, - развести руки в стороны,
Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! - кивки головой по сторонам,
И сползают тучи, птиц куда-то пряча, - круговые движения руками,
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут… - плавные махи руками вниз.
(Ст. В.Степанова и И. Цекович)
Под грустную музыку входит Капелька (одна из девочек группы).
Воспитатель: Здравствуй, Капелька! Ты почему такая грустная?
Капелька: Мне грустно и скучно. Еще совсем недавно светило солнышко. Мне было тепло и весело. Под его ласковыми лучами я переливалась всеми цветами радуги. Вот послушайте.
6. Звучит пьеса С. Майкапара “Росинки” в исполнении Капельки и музыкального руководителя. Девочка исполняет мелодию - соло на металлофоне, аккомпанемент на фортепиано – музыкальный руководитель.
Муз. руководитель: Вы слышали, ребята, как играла Капелька? Можно было представить себе росинки на траве, которые переливаются на солнышке.
Воспитатель: А сейчас что же с тобой случилось, Капелька?
Капелька: Вот все небо заволокло тучами. Солнышка не видно. Пошел дождь, и все вокруг стало таким серым и унылым. Кажется, что этот дождь никогда не кончится. Кап, кап, кап…
7. Песня “Дождь идет” [автор 1 куплета И.Евдокимова, 2 куплет – авторский] - дети сидят в кругу по-турецки, поют песню и воспроизводят аккомпанемент звучащими жестами.
1. Дождь стучит по крыше
То громче, то тише.
Дождь стучит по крыше
То громче, то тише.
Постучал он мне в окошко,
Что же ты грустишь?
Ты попой со мной немножко
Песенку малыш.
2. Я смотрю, смотрю на дождь -
Ну что же ты льёшь?
Я смотрю, смотрю на дождь -
Ну что же ты льёшь?
Все деревья и кусты
Дождик замочил.
И гулять сегодня мне
Дождь не разрешил.
Воспитатель: Какая грустная песня! Что же нам делать, ребята, как развеселить Капельку? (Дети отвечают)
Воспитатель: Капелька, а ты знаешь, что дождь из серого и скучного может превратиться в веселый и разноцветный. У нас есть волшебная палочка и вот эти инструменты.
8. Игра “Дирижёр оркестра”. С. Майкапар. Пьеса “Дождик” - один из детей выбирается на роль дирижёра, остальные дети играют по своим партиям на металлофонах, ксилофонах, бубнах, колокольчиках и музыкальном треугольнике.
Воспитатель: Как еще можно веселиться, когда на улице дождь?
1 ребёнок: С дождиком можно поиграть.
9. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа.
Туча по небу гуляла - описываем перед собой
круг сцепленными руками
Дождик за руку вела, - берём за руку соседа и
качаем руками
Он шагал на тонких ножках - ходим пальцами по
телу:
В черных маленьких сапожках - опускаемся до
ступней,
Дождик всюду походил: - перебираем пальцами в
локтевой ямке,
На крылечке наследил, - то же самое другой
рукой,
В теплой луже покупался, - щекочем ладошку,
затем другую,
Топнул, шлепнул и умчался! - топаем, шлепаем по
бёдрам и прячем руки за спину.
Воспитатель: Что еще можно делать, когда грустно?
2 ребёнок: С дождиком можно потанцевать.
10. Коммуникативный танец-игра в кругу “Весёлый дождик” - дети под любую польку воспроизводят следующие движения: выставляют ладошки, ловят капельки, отряхивают капли с рук и ног перекрёстными движениями, хлопают в ладоши перед собой и друг с другом, сужают и расширяют круг, взявшись за руки, делают приставные шаги и т.д.
Воспитатель: Вот как весело нам стало! Осенью погода бывает разной. То солнышко выглянет, то дождик брызнет. Сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется “Погода”.
11. Подвижная игра “Погода” - дети делятся на 2 команды, становятся в 2 шеренги и соревнуются, чья команда точнее и внимательнее исполнит команды. Воспитатель может менять очерёдность команд.
Воспитатель: Будьте внимательны и правильно выполняйте мои команды:
Дождь! – хлопки
Сильный дождь! – топать ногами
Ветер! – качать кистями
Сильный ветер! – качать руками и корпусом
Буря! – команды меняются местами бегом.
Воспитатель: Я вижу, какое замечательное настроение у вас сейчас. А тебе, Капелька, стало веселее?
Капелька: Да. Мне очень весело, ведь у меня появилось много друзей.
Муз. руководитель: Конечно! Самое главное не то, какая погода на улице, а сколько у тебя друзей. А когда хорошее настроение, всегда хочется петь.
12. Заключительная песня под фонограмму “Осень наступила” [автор 1, 2 куплетов С.Насауленко, 3 куплет - авторский].
1. Осень, осень наступила.
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.
Припев: Кап! Кап! На дорожку!
Кап! Кап! На ладошку!
Дождик землю поливай,
С нами поиграй!
2. Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далёкую дорогу
Птицы собираются.
3. Пусть Вам солнышко из тучки
Нежно улыбается.
Не грустите люди в дождик,
Он всегда кончается!