Цель: 1.Дать понятие самостоятельные и служебные части речи.
2.Вырабатывать умение классифицировать слова в зависимости от того. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
3.Формировать умение ставить вопросы к словам, развивать устную и письменную речь.
Оборудование: таблички со словарными словами, индивидуальные карточки с пословицами, таблица «Части речи», толковый словарь.
Ход урока
1.Орг.момент: Порядок на столе-
Порядок в голове.
Начать урок готовы? (Да)
2.Минутка чистописания.
На доске и а е п т ю я
Запишите только гласные буквы. Обведите в кружок лишнюю букву.
Объясните выбор ( а, не дает мягкость согласным буквам)
3.Словарная работа.
-В римской мифологии была богиня Земли, звали ее Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
(работа с толковым словарем)
Территория - участок земли с определенными границами.
Терраса - летнее помещение в доме в виде настройки.
Террариум - специальный ящик с землей, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
Сколько в слове территория звуков и букв? (10, /р/, /й а/ )
Однокоренные ли эти слова? (нет) Запишите эти слова.
4.Беседа о многообразии слов.
-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? (нет)
-А во всех языках вместе взятых? (нет)
Представьте себе большой мешок, из которых высыпались слова. Что делать?
Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?
5.Постановка проблемы.
- Как же классифицировать слова?
Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
6.Поиск решения.
Наблюдение за словами в предложении. Упр.205 с.143.
Дети определяют. Что пропущенное слово в 1-м предложении отвечает на вопрос что делают? (аналогично 2 и 3 предложения)
-Запишите слова, которые можно вставить вместо точек.
Дети заканчивают схему:
(что делают?) (какие?) (кто?)
Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
7.Сообщение темы и цели урока.
-Эти группы называют частями речи. Как вы понимаете это выражение – части речи? (Все слова – речь. Речь делится на части, слова каждой части отличаются вопросами. На которые они отвечают, и тем, что они обозначают.)
8.Наблюдение за частями речи.
1. Упр.206, с.144 выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме.
Кто? Что? Что сделала? Что сделает?
Объявленье дала
улитка сдается (дать)
квартира
калитка какая?
покой отдельная
тишина когда?
огород однажды
Вывод: Самая большая группа- первая, в которой слов а отвечают на вопросы кто? Что?
9. ФКМ
Продолжение наблюдения за частями речи
2. Работа по карточкам.
(на парте у каждого ученика карточки с пословицами)
После дела за советом не ходят-1 вариант.
Без беды, друга не узнаешь.-2 вариант.
Прочитайте предложение, поставьте вопрос к каждому слову.
-К каким словам не смогли поставить вопросы? (к предлогам и союзам)
(Взаимопроверка)
Вывод: К предлогам и союзам вопросы поставить нельзя.
10. Работа с определением и схемой.
-Прочитайте определение на с.145.Как вы понимаете. Что деление слов на части – это закон языка?
-Рассмотрите схему. На какие две большие группы делятся части речи?
-Какие части речи называются самостоятельными? служебными ?
-Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают.
Приведите примеры слов.
11.Закрепление.
Упр. 209, с.146. Ученики объясняют смысл рисунка.
-Малыши всегда задают много вопросов: кто это? что это? что он делает? почему? и т.д. Дети спрашивают, потому что познают мир. Но если вдуматься, какие вопросы задают, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи - это слова, которые называют все, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.
12.Итог урока.
-Что общего у слов одной части речи?
-Какие части речи вы знаете?
13. Домашнее задание.
Упр.210, с.146. Выучить определение.